СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ.

Вишняков Д.А. 1
1«Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История человечества с древних времен и до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать, это неизбежно. Достаточно даже двух индивидуумов с разным взглядами на определенные вещи и рано или поздно между ними может возникнуть конфликт.

Согласно исследованиям центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), количество социально-экономических конфликтов, возникших в третьем квартале 2017 года, участились. Как выяснили эксперты ЦЭПР в своем новом докладе о социально-экономической ситуации в России, всего за третий квартал 2017 года зафиксировано 544 конфликтных случая в 78 регионах. В третьем квартале случаев возникновения социально-экономических конфликтов почти вдвое больше, чем во втором, констатируют эксперты: тогда они насчитали 263 случая.

Существует множество форм и видов конфликтов. Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Особую роль в обществе занимают социальные конфликты, которые представляют собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальные конфликты затрагивают все сферы жизни общества, от личностного уровня до государственного.

В студенческой среде, как и в любой другой, происходят социальные конфликты. Конфликт, это один из способов разрешения возникших противоречий, возникающий в процессе общения людей.

Рост возникновения конфликтов в группе, может привести к ее расколу. В расколотой студенческой группе повышается риск возникновения новых конфликтов. В итоге студенты не смогут выполнять поставленные цели, и не смогут добиться необходимых показателей, у студентов ухудшается психоэмоциональное состояние. Итогом может стать рост эмоциональной напряженности в группе и уход студентов из группы, несмотря на успехи в учебе. Предотвратить подобную ситуацию может своевременная профилактика социальных конфликтов в студенческой группе. Для того, необходимо понять суть и причину их возникновения. Но прежде чем говорить о причинах возникновения социальных конфликтов, стоит сначала определить само понятие «социального конфликта».

Понятие конфликта многогранно, но чаще рассматривается в рамках социологии психологии, философии и политологии.

В хрестоматии по конфликтологии, составленной Н. И. Леоновым, сказано, что конфликт – это форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, но возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия и которое обусловлено противоположно выбранными целями, действиями, направленными на разрешения противоречия или снятие его [1, с. 295].

Здесь конфликт выступает ни как что-то деструктивное, напротив конфликт направлен на снятие противоречий. Если студенты будут способны перенаправлять конфликты в конструктивное русло, это сплотит их коллектив и позволит им развиваться дальше.

Один из возможных вариантов определения конфликтов основан на его философском понимании в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия» [2, с. 21]. В таком случае социальный конфликт – это «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп социальных институтов и т. п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [3, с. 80].

Психологи же определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Так Г. И. Козырев выделяет две причины конфликтов в студенческой группе. Первой причиной являются недоразумения (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Второй причиной конфликта автор называет межличностную несовместимость, которая выражается во взаимном неприятии (антипатии) партнеров, основанной на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма) [4, c. 37].

Поняв, что из себя представляет из себя конфликт, следуют выяснить причины его возникновения. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех группы факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный [5, с. 198].

Говоря о вредности конфликтов в коллективе, следует также учитывать, что конфликт - нормальное явление в жизни отдельного человека и общества в целом. Конфликт выполняет и положительные функции. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. В таких ситуациях социальный конфликт является интегративным и прогрессивным.

Таким образом, проблема конфликтов в студенческой среде является весьма актуальной, так как их последствиями являются спад студенческой успеваемости, ухудшение морального и физического здоровья, появление тревожности, неуверенность студента в себе. Причинами возникновения конфликтов среди студентов занимаются множество социологов, психологов и других ученых. Но все же эта тема требует дальнейших исследовательских работ в этом направлении .

Список используемой литературы.

1. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н. И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2008. – 544 с.

3. Социологический словарь / [Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Университетское, 1991. - 528 с.

4. Козырев Г.И., Введение в конфликтологию: учебное пособие. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2008 – 496 с.

Просмотров работы: 81