С информатизаций образования, широким распространением Интернета во всех школах использование on-line сервисов для организации образовательного процесса стало более востребованным. Актуальность on-line сервисов, как информационных средств обучения возросла с повышением цен на коробочное программное обеспечение.
Перечислим наиболее важные дидактические возможности on-line сервисов:
интерактивный диалог между пользователем и on-line сервисами;
наглядное представление учебной информации об изучаемом объекте, процессе;
на экране визуально представляются математические, информационные и другие модели исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений (реальных и виртуальных);
в облачном хранилище сохраняются большие объемы информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования с любого компьютера в сети;
возможность автоматизировать процессы вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработать результаты учебного эксперимента, возможность его многократно повторить;
для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в сети Интернет [3].
Проанализировав авторов учебно-методического пособия «Интернет-технологии в образовании» и пособие И. Г. Захаровой Информационные технологии в образовании» [1, 2], выделим достоинства и недостатки использования on-line сервисов (см. табл. 1).
Таблица 1
Достоинства и недостатки on-line сервисов
Достоинства |
Недостатки |
Уменьшение материальных затрат (не надо покупать и устанавливать программный продукт). Нет жестких требований к параметрам ПК (мощности процессора, версии операционной системы и т.д.). Данные хранятся, редактируются, быстро передаются, распечатываются. Централизованное хранение данных. Добавляют новые возможности, исправляют ошибки сами разработчики. Возможность найти альтернативный сервис. Разработчик автоматически делает резервную копию данных пользователей. Работать можно индивидуально и совместно. |
Необходимо наличие стабильного высокоскоростного интернет-соединения. Возможность внезапного отключения электричества. Не у всех обучающихся есть навыки работы с ресурсом, возможно отсутствие ПК. |
Оn-line сервисы помогают педагогам продуктивно организовать учебную и самостоятельную деятельность обучающихся. Для использования on-line сервиса, необходим доступ в сеть Интернет. «Интернет ― это возможность получить информацию в режиме on-line, то есть в тот момент, когда она нужна», — считает И. Г. Захарова [1, с. 14].
В рамках нашего исследования был проведен опрос на предмет использования on-line сервисов в профессиональной деятельности учителей-предметников (179 человек) школ г. Н. Тагила и Пригородного района, которые представлены в таблице (табл. 11).
Таблица 2
Результаты опроса использования on-line сервисов
Предмет |
Используемые on-lineсервисы |
Истории и обществознание |
Сдам ГИА Д. Гущина, ментальные карты, инфографика |
География, биология |
Создание кроссвордов, облако слов |
Информатика |
LearningАpps, облако слов, Сдам ГИА Д. Гущина, и др. |
Русский язык и литература |
Сдам ГИА Д. Гущина, сайт ФИПИ, создание кроссвордов |
Физика, химия |
Сдам ГИА Д. Гущина, LearningАpps |
Математика |
Якласс, Сдам ГИА Д. Гущина, создание кроссвордов |
Иностранный язык |
LearningАpps,Сlasstools.net |
Таким образом, результаты опроса учителей-предметников показали востребованность on-line сервисов как средств обучения.
Дадим краткий обзор популярных on-line сервисов, в соответствии с их назначением (см. табл. 12).
Таблица 3
Виды сетевых сервисов и их назначение
Вид сетевых сервисов |
Назначение |
Примеры |
Социальные поисковые системы |
Совместный поиск информации с использованием предпочтений группы |
http://www.swicki.com, http://www.google.com/coop, http://rollyo.com |
Классификаторы |
Систематизированное хранение коллекций закладок на веб-ресурсе |
http://delicious.com, http://diigo.com, http://ma.gnolia.com, http://bookmarks. google.com |
Блоги |
Электронный дневник, позволяющий регулярно добавлять короткие записи, изображения или мультимедиа, отсортированные в обратном хронологическом порядке |
http://www.LiveJournal.com, https://www.blogger.com |
ВикиВики |
Система, поддерживающая простой и доступный способ индивидуального или группового создания гипертекста |
http://letopisi.org/index.php https://ru.wikipedia.org |
Социальные медиа хранилища |
Совместное упорядоченное хранение медиа файлов любого типа |
http://flickr.com, http://picasa.google.com, http://www.youtube.com, http://rutube.ru, http://www.scribd.com |
Географические сервисы |
Изучение поверхности Земли по данным спутниковых снимков, совместная работа с картами мира, возможность совместно размещать информацию и объекты на географических картах, описывать географические объекты |
http://maps.google.com, http://earth.google.com; http://panoramio.com; http://sketchup.google.com; http://wikimapia.org. |
Офисные приложения |
Совместная работа с офисными приложениями и хранение документов всех типов |
http://docs.google.com; https://onedrive.live.com |
Графические редакторы |
Создание и редактирование графических изображений, возможность совместной работы |
Adobe Photoshop Express, PXN8, Fauxto, Picture2Life, Picnik, Pixer.us |
Имитация искусственного интеллекта |
Демонстрация возможностей искусственного интеллекта, организация диалога, создание помощника или путеводителя |
http://iii.ru |
ОбразовательныеWeb 2.0 |
Генерация облака слов Виртуальные доски для групповой работы Создание ментальных карт Дидактические материалы для уроков (пазлы, кроссворды, тесты, видео, игры и т.д) |
Tagxedo, ,Word It Out,Wordle-net Conceptboard Mind42, Mindomo Brain Flips, СlassTools, Jigsaw Planet, Jig Zone, LearningApps, Study Stack, ProProfs, Word Learner, Zondle, |
Рассмотрим более подробно наиболее популярные из образовательных сетевых сервисов.
Сервис LearningApps [4] является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Это конструктор для разработки различных интерактивных заданий по разнообразным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе.
Сервис LearningApps имеет понятный пользовательский интерфейс на пяти языках мира. В данном сервисе можно быстро создавать интерактивные учебно-методические задания по разным предметам, используя образцы галереи LearningApps. LearningApps.org позволяет в режиме on-line создавать и использовать интерактивные задания самых разных видов: викторины, вставка пропусков в текст, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подобрать пару и многое другое. Задания, имеющиеся на сайте, рассортированы по категориям (тематике), уровням образования (рис. 1). Правильность выполнения заданий проверяется сразу же. Чтобы интерактивные задания могли размещаться на страницах сайтов или блогов преподавателей, учащихся, сервис предоставляет возможность получения QR-кода.
Рис. 1. «Сервис LearningApps»
Сервис «Фабрика кроссвордов» [7] – позволяет быстро составить или сгенерировать кроссворд on-line для учёбы или досуга, а также разгадывать кроссворды других посетителей сайта. На сайте есть инструкция, как создать кроссворд или сгенерировать его. Приступить к работе по созданию кроссворда можно без регистрации, после сохранения кроссворда доступна ссылка, которую можно отправить ученикам, а также есть версия для печати (см. рис.5).
Сервис puzzlecup.com [5] – полностью бесплатный, русскоязычный. Использование данного сервиса направлено на поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, умение использовать дополнительные литературные и справочные источники в работе, воспитывает любознательность.
Кроссворды развивают эрудицию, расширяют словарный запас, тренируют память и внимание. Процесс разгадывания активизирует умственные ресурсы, приучает к чёткой логике и рассуждению.
Рис. 5. Сервис «Фабрика кроссвордов»
Сервис Сlasstools.net [6] – бесплатный on-line сервис, инструмент для создания диаграмм и блок-схем всевозможных структур (см. рис. 6).
С помощью on-line сервиса можно создавать различные задания:
«фишбоун» ― шаблон для создания диаграмм Ишикавы;
«гамбургер» ― забавный инструмент, который можно использовать для анализа текста;
«бриллиант» ― можно использовать для выбора 9 ключевых терминов, проблем, фактов, вопросов по теме, которые помещаются в отдельные боксы. Каждый бокс можно раскрасить разными цветами, есть возможность добавить пояснения;
«лента времени» ― простейший инструмент для создания лент времени;
«ранжирование» ― можно выявить различные проблемы или сформулировать вопросы по тексту с последующим ранжированием по заданному критерию;
«цель» ― инструмент для анализа текста;
«диаграмма Венна» — позволяет обучающимся сравнивать и сопоставлять, искать сходства и различия между двумя или тремя ключевыми событиями, концепциями или людьми, инструмент для построения аналитических диаграмм из двух или трех кругов.
Рис. 6. Сервис «Сlasstools.net»
Данный сервис поможет учащимся создавать различные алгоритмы, визуализировать информацию, развивает способность к логическому мышлению. Недостаток сервиса — англоязычный интерфейс, требуется перевод.
«Образовательные тесты» [6] — это бесплатный on-line сервис с русскоязычным интерфейсом, который позволяет создавать тесты. Сервис предоставляет возможность создать тест в on-line режиме, скачать его и пройти тест без подключения к Интернету. На компьютер не требуется устанавливать дополнительные программы. Все задания структурированы по различным предметам, классам. Тестовое задание можно использовать многократно. Результат выполнения виден сразу, без дополнительной регистрации. Задания простые и доступные. Интерфейс дружественный и интуитивно понятный. Проверить свои знания могут все желающие, выбрав соответствующий раздел для тестирования (см. рис. 7).
Рис. 7. Сервис «Образовательные тесты»
Таким образом, можно заключить, что проанализированные в параграфе сетевые сервисы являются эффективными инструментами для обработки и представления информации для различных целей и могут выступать основой для организации информационной образовательной среды. Проведенный анализ показал, что среди всех сетевых сервисов, особую группу занимают образовательные, большая часть которых направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий (см. табл. 13).
На наш взгляд, сервис LearningApps.org, является наиболее подходящим для развития познавательных универсальных действий, в связ с тем, что он содержит целый комплекс инструментов для создания интерактивных учебных заданий, представленные в виде пазла, викторины, кроссворда и т.п.
Список литературы
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. [Текст]. / И. Г. Захарова. – М., 2003. – с.210.
Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3 [Текст]. // Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – с.114.
Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования.[Текст]/ И. В. Роберт. – М., 2010 –80 с.
Сервис LearningApps. [Электронный ресурс]. − Загл. с экрана. − Режим доступа: https://learningapps.org/ − Загл. с экрана.
Сервис Puzzlecaup. [Электронный ресурс]. − Загл. с экрана. − Режим доступа: http://puzzlecup. com/crossword-ru/ −Загл. с экрана.
Сервис Образовательные тесты. [Электронный ресурс]. − Загл. с экрана. − Режим доступа: https://testedu.ru/− Загл. с экрана.
Сервис Фабрика кроссвордов. [Электронный ресурс]. − Загл. с экрана. − Режим доступа: http://puzzlecup. com/crossword-ru/ − Загл. с экрана.