В условиях современного образования и требований общества все больше во время обучения используются информационно-коммуникационные технологии. Сегодня каждое образовательное учреждение, в том числе и профессиональное должно иметь свою информационно-образовательную среду, которая является одним из условий достижения нового качества образования. Обучение все больше переходит на использование ИКТ-технологий, создаются электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы, используются виртуальные лаборатории, веб-квесты, электронные тренажёры, мультимедиа технологии.
Остановимся более подробно на процессе организации электронного обучения в учреждениях профессионального образования.
Согласно Закону РФ №273-ФЗ «Об образовании», ст. 16 под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
Организации, осуществляющие профессиональное обучение вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации своих образовательных программ
Несколько иная трактовка электронного обучения представлена А. Г. Сергеевым. Электронное обучение — изучение материала на основе разработанных сценариев с использованием мультимедийных и коммуникационных технологий. Преподавателю отводится функция формирования сценария обучения, содержание которого представляет собой материалы, определяющие цель обучения, все составляющие обучения вплоть до способов контроля. Используются не только онлайн, но и оффлайн-средства. Электронное обучение воспринимается как надстройка над информационно-коммуникационной инфраструктурой средств электронного обучения (электронных книг, онлайн-лабораторных работ, программ тестирования, интегрированных учебных платформ и т.д.), позволяющая систематизировать и упорядочить имеющиеся информационные ресурсы [2].
Необходимо отметить, что понятие электронного обучения является достаточно новым в образовании, оно формируется и уточняется и ему посвящено еще немного работ (Е. А. Буденкова, Д. С. Дмитриев, В. А. Леднев, И. Н. Розина, Ю. Б. Рубин, Т. А. Семкина, А. В. Соловов, О. Е. Чернова, С. А. Щенников). Анализ научной литературы показал, что электронное обучение рассматривается как многоаспектное явление с позиций системного, интегративного (А. А. Андреев, K. M. Christensen, M. B. Horn, H. Staker) и компетентностного (Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина, Л. М. Левина) подходов.
Рассмотрим основные дидактические принципы электронного обучения, основываясь на научной позиции С. В. Титовой (см. табл. 1) [6]
Таблица 1
Принципы электронного обучения
Принцип |
Описание |
Природосообразности |
Содержание электронного обучения должно соответствовать возрастным особенностям обучающегося, а время работы за компьютером должно быть ограниченно в соответствие с требованиями СанПиН. |
Субъективизма |
Обучающийся является активным субъектом познания, осознающим свое место в процессе электронного обучения. |
Комплексности |
Материал, использующийся в процессе электронного обучения, должен быть представлен с комплексным использованием вербальных, графических, изобразительных, звуковых средств и технологий, для обеспечения его лучшего усвоения. |
Интерактивности |
Обучающийся должен быть максимально вовлечен в процесс электронного обучения, за счет реализации различных видов интерактивности (содержательной, порядковой, временной, творческой, обратной связи) |
Нелинейности |
Структура образовательного процесса электронного обучения должна быть индивидуально ориентированной, и составлена с учетом особенностей обучающихся. У обучающегося есть альтернатива относительно времени изучения материала, порядка тем, их содержания и педагога, сопровождающего образовательный процесс. |
Гуманизации |
Личность и её необходимый уровень её развития для полноценной жизни её в информационном обществе ставится основной целью электронного обучения. |
На основании приведенных выше выводов, можно сделать вывод о том, что электронное обучение основывается на тех же принципах, что и традиционное обучение, за исключением принципов комплексности и нелинейности. Благодаря появлению электронных образовательных сред, процесс реализации индивидуализации образования стал проще. Появление электронного обучения, также повлекло за собой трансформацию способов взаимодействия участников процесса. Рассмотрим технологии реализации электронного обучения по способам взаимодействия (см. табл. 2) [3][4][5].
Таблица 2
Технологии организации
электронного обучения по способам взаимодействия
Технология |
Описание |
Преимущества |
Недостатки |
Кейс-технологии |
Предполагается удаленная выдача заданий — кейсов, представляющих собой единый информационный комплекс, содержащий в себе необходимую теоретическую информацию, разобранные и описанные примеры заданий и задания для самостоятельного выполнения. Кейсы могут быть созданы в виде самостоятельных файлов, расположенных на электронных ресурсах или отправляемых по почте, а могут быть сделаны с помощью специальных сервисов (например, веб-квесты). |
Низкие затраты на поддержание образовательной системы. Кейсы содержат всю необходимую информацию. |
Слабая система поддержки обучающегося. Необходимость организации консультиро-вания и контроля обучающегося |
Сетевые технологии |
Процесс обучения реализован на основе использования электронной образовательной сети. В электронную среду частично или полностью перенесены отдельные элементы учебной деятельности (задания для практических и лабораторных работ, лекции и семинарские занятия, учебные и профессиональные проекты и др.). Преподаватель назначает обучающимся определенный тип заданий и обозначает время проведения контроля его выполнения. Поддержка процесса электронного обучения происходит средствами дистанционной коммуникации (онлайн-консультации, форумы, чаты и др.) |
Сокращение объема аудиторной нагрузки. Возможность вовлечения большего числа учащихся в процесс обучения. Высокая интерактивность. Оперативная поддержка процесса обучения. Возможность выбора индивидуальной траектории обучения. |
Большие первичные затраты на организацию и проектирование электронного обучения. Зависимость от качества сети. Необходимость постоянной поддержки ресурса. |
Теле-, радио- и спутниковые коммуникации |
На сегодняшний день технология является устаревшей. Процесс обучения при таком подходе линеен и связан с жесткими рамками времени. Организатору вещания необходимо продумать заранее возможные вопросы учащихся и учесть их в своей речи. |
Возможность реализации процесса обучения в удаленных населенных пунктах. |
Строгое время трансляций. Линейность процесса обучения. Отсутствие системы поддержки и контроля. |
Стриминговые технологии |
Под стрим-технологиями следует понимать методы подготовки, трансляции и сохранения информации потокового воспроизведения с использованием персонального цифрового устройства и современных телекоммуникационных сервисов сети Интернет. Потоковое воспроизведение используется как средство поддержки процесса образования. |
Возможность организации онлайн-лекций и конференций. Общение большой группы людей в режиме онлайн. Совместное выполнение заданий. |
Строгое время трансляций. Зависимость от качества сети. |
Таким образом, в зависимости от поставленных целей электронного обучения, можно применять как отдельно выделенные выше технологии, так и смешанные. На наш взгляд в среднем профессиональном образовании, наиболее хорошо применимы сетевые технологии с элементами кейсов. Это связано с тем, что студенты среднего профессионального образования не являются самостоятельными субъектами обучения, им необходим тьютор, направляющий ход их развития, а также им требуются онлайн-консультации для разрешения возникших вопросов.
Описанные выше технологии были конкретизированы западными исследователями K. M. Christensen, H. Staker, M. B. Horn [6], которые разделили технологии электронного обучения по видам деятельности всех субъектов образовательного процесса (см. табл. 3).
Таблица 3
Технологии электронного обучения по деятельности обучающегося
Название |
Описание |
Условия обучения |
«Face-to-Face-Driver» («Лицомклицу») |
Обучение происходит непосредственно в аудитории с использованием различных ИКТ для более эффективного представления информации, устранения неуспеваемости или опережения учебного процесса. |
Большая часть процесса обучения происходит очно и индивидуально. Зависит от количества аудиторных часов. |
«Rotation» («Ротация») |
Предполагается систематическая смена сетевого и очного обучения. В этом случае, электронное обучение выступает как поддержка основного образовательного процесса. |
Часть процесса обучения происходит очно, а часть дистанционно и индивидуально. Может быть организована работа в группах. Зависит от количества аудиторных часов. |
«OnlineLab» («Онлайн-лаборатория») |
Обучение происходит непосредственно в аудитории с использованием специального оборудования, виртуальных лабораторий, средств компьютерного моделирования и средств VR/AR, для освоения сложных навыков и снижения экономических затрат на дорогостоящее оборудование. |
Большая часть процесса обучения происходит очно и индивидуально. Зависит от количества аудиторных часов и количества посадочных мест в классе. |
«Flex» («Гибкий график») |
Процесс обучения организован с помощью информационной образовательной среды, регламентирующей содержание и последовательность обучения, размещенной в сети Интернет. Обучающиеся самостоятельно выбирают когда и какие элементы курса они будут выполнять. |
Большая часть процесса обучения происходит дистанционно. Очное взаимодействие участников процесса предусматривается только для проведения консультаций или обсуждения достигнутых результатов. Не зависит от аудиторных часов. |
«Online-Driver» («Онлайн обучение») |
Процесс обучения четко структурирован и управляем информационной образовательной средой, размещенной в сети Интернет. Выбор содержания и последовательности обучения постоянно согласуется с тьютором и результатами предыдущего обучения. |
|
«Selfblend» («Выбери сам») |
Процесс обучения построен на свободном использовании информационной образовательной среды, размещенной в сети Интернет. Изучаемые курсы дополняют основное образование и не являются обязательными к изучению. |
На основе уже имеющегося опыта организации электронного обучения можно выделить несколько моделей, позволяющих внедрять описанные выше технологии (см. табл. 4) [7].
Таблица 4
Модели электронного обучения
Модель |
Описание |
Пример |
«Перевернутый класс» |
Предварительное ознакомление обучающихся с учебным материалом происходит самостоятельно, средствами электронных образовательных ресурсов. Обобщение полученных знаний происходит непосредственно, при организации аудиторной работы. |
Подготовка к проведению семинарского занятия Подготовка к проведению лабораторных и практических работ |
«Смена рабочих зон» |
В рамках отведенного промежутка учебного времени, обучающиеся разбиваются на группы. Каждая группа или участники группы выполняет свой вид деятельности (изучение учебного материала, работа с онлайн-ресурсами, проведение практических работ и др.) с обсуждением в общем электронном пространстве. По истечении отведенного времени происходит ротация вида деятельности между группами (участниками групп). В конце происходит обязательное общее обсуждение полученных результатов. |
Моделирование процесса профессиональной деятельности |
«Автономная группа» |
Среди обучающихся выделяется отдельная группа, объединенная индивидуальными особенностями или потребностями. Для этой группы назначается специально разработанная программа, основанная на использовании дистанционных образовательных технологий и электронных средств взаимодействия, учитывающая особенности этой группы. |
Проведение дополнительных занятий, консультаций. Подготовка к конкурсам профессионального мастерства. Организация поддержки обучающихся отстающих или опережающих программу |
«Индивидуальная траектория» |
Подразумевает индивидуальную управляемую работу обучающихся в информационной образовательной среде. |
Обратимся к структуре электронного обучения, с целью определения наиболее оптимальной в системе среднего профессионального образования.
Большинство авторов занимающиеся технологиями электронного обучения считают, что электронное обучение включает в себя три ключевых компонента — технологии (программное обеспечение, позволяющее проводить сам процесс обучения), люди (все субъекты образовательного процесса) и процессы (оперативные компоненты образовательной среды, предназначенные для взаимодействия всех участников).
С технической точки зрения можно выделить такие компоненты как информационная образовательная среда, средства взаимодействия и клиентский комплекс, отвечающий за необходимый интерфейс.
С нашей точки зрения, электронное обучение, являясь разновидностью образовательного процесса, включает в себя целевой компонент, определяющий его цели, задачи и требуемые результаты; содержательный компонент, регламентирующий содержание обучения и последовательность его изучения; процессуальный компонент, устанавливающий наиболее предпочтительные формы и методы обучения в электронной образовательной среде, а также результативный компонент, определяющий применяемые формы и методы контроля получаемых результатов в процессе обучения.
Обобщая все выше сказанное, под электронным обучением будем понимать организацию учебных материалов с использованием средств информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий, разработанных в рамках образовательно процесса с возможностями опосредованного или частично опосредованного взаимодействия участников.
На сегодняшний существует множество форм и методов внедрения электронного обучения. Анализ данной области показал, что использование методик электронного обучения позволяет создать для каждого учащегося наиболее благоприятные условия для усвоения учебного материала: индивидуальный темп работы, возможности выбора материала для освоения, поддержка со стороны преподавателя и группы, организация групповых занятий как в рамках аудитории, так и за её пределами. Кроме всего прочего электронное обучение — отличная среда для изучения возможностей IT-технологий, поскольку данный вид обучения создан с их помощью.
На основании проведенного анализа особенностей организации электронного обучения и образовательного процесса в системе среднего профессионального образования была разработана модель электронного обучения (см. рис. 1) на основе широко применяемого на практике системно-деятельностного подхода.
Рис. 1. Модель электронного обучения
Данная модель включает четыре основных компонента целевой, определяющий цели и задачи обучения; содержательный, в котором на основе нормативно-правовых актов, существующих методических рекомендаций проектируется содержание обучения и требуемые результаты; процессуальный компонент, включающий наиболее эффективные формы и методы обучения (проблемная лекция, лекция с обратной связью, видео-лекция, вебинар, практикум, мастер-класс, тренинг, мозговой штурм и др.); результативный компонент, определяющий необходимые результаты каждого из описанных выше компонентов.
На основе предложенной модели электронного обучения, и описанных технологий его реализации, выделим наиболее подходящие из них для применения при обучении студентов среднего профессионального образования: кейс-технологии; сетевые технологии и технология онлайн-обучения.
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/. – Загл. с. экрана.
Сергеев, А. Г. Введение в электронное обучение: монография [Текст]. / А. Г. Сергеев. – Владимир: Издательство ВлГУ, 2012. – 182 с.
Поршнева, Л. В. Кейс-технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/chto_takoe_kejs__te
hnologii_180232.html. – Загл. с. экрана.
Медведская, Т. М. Сетевые технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6278958/. – Загл. с. экрана.
Семеновских, Т. В. Методика электронного обучения [Текст]. / Т. В. Семеновских. – Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 2015. – 55 с.
Семенова, И. Н., Слепухин, А. В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. № 8. 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n
/didakticheskiy-konstruktor-dlya-proektirovaniya-modeley-elektronnogo-distantsio
nnogo-i-smeshannogo-obucheniya-v-vuze. – Загл. с. экрана.
Краченко, Г. В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия АлтГУ. № 2 (82). 2014. с. 22-25