РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Храмцов Д.А. 1, Мащенко М.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 годы миссией современной школы является реализация каждым выпускником своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В любом образовательном учреждении должны быть созданы условия для развития, воспитания, самоопределения личности учащегося, что позволит обеспечить успешную социализацию учащихся непосредственно в образовательной среде образовательного учреждения [1].

Для педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения информатике целесообразно создать электронный образовательный ресурс, включающий в себя все необходимые материалы в соответствие с представленным тематическим планированием по предмету. Разрабатываемый ресурс должен быть четко структурирован и понятен всем субъектам образовательного процесса, кроме образовательной функции он должен выполнять воспитательную функцию и способствовать развитию самоопределения обучающихся.

В качестве средства разработки электронного образовательного ресурса был выбран сервис Google Classroomудобный инструмент для организации электронного обучения и организации электронной информационной образовательной среды по конкретному предмету. Данный сервис является бесплатным и доступным для большинства образовательных учреждений.

Google Classroom создавался в качестве ещё одной службы Google, которую можно использовать для образования, как и уже известные Gmail, Docs и Drive. Сервис Google Classroom позволяет обеспечить дистанционное или электронное обучение какому-то определенному курсу путём быстрой интеграции уже существующих образовательных сервисов Google с Google Drive, наличия удобного интерфейса и новых возможностей, необходимых педагогам.

Данный сетевой сервис удобен как для педагогов, так и для учащихся. Он требует минимальную поддержку со стороны технических специалистов для развертывания [3]. Необходимо отметить, что пока данный сервис доступен только из аккаунтов Google Apps for Education, и использование его влечет необходимость выдачи аккаунтов не только разработчикам, но и обучающимся.

Выделим основные особенности Google Classroom [2] для создания педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся см. табл. 1.

Таблица 1

Особенности сетевого сервиса GoogleClassroom

Название

Содержание

Применение

Настройка класса

Для каждого класса создаётся свой код.

Код классов ученики используют для присоединения к сообществу и не нужно создавать предварительные реестры

Интеграция с GoogleDrive

Автоматически создается папка «Класс» на диске Google.

Учитель использует, папку «Класс» автоматически созданную на его диске Google с новыми вложениями для каждого создаваемого класса

Организация

На странице каждого ученика автоматически создается папка для каждого класса.

Ученики используют
Google Classroom, папка «Класс» создается на странице их Google-диска с вложенными папками для каждого класса, к которому они присоединяются.

Автоматизация

Создание задания в виде Google-документа.

Платформа создает и распространяет индивидуальные копии документа для каждого ученика в классе.

Сроки

При создании задания учитель указывает срок выполнения работы.

Когда ученик предоставляет задание до начала срока, на его документе появляется статус «Просмотр», что позволяет учителям делать сортировку.

Работа/

Исправление

Обеспечение обратной связи.

Когда ученики приступили к своей работе, учитель может обеспечить обратную связь в тот момент, когда ученик находится в статусе «Просмотр» («Viewing»). Когда работа возвращается ученику, школьник снова переключается в статус «Редакция» («Edit») и продолжает работу над документом

Обзор

И учителя, и студенты могут видеть все задания на главном экране GoogleClassroom.

Контроль работы сразу в нескольких классах.

Связь

Создание классных объявлений, возможность комментирования заданий.

Возможность поддерживать связь и быть в курсе статуса каждого задания.

Учитывая выделенные особенности Google Classroom, опишем процесс создание электронного образовательного ресурса с его помощью.

Для создания нового электронного учебного курса доступны три основные вкладки: лента, задания, пользователи. Первоначально видны две вкладки «Лента» и «Пользователи», тогда как вкладку «Задания» нужно добавлять в курс.

В ленте отображается актуальная информация по разработанному курсу (учебные материалы, объявления, задания, видны комментарии пользователей), в той последовательности, в которой разработчик добавляет информацию в курс (объявления преподавателя; информация об учебных материалах для слушателей; информация о заданиях для учащихся; объявления от самих учащихся (при определенных настройках)).

При создании Объявлений («Добавить новую запись») преподаватель может добавить различный материал, содержащий изображения, прикрепить файл (загрузив его с компьютера или Google Диска), опубликовать ссылку на видео с Youtube или дать ссылку на внешний сайт. При этом весь загруженный в Ленту курса материал помещается в папку курса на Google Диске, увидеть которую можно во вкладке «Задания».

Вкладка «Задания» позволяет добавить учебные материалы в курс и распределить задания по темам в необходимой последовательности и настроить возможность оставлять записи в ленте относительно этих заданий.

Во вкладке «Задания» возможно:

создавать задания, вопросы и группировать их по темам.

добавлять учебные материалы (различного типа) и объединять их по темам.

упорядочивать темы и материалы в них (если у материала нет темы, он расположен вверху страницы).

Созданные задания могут быть различного типа (см. рис. 1).

Рис.1. Пример создания практического задания

Во-первых, в качестве задания можно прикрепить любой документ, находящийся на компьютере или на Google Диске, дать ссылку на видео. Во-вторых, можно предложить выполнить практическую работу или контрольную работу в виде теста (появилась возможность создавать Задания с использованием Google Формы с выбором одного или нескольких ответов, открытые задания, задания с использованием рисунков и видео и др.).

В-третьих, можно добавить вопрос, который смогут комментировать как преподаватели, так и другие учащиеся (при определенных настройках).

После выполнения заданий слушателями, сведения об этом автоматически поступают к преподавателю. Преподаватель может проверить задания учащихся, выставить оценки, прокомментировать ответы слушателей.

В разделе «Пользователи» создается список обучаемых, присоединившихся к курсу (по коду или добавленных вручную).

Как правило, после создания курса разработчик создаёт главную страницу, на которой представляет описание курса — программу, дату начала и окончания курса, правила работы и требования к обучаемым, ссылку на форму регистрации. Автор курса отправляет всем прошедшим регистрацию на посадочной странице Код курса (обучающиеся сами добавляются на курс) или вручную приглашает учеников на курс.

Проведенный анализ возможностей и особенностей работы с Google Classroom позволил выявить следующие преимущества и недостатки этого сервиса (см. табл. 2).

Таблица 2

Преимущества и недостатки Google Classroom

Преимущества

Недостатки

Бесплатность и доступность.

Отсутствие рекламы.

Простота настройки создаваемого курса и русскоязычный интерфейс.

Возможность проверять выполненные обучающимися задания.

Возможность приглашения до 20 преподавателей для проведения учебного курса.

Хранение всех материалов курса в облачном хранилище — Google Диске, в том числе и заданий, выполненных учащимися.

Возможность коммуникации: между преподавателем и обучающимися, между самими участниками курса. 

Учащиеся могут просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы преподавателю. 

Интеграция со всеми сервисами Google (Диском, Документами, Календарем, Формами и Gmail).

Не предусмотрена вебинарная комната для онлайн встреч с обучаемыми.

Нет настроенного защищенного электронного журнала (табеля успеваемости обучаемого).

Для авторов, имеющих личные аккаунты, существуют ограничения: количество участников курса не более 250 и присоединиться к курсу в один день могут только 100 человек.

Таким образом, можно заключить, что Google Classroom является доступным, бесплатным легко настраиваемым сервисом – платформой для создания любого электронного образовательного ресурса, поддерживающего обратную связь с обучаемым.

Опираясь на рассмотренные выше теоретические аспекты использования сервиса Google Classroom, покажем процесс разработки электронного образовательного ресурса для педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения информатике.

1. Для создания нового курса или электронного образовательного ресурса в первую очередь необходимо перейти в Google Classroom при помощи ссылки или главного меню в браузере (см. рис. 2).

Рис. 2. Процесс перехода к Google Classroom

2. Для того, чтобы создать курс, необходимо заполнить следующие пункты — название курса, раздел и предмет (см. рис. 3):

Рис. 3. Создание курса по определенной теме

После заполнения основных сведений о курсе необходимо выполнить его настройку. В этих целях необходимо сделать тщательное планирование курса, выделив тематику, требуемые результаты, а также формы и методы обучения см. табл. 6. В соответствие с представленным планированием следует загрузить все необходимые дидактические материалы, систематизировав их на материалы для изучения нового материала, упражнения для закрепления темы, творческие задания, материалы для контроля пройденного материала. Загружаем необходимые темы и уроки, процессом нажатия на кнопку в правом нижнем углу и выбрав пункт меню «Создать задание» (см. рис. 4).

Рис. 4. Наполнение курса учебным материалом

4. Возможен вариант создания вопроса, создания объявления и использования задания повторно (в том числе из другого курса). Задание возможно назначить как для всех учащихся, так и для группы или одного. Созданное задание отобразится в ленте (см. рис. 5):

Рис. 5. Процесс присвоения задания учащимся

Оповещение о назначенном задании будет отравлено на электронную почту учащимся.

Таким образом, преподаватели могут организовывать курсы, приглашать учащихся и других преподавателей. В ленте курса удобно публиковать задания, объявления и вопросы, комментарии. Обучающиеся могут просматривать задания в ленте или календаре курса либо на странице «Список дел». Все материалы автоматически добавляются в папки на Google Диске. Информация о сданных работах постоянно обновляется, что позволяет преподавателям оперативно проверять задания, ставить оценки и добавлять комментарии, есть возможность скопировать все оценки в Google таблицу, для дальнейшего анализа успеваемости учащихся.

Список литературы

Андриенко, Е. В. Социализация молодежи в условиях развития современного образования [Текст]. / Е. В. Андриенко // Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск. – 2004 г. – 80 с.

Нью ту нью [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: https://newtonew.com/web/vvedenie-v-google-classroom. – Загл. с экрана.

Сан-тит [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://san-tit.blogspot.com/2015/07/classroom-by-google.html. – Электрон. дан – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 10