«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В этих словах В. А. Сухомлинского сформирована важность вопроса и программа действий каждого учителя по развитию творческого потенциала личности ученика.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, зачастую это приводит к их эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже в плане развития способностей. В этой связи педагогу необходимо добиваться изменения такой позиции.
Особое внимание исследователей и практиков обращено к проблемам диагностики одаренности: как выявить одаренных детей, как их развивать. По мнению большинства ученых, работающих в этом направлении, начинать все же надо с корректной постановки главной задачи работы с одаренными детьми: какова цель работы с одаренными детьми.
Иногда, в силу недостаточно корректной постановки целей работы с одаренными детьми, работа с ними является малоэффективной. Нет никакого сомнения в том, что неверно или даже неточно определенная цель фактически уничтожает эффект любой работы, как бы тщательно она ни проводилась.
Прежде чем определить задачи работы необходимо понять феномен одаренности и выделить лишь те характеристики, в отношении которых в научном сообществе имеется в большей или меньшей мере согласие.
Одаренный ребенок рассматривается как психологический феномен. Он выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
При этом выделяются три основные характеристики:
высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности (например, умственных способностей для интеллектуального типа одаренности);
высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей);
сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и/или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).
Все вышеуказанные характеристики являются необходимыми в совокупности: одаренности не существует, если нет хотя бы одной из них.
При этом необходимо различать понятия одаренные и талантливые дети.
Одаренность - это то, что заложено природой, можно сказать, генетический потенциал. Талант - это то, что раскрывается с приобретением определенных навыков.
В системе деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми существуют следующие направления:
1. Выявление одарённых и талантливых детей и их сопровождение.
2. Создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуально — творческого потенциала одарённых детей. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.
3. Поощрение одарённых детей.
4. Повышение профессиональной квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
5. Систематическое взаимодействие с семьей одаренного ребенка.
6. Взаимодействие образовательных учреждений с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
К работе по выявлению одаренных и талантливых детей важно привлекать специалистов различных категорий: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя; учителя-предметники, администрацию, а также родителей.
Современная система образования, в частности детские сады и школы, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. С целью повышения эффективности выявления одаренных детей разработан и внедрён в практику диагностический инструментарий. Основными предметами исследования являются: оценка интеллектуального развития, творческого потенциала, мотивационного развития. Во многих школах создается банк одаренных детей. В таких образовательных учреждениях организуется работа с одаренными детьми, которая осуществляется через:
– предметную учебную деятельность;
– в непредметную учебную деятельность;
– внеурочную деятельность.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д. Но в настоящее время современная практика в большинстве случаев, к сожалению, сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка по другим предметам.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Также в работе с одаренными детьми не менее важно применять технологии продуктивного обучения и компетентнстного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащихся, содействовать их активности, творчеству, самостоятельности. Педагогам важно использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. А использование метода компетентностно-ориентированного обучения на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учеников.
Список использованной литературы:
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.
2.Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993
3.Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Способности и одаренность Текст. / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995, - 376 с.
4. Александров, И.О. и др. Комплексное исследование структуры индивидуального знания Текст. / И.О. Александров // Психологический журнал. 999 г. - № 1, - С. 49 - 69.
5. Егорычева, Л.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики Текст. / Л.Д. Егорычева. // Мир психологии. Т. 17. - № 1. - 1999.