Изотерапия как средство коррекции тревожности подросткового возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изотерапия как средство коррекции тревожности подросткового возраста

Карпачева А.В. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема тревожности подростков является актуальной в современном обществе. Тревожность не только дезорганизует учебную деятельность, но и отрицательно влияет на уровень адаптации в жизни, формированию личности, поведению и взаимоотношениям. Именно в подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием. До этого она выступает как производная широкого круга нарушений. В свою очередь закрепление и усиление тревожности приводит к накоплению негативного отрицательного опыта и его углубление, что способствует увеличению и сохранению тревожности.

С каждым годом уровень тревожных подростков становится все выше. Такие дети отличаются завышенным уровнем беспокойства, эмоциональной нестабильностью, нередко проявлением агрессивности.

Много исследований было посвящено проблеме тревожности. В отечественной психологии таких исследований небольшое количество, большинство же относится к зарубежным школам. К отечественным ученым, которые занимались разработкой проблемы тревожности, относятся А.М.Прихожан, Н.Е.Аракелов, В.М.Астапов, Н.Г.Путимцева.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.

Г. М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [1].

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. В состоянии тревоги человек, как правило, переживает в совокупности те или иные эмоции, которые в дальнейшем влияют на взаимоотношения с окружающими людьми, на восприятие, поведение, разум и т.д.

Тревожность относится к негативным переживаниям человека и занимает особое место в его жизни. Тревожность снижает работоспособность, продуктивность, активность человека, приводит к различным трудностям в общении с людьми.

Таким образом, повышенный уровень беспокойства может негативно сказаться на качестве в целом личности подросткового возраста, так как вследствие данного феномена появляются различные проблемы, как в отношениях с друзьями, учителями, родителями, так и не исключено отрицательное воздействие на результативности деятельности подростка.

В настоящее время в психологии используется такой здоровье сберегающий подход, как психотерапия искусством. Это одно из направлений арт-терапии – воздействие путем изобразительного творчества.

Арт – терапия появилась на стыке искусства и науки в 30-х годах прошлого столетия. Она предоставляет человеку неограниченные возможности для самореализации, самовыражения, утверждения и познания собственного «Я», посредством продуктов творчества.

Л. С. Выготский выделял два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии: − первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта; − второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Она представленна в виде рисунков, лепки, аппликаций.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е.Фолке, Т.В. Келлер; Р.Б.Хайкин, М.Е.Бурно) выделяют направления этого метода:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации клиентами;

- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия широко применяется в психокоррекционной практике, как в медицине, так и в психологии. В медицине представлена лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии – коррекционно-профилактическими.

Терапия искусством дает положительные результаты в работе с детьми с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с речевыми трудностями, дезадаптацией, поведенческих нарушениях и многих других – помогает там, где вербальный контакт затруднен, либо напротив чрезмерно связан с речевым общением.

Искусство создает целостную картинку мира по средствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, подросток может сочувствовать, сопереживать. Чувства сопричастности к человеку, к природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки – это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные

В процессе рисования дети в подростковом возрасте непроизвольно получают возможность уменьшить тревожность, агрессивность, обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучится конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

У значительного числа подростков прослеживается тревога, беспокойство, агрессия, дисгармоничные отношения с родителями иногда со сверстниками, закрытость, неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

Эмоциональная сфера подростков достаточно неоднородна. В ней можно выделить то общее, что присуще всем дезадаптивным подросткам. Это различного рода расстройства невротического, психотического, депрессивного характера, которые являются причинами эмоциональной нестабильности и характеризуются такими проявлениями, как тревожность, аффективность, напряженность, конфликтность, озлобленность, гнев, враждебность, подозрительность, аутоагрессия и др. Все это мешает нормальной адаптации подростков в различных сферах общественной жизни.

Изо-терапевтические технологии способствуют самораскрытию подростка в межличностном общении, осознанию и преодолению собственных коммуникативных трудностей. Методы изобразительного творчества являются эффективным средством в преодолении агрессивности, цинизма, враждебности, нетерпимости, негативистических установок по отношению к коммуникативному партнеру через развитие эмпатии, отзывчивости, контактности, самоконтроля в общении, готовности принимать и оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Методы изо - терапии помогают:

* Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

* Работа над рисунками, картинами является безопасным для ребенка способом выпустить “пар” и разрядить напряжение.

* Облегчить процесс коррекции.

* Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

* Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

* Развить чувство внутреннего контроля.

* Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм.

* Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

* Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

* Повысить самооценку.

Изо-терапия является эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы, относится к психологическому воздействию посредством занятия творчеством. Изо-терапия способствует избавлению от чрезмерного эмоционального напряжения, нейтрализует страхи, снижает тревожность, позволяет пережить положительные эмоции.

Таким образом, коррекционно-развивающие возможности изо-терапии предоставляют ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, а также способствует развитию творческих способностей, речевой и познавательной активности. Все это и определяет мощный психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке человек дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам [6].

Список литературы:

Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности / / Психологический журнал, 1997. № 2.

Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве М: Институт консультирования и системных решений, 2009. Левченко И. Ю., Медведева Е. А., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Михайлова С. С. Коррекция тревожности подростков средствами арт-терапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 147–150.

Подростковая психология, Личко А.Е. Л., 1979

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М.-В., 2000. 305.

Султанова М. С. Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 451-453. — URLhttps://moluch.ru/archive/144/40387/ (дата обращения: 18.02.2019).

Просмотров работы: 313