СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Манакова И.П. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начнемстого, что в широком смысле портфолио – это папка, которая характеризует личностный профессиональный рост человека, его индивидуальные достижения. Кроме того, портфолио является альтернативным методом оценки, позволяющий выявить уровень достижений педагога как с субъективной, так и объективной стороны.

На данный момент в педагогической практике активно используются три способа организации портфолио [1]:

‒ бумажное портфолио в виде папки достижений;

‒ электронное портфолио на диске (внешнем носителе) в виде набора файлов;

‒ электронное портфолио в виде сайта (или личной страницы специалиста), постоянно размещенное в сети Интернет.

Как указывает А. С. Тикуркина преимущество электронного портфолио пе-ред традиционным на бумажных носителях обусловлено [2]:

1. Широким внедрением в учебный процесс новых информационных и коммуникационных технологий, что позволило осуществлять достаточно большой объем учебной работы с обучающимися в сети Интернет. Понять и оценить достижения учителя в области сетевого обучения можно исключительно в сети Интернет.

2. Сетевой доступ к портфолио позволит значительно большему количеству людей познакомиться с достижениями конкретного учителя. Для родителей учеников электронное портфолио – это легкодоступная визитная карточка учителя.

3. Электронное портфолио постоянно находится в состоянии готовности и при его систематическом дополнении и обновлении не будет требовать временных затрат для очередного предоставления.

Поэтому наиболее перспективным представляется третий вид организации портфолио, поскольку в данном случае вся необходимая информация о владельце портфолио общедоступна и может быть показана с любого устройства, имеющего доступ в Интернет.

На данный момент существует большое количество альтернативных веб-ориентированных программных средств, которые позволяют реализовать электронное портфолио педагога (GoogleSites, Ucoz), которые часто используются педагогами для создания личных портфолио, а также общеобразовательными школами для создания сайтов учебных заведений.

Также для сравнения возможностей была выбрана социальная сеть ВКонтакте, которая предоставляет возможность создавать группы любого типа, и на данный момент является популярной для общения с учащимися и распространения информации.

Основными преимуществами конструкторов GoogleSites и Ucoz по сравнению с профессиональными CMS (Joomla, Drupal, WordPress) являются простота в использовании, без навыков владения веб-технологиями, русифицированный графический интерфейс и возможность разместить сайт в сети Интернет без оплаты, что оказывает существенное влияние на выбор ресурса. Однако в данном случае разработанный сайт будет храниться на хостинге провайдера, предоставляющего услугу и зависеть от возможных перестроек ресурса или закрытия сервиса. Недостатком конструктора Ucoz также является навязчивая реклама и наличие платных услуг, если необходимо расширить функционал.

Альтернативным способом создания портфолио педагога может стать социальная сеть ВКонтакте, позволяющая размещать все виды информации, поддерживать обратную связь, чтобы реализовать все необходимые разделы портфолио. Рассмотрим структуру портфолио в социальной сети более подробно.

Портфолио педагога в социальной сети ВКонтакте состоит из авторской страницы педагога, где приводится основная информация о нем, а также из группы сообщества, где педагог размещает информацию о себе, своих достижениях, достижениях учеников, свои методические разработки, формирует и ведет необходимые разделы портфолио. Авторская страница педагога в сети ВКонтакте хорошо подходит для хранения личных данных и портфолио-достижений, а также ведения авторского блога. Это уменьшает возможности педагога, поскольку для хранения наработок и личных сообщений есть только «Стена», где сообщения идут сверху вниз от самых свежих до самых старых, а также фотоальбомы, аудио-альбомы и видеоальбомы. Чтобы получить доступ к материалам за прошлый месяц или год, нужно прокручивать страницу вниз, что затрудняет поиск информации. Поэтому, чтобы расширить свое портфолио, педагогу также необходимо создать сообщество. Тем не менее выйти за рамки возможностей социальной сети не получится, здесь еще меньше возможностей по расширению функционала, чем в конструкторах, описанных ранее. Покажем подробно алгоритм создания такого портфолио.

Для создания портфолио в социальной сети ВКонтакте необходимо пройти три шага. Представим описание этих шагов более подробно:

Шаг 1. Регистрация в социальной сети.

Шаг 2. Заполнение профиля педагога:

ввод персональных данных: этот раздел будет виден всем участникам социальной сети, если не будут настроены права доступа. Здесь отражаются общие сведения о педагоге из «Личной карточки»: фамилия, имя, отчество, возраст, информация об образовании, контакты, профессиональная деятельность, краткая информация о себе (резюме), места работы;

настройка личной страницы и безопасности: этот шаг необходимо выполнить, чтобы обезопасить свою страницу и выбрать необходимые для отображения элементы такие как фото-, видео-, аудиоматериалы, текстовые сообщения и др.;

создание фотоальбомов достижений в виде фотоальбомов пользователя: согласно общей модели портфолио, фотоматериалы можно разделить по категориям «Результаты в профессиональной деятельности», «Результаты в научной деятельности», «Результаты в учебно-исследовательской деятельности», «Результаты в социокультурной деятельности», «Посещение мероприятий», «Отзывы о работе педагога», «Достижения учащихся», «Личные достижения»;

ведение персонального блога: в виде блога («Стена» в социальной сети) педагог может вести личный дневник, делать ссылки на другие сайты и интересные страницы ВКонтакте, размещать информация о событиях, делиться документами. Все сообщения хранятся в хронологическом порядке;

размещение видео и аудио материалов: педагог может представить свои уроки в виде видео или аудиозаписи и разместить на личной странице. Материалы не разделяются на категории. Формируется единый видеоальбом и аудиоальбом.

Шаг 3. Создание сообщества:

формирование разделов портфолио: разделы в сообществе призваны структурировать информацию. В виде разделов можно представить методические разработки. Используя специальную разметку (вики-разметка) педагог может создавать переходы между страницами, таким образом формируются «листы книги». В виде разделов могут быть представлены такие элементы портфолио педагога, как «Портфолио методических разработок», «Портфолио профессионального роста», «Портфолио организатора», «Портфолио инклюзивного образования», «Личная библиотека». Кроме того здесь могут быть представлены такие страницы «Личной карточки педагога», как «Список публикаций», «Резюме», «Ссылки на авторские разработки»;

создание фотоальбомов: аналогично фотоальбомам на странице пользователя можно вести портфолио достижений в сообществе. Согласно общей модели портфолио, фотоматериалы можно разделить по категориям: «Результаты в профессиональной деятельности», «Результаты в научной деятельности», «Результаты в учебно-исследовательской деятельности», «Результаты в социокультурной деятельности», «Посещение мероприятий», «Отзывы о работе педагога», «Достижения учащихся», «Личные достижения»;

формирование ссылок на другие страницы: это ссылки для перехода на внешние источники (например, сайт министерства образования или личный сайт педагога). В виде ссылок можно организовать ту часть «Личной библиотеки», которая связана с публикациями в сети интернет;

добавление документов (методических разработок): документами могут быть представлены методические разработки в текстовых форматах (например, с расширением .doc или .pdf). Все документы располагаются в виде списка согласно дате их добавления;

ведение блога сообщества: аналогично персональному блогу на личной странице в виде блога сообщества («Стена» в социальной сети) педагог может вести личный дневник, делать ссылки на другие сайты и интересные страницы ВКонтакте, размещать информация о событиях, делиться документами. Все сообщения хранятся в хронологическом порядке;

ведение отдельных бесед (обсуждений): в виде «бесед» могут быть представлены отдельные темы занятий, обсуждение решения задач и др. Это небольшие сообщения, которые публикуются друг за другом. Интерактивная беседа предполагает разговор, где будут участвовать педагог и учащиеся, а также могут быть организованы отдельные темы для ответов на вопросы родителей и др. Отдельные беседы могут представлять такие элементы портфолио педагога, как «Портфолио методических разработок», «Портфолио профессионального роста», «Портфолио организатора», «Портфолио инклюзивного образования», «Личная библиотека».

Список литературы

Смолянинова, О. Г. Использование технологии е-портфолио в высшем образовании в Российской Федерации [Текст]. / О. Г. Смолянинова, О. А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2011. ‒ № 9.

Тикуркина, А. С. Структура и функции электронного портфолио учителя иностранного языка [Текст]. // Вестник ТГУ. ‒ 2013. ‒ № 1 (117).

Просмотров работы: 63