КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОХРАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОХРАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ.

Прошкина А.В. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день российской системой образования предъявляются высокие требования к преподавателю педагогического вуза. Это обусловлено социальным заказом на формирование конкурентоспособных, гибких, стрессоустойчивых кадров, способных работать с реалиями информационного общества, иметь развитые коммуникативные навыки и умения. В современных условиях развития общества приоритетной задачей в деле подготовки будущего специалиста является формирование здорового профессионала. Сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса – один из индикаторов его качества, отражающий образ и благосостояние жизни. Рост заболеваемости обучающихся возникает на фоне заметного снижения их физического развития, интенсификация учебного процесса провоцирует психоэмоциональное напряжение, отрицательно сказывается на адаптации студентов к условиям учебного заведения [1]. Отдельно следует выделить проблему профессионального здоровья педагога. В деятельности преподавателя фактор сохранения здоровья играет особенно важную роль в связи с повышенной ответственностью за уровень подготовки специалистов. При подрыве физического и, главное, психического здоровья происходит личностная деформация человека, утрачивается адекватное восприятие себя в профессиональной деятельности, действия приобретают разрушительный характер, наносят ущерб всем участникам образовательного процесса и себе лично.Именно поэтому, Л.М. Митина резюмирует - «проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации» [7].В научных исследованиях понятие «профессиональное здоровье» трактуется по-разному. Печеркина А.А. рассматривает это определение как набор механизмов: регулятивных, эмоциональных, когнитивных, которые обеспечивают специалисту возможность активно и эффективно развиваться в рамках своего поля деятельности, быть эффективным, полезным и работоспособным [5]. Дружилов С.А. характеризует профессиональное здоровье с точки зрения функционального состояния организма через психические и физические показатели с целью оценить его способность вести определенную деятельность. Термин трактуется в контексте устойчивости к неблагоприятным факторам, сопровождающим профессиональную деятельность [6].

На основании предложенных трактовок понимания профессионального здоровья, можно сделать вывод, что профессиональное здоровье – это механизм, состоящий из множества компонентов. При выходе из строя одного или нескольких происходит профессиональная и личностная деформация специалиста. Такой педагог не может успешно проявлять себя в образовательных реалиях, ведь вносит психологическое напряжение в процесс общения с остальными участниками образовательного процесса. Коммуникативная составляющая рассматривается как важная часть общей культуры педагога, проявляющаяся в профессиональных качествах и специфике профессиональной деятельности. Эта интегративная составляющая личности профессионала выступает необходимым условием и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности. Умение молодого педагога сохранять личностные отношения, владеть навыками конструктивного решения конфликтных ситуаций, осознавать, что главная способность в конфликте - это способность к конфронтации. Осознание важности стремления абстрагироваться от эмоций и личного отношения к оппоненту, расстановка приоритетов, структуризация и систематизация, выбор стратегии управления конфликтом, применение определенных технологий. Все это составляет понятие «конфликтологическая культура» личности. В современных реалиях молодые педагоги должны развиваться одновременно и в здоровьесберегающем, и в защищенном от деструктивных конфликтов пространстве. Эта среда обеспечивает успешное развитие молодого педагога, помогая проявиться и раскрыться внутреннему потенциалу, сохранить, укрепить свое профессиональное здоровье и не нанести вред обучающимся.

Проанализировав понятие «конфликт» и его происхождение, риски возникающие в рамках образовательного пространства и важность предотвращения конфликтных ситуаций, подрывающих профессиональное здоровье путем формирования конфликтологической культуры молодого специалиста, сделан вывод, что конфликт – это наиболее острый способ разрешения разногласий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Шурыгина О.В., анализируя первопричины происхождения конфликтных ситуаций в образовательной среде, отмечает, что для приведения конфликта к педагогически обоснованному отношению, столкновение нуждается в переводе из деструктивного характера конфликта в конструктивное разрешение. Обычно столкновение между участниками образовательного процесса объясняется отсутствием взаимного восприятия установленных педагогических целей, интересов, требований, сформировавшихся у каждого самостоятельно [8].

Согласно мнению, которое сформулировала доктор психологических наук
Р.В. Овчарова, педагогические конфликты отличают от конфликтов в любой другой сфере:

ответственность за формирование успешной социализации человека (в данном случае – обучающегося), следовательно, педагог несет ответственность за грамотное разрешение конфликтной ситуации;

конфликт в образовательном учреждении из бессмысленного выяснения отношений может переквалифицироваться в воспитательную модель, если в проблемной ситуации принимают участие другие обучающиеся, они не остаются безликими свидетелями;

при любом варианте развития событий, профессиональная позиция педагога обязывает его брать инициативу по разрешению в свои руки, иногда следуя наперекор своим принципам. Учитель обязан взять на себя полную ответственность за успешное разрешение происходящей ситуации и за то, что эта проблемная ситуация нашла раскрытие, минуя этап обязательной профилактики [4].

В связи с приведенными выше определениями конфликта, можно сделать вывод, что успешная работа в конфликтных ситуациях требует не только теоретических знаний и умений применять их на практике, что составляет конфликтологическую компетентность специалиста [3]. Молодой специалист должен обладать личностными качествами, в совокупности с компетентностью, составляющими «конфликтологическую культуру» личности. Недостаток развития некоторых из компонентов не позволяет эффективно управлять, разрешать, минимизировать деструктивное влияние на конфликтующие стороны, оказывающее разрушительное влияние на здоровье. Такие личностные качества нужно совершенствовать. Вербицким А.А. и Щербаковой О.И. предложена модель конфликтологической подготовки личности в профессиональной сфере. Эта подготовка включает развитие базовой поведенческой активности, конфликтологической грамотности, компетентности [2]. Важно отметить, что внутренний конфликт, характеризующий специалиста как личность и индивидуальность, необходимо предотвращать через осознание и принятие ответственности, ценности автономии, свободы и самореализации. Необходимо анализировать первопричины своих переживаний, осознанно относиться к управлению ими, бороться с чувствами раздражения, злости, гнева и агрессии, которые имеют дестабилизирующую природу происхождения, оставаться оптимистичным уравновешанным, стрессоустойчивым, сохранять спокойное и бодрое расположение духа, терпимость ко всем субъектам образовательного пространства, сопереживать и быть толерантным. Эти навыки и умения являются компонентами базовой поведенческой активности профессионала. Его конфликтологическая грамотность складывается из умения адекватно вести диалог, стремиться к контакту и быстро его устанавливать, лаконично и емко формулировать свою мысль, обладать ораторскими способностями, иметь богатый словарный запас для четкого выражения своих мыслей во избежание недопонимания между людьми, обладать перцептивными навыками и по результатам выбирать модель общения. Конфликтологическая компетентность – это совокупность специальных умений, на основании которых отражается готовность к осмысленному разрешению острой ситуации, способность вычленять корень проблемы, концентрироваться на ее разрешении.

Таким образом, по результатам проведенного теоретического исследования, можно констатировать, что расширение границ понимания специалистом важности конфликтологического кругозора необходимо более детальной проработки, необходимо осознавать важность конфликтологической составляющей в формировании личности педагога для эффективной реализации функциональных обязанностей. Важно, чтобы здоровьесберегающий компонент стал неотъемлемой частью профессиональной позиции педагога – передать можно только то, чем хорошо владеешь сам.

Литература

1. Бабина В.С. Проблема здоровья студенческой молодежи//Молодой ученый. – 2015. - №11. – С.572-575 – URL https://moluch.ru/archive/91/19414/ (дата обращения: 26.02.2019).

2. Вербицкий А.А., Щербакова О.И. Конфликтологическая культура личности. Формирование в контекстной образовательной среде: монография. Saarbrucken: Palmarium Academic Publisching, 2012. – С. 437

3. Е.Е. Ефимова, А.А. Сочнева Конфликтологическая компетентность как условие успешной профессиональной адаптации молодого педагога // Профессиональное самоопределение молодежи ииновационного региона: проблемы и перспективы. – 2018. – С. 86-89

4. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Творческий центр, 2007. – С. 479

5.Печеркина А. А. Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive30/245/ (дата обращения: 27.02.2019).

6. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 607 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). – C. 508

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998 – С. 43

8. Шурыгина О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive30/15/

Просмотров работы: 5