Пет-терапия как средство реабилитации детей, страдающиих детcким церебральным параличом(ДЦП) - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Пет-терапия как средство реабилитации детей, страдающиих детcким церебральным параличом(ДЦП)

Курдоглу М.М. 1, Спивак И.А. 1
1ПГУ им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Молдавия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В современном мире ежегодно вырастает показатель детей с заболеваниями церебральным параличом. Данные дети имеют ограниченные возможности в двигательной и мышечной активности, также страдают координационные возможности организма. Детский церебральный паралич (ДЦП) органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми, слуховыми и психическими нарушениями [1].

В силу этого требуется поиск эффективных средств и методов повышения уровня физического и психологического развития детей данной категории. Одним из таких методов является пет-Терапия. Пет-терапия (от английского pet – домашнее животное, питомец), зоотерапия, анималотерапия .

Анималотерапия вид терапии, который использует животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Анималотерапия эффективна также в качестве метода лечения и профилактики серьезных заболеваний. Средствами аниматерапии считаются : образы животных, картинки, сказочные герои, игрушки, а еще настоящие животные, общение с которыми безопасно[2].

Связь с животными это бесспорный реабилитационный опыт, не имеющий аналогов в другой форме терапии для людей с особыми потребностями или ограниченными возможностями. Современные иследования [3,4,5] постоянно показывают, что терапия с помощью животных помогает людям с особыми потребностями достигать реабилитационных целей, улучшать самочувствие и улучшать физическое, социальное, когнитивное, эмоциональное и поведенческое функционирование. В литературе можно встретить следующие виды пет-терапии:

Канистерапия (от лат. Canis - собака; англ. Therapy) терапия с использованием собак; считается одним из наиболее востребованных видов анималотерапии. Канистерапия применяют для улучшения состояния детей, больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП), страдающих олигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшается спастичность, улучшается память.Для детей с ДЦП, чтобы развить двигательные функции рук и ног, предлагают выполнить определенные движения.

Дельфинотерапия это один из методов медико-психологической реабилитации плавание с дельфином рекомендуется для детям с различными нарушениями развития и поведения (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Дауна). Общение с дельфинами помогает успокоиться, улучшить эмоциональное состояние, снять психологическое напряжение.

Фелинотерапия (лат. Felis - кошка) это метод профилактики и лечения различных заболеваний с помощью контактов с котами. Ее тепло и успокоительное мурлыканье позволяют пациенту расслабиться.

Птицы (попугаи, канарейки и др.). Птицы являются хорошими психотерапевтами. Это благотворно оказывает влияние на нервную систему: человек успокаивается, отвлекается от неприятностей, улучшается настроение. Домашние птички повышают творческую активность и работоспособность человека. Попугаи могут, вылечить заикание и неврозы.

Кролики, морские свинки, хомячки. Грызуны пригодятся тем, кто имеет проблемы в общении с людьми.Они помогают своим хозяевам преодолеть неуверенность в себе, избавиться от комплексов и замкнутости. Белые крысы используются при лечении неврозов, а кролики и хомяки лечат болезни суставов. Тактильные контакты с этими маленькими существами снижают эмоциональную напряжение, тревогу и агрессию, расслабляют мелкую мускулатуру.

Аквариумные рыбки, рептилии.Немалый вклад в развитие анималотерапии вносят жители аквариума. Яркий аквариум вызывает у его хозяев радость и ощущение благополучия. Среди домашних любимцев нередко встречаются черепахи, лягушки, ящерицы и даже змеи. Взаимодействие с домашним земноводным укрепляет нервы у хозяина животного, приводит в норму эмоции, улучшает состояние при кожных заболеваниях.

Иппотерапия – это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости. Верховая езда требует постоянной работы крупных мышц тела, и это позволяет применять иппотерапию в реабилитации и лечении пациентов, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

Иппотерапия занимает особое место в реабилитации детей с церебральных параличей. Сегодня она считается наиболее перспективным методом лечения, в результате которого дети с церебральным параличом буквально встают на ноги.

Организация и методы исследования.

 Внашем исследовании принимали участие более8 детей в возрасте10-13 лет с диагнозом ДЦП.Исследование проводилось на базе «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение № 2 общеобразовательная школа –детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» г. Тирасполя. При анализе этапов физического развития оценивалась возможность выполнения двигательных действий детьми с разной степенью выраженности поражений.

Был использован комплект тестовых заданий:

1) тест «Оценка способности к самостоятельной ходьбе»;

2)тест «Оценка способности к сохранению равновесия (сидя на лошади)» ;

3) тест «Оценка ориентирования в пространстве»;

4) тест «Оценка координации»;

5)тестирование уровня физического развития, разработанное Т.В.Кожевниковой;

6)изменение подвижности в суставах при занятиях иппотерапией детей с диагнозом ДЦП; 

7) карты наблюдений Д. Стотта;

8)опросник «САН»;

9)анкетирование с целью выявления возможности применения пет- терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Была разработана комплекснаяпрограмма, направленная на физическое и психологическое развитие с использованием животных. Полученные данные показали, что в результате занятий иппотерапией произошло повышение показателей физического развития, уменьшение стастичности и тонуса мышц, увеличению подвижности в суставах.Также отмечалось улучшение способности к самостоятельной ходьбе, стали лучше сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве.Повышение амплитуды движений в суставах давало возможность детям более активно развивать двигательные навыки, расширило диапазон возможных действий при самообслуживании, снизились показатели тревожности и раздражительности, что позволило более активно интегрироваться в социуме.

Вывод: домашние животные и даже издаваемые ими звуки оказывают положительные влияние на ребенка как физическое, так и психологическое. Применение пет-терапии в лечении детей с ДЦП способствует развитию физического здоровья и эмоционального благополучия.

Список литературы:

Бадянян Л.О.,Журба Л.Т.,Тимонина О.В. Детские церебральные параличи .- Киев,2008.-186с.

Анцупова И.И., Назначение: лошадь, кошка или собака? // Вокруг света. - 2006. - N 12. - С. 214-215

КарелинА. М..Большая энциклопедия психологических тестов: Изд-во Эксмо, 2006 – 416 с.

Климова В.К., Тарабан Я.В., Селюкова Ю.В. Влияние занятийиппотерапией на величину суставных углов у детей с детским церебральнымпараличом-Тамбов, ТГУ,2007.- С..182-185

Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физическойреабилитации больных ДЦП. – М. – 2005.-.213 с.

Просмотров работы: 270