Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток в значительной степени связано с совершенствованием специальной физической подготовки, обеспечивающей успешную реализацию кинезиологического потенциала. При построении учебно-тренировочного процесса большое внимание должно уделяться совершенствованию специальной физической подготовки [2].
При разработке методики воспитания прыгучести у девушек старшеклассниц, занимающихся в секции волейбола, нами учитывались рекомендации специалистов [1]. Чтобы избежать травм, интенсивность средств скоростно-силовой подготовки соответствовала прочности мышечно-связочного аппарата занимающихся.
В тренировке девушек экспериментальной группы были запланированы 10 специальных упражнений.
В течение полугодового цикла подготовки упражнения применялись следующим образом:
I этап (2,5 месяца). Задачи этапа: повышение уровня силовой подготовленности, укрепление мышечно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 40 до 80 повторений упражнений 1-5 и 10-30 повторений упражнений 6-8.
II этап (1,5 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой подготовленности, повышение уровня общей скоростно-силовой подготовленности, укрепление опорно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 20 до 40 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6-8, 20-30 повторений упражнения 9, и 10-20 повторений упражнения 10.
III этап (2 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой и общей скоростно-силовой подготовленности, повышение уровня прыгучести в специфических двигательных действиях волейболиста. На этом этапе один раз в неделю в конце тренировки выполнялось 20-30 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6, 20-30 повторений упражнения 9, и 20-30 повторений упражнения 10. Один раз в неделю упражнения для поддержания силовой подготовки (1-5) в небольшом объёме выполнялись в начале занятия (их применение носило тонизирующий характер), а упражнения скоростно-силовой подготовки – в конце занятия.
Изменение объёма применяемых средств развития прыгучести в течение каждого этапа происходило волнообразно, например, 1 неделя средний объём – 2 неделя малый объём – 3 неделя повышенный объём – 4 неделя – пониженный объём и т.п.
Через 6 месяцев, в течение которых в экспериментальной группе применялась разработанная методика развития прыгучести, а контрольная тренировалась без изменений, в группах произошли различные изменения уровня прыгучести.
Как видно из таблицы, все исследуемые показатели прыгучести оказались достоверно выше в экспериментальной группе.
Таблица
Динамика развития уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста
Тесты |
Группы |
Декабрь |
Май |
% |
Вверх с места (см) |
А |
30,3±1,67 |
35,7±1,39* |
17,82 |
Б |
29,3±1,58 |
31,2±2,13 |
6,48 |
|
Вверх с шага (см) |
А |
33,7±1,97 |
39,3±1,49* |
16,6 |
Б |
32,9±1,44 |
34,5±2,27 |
4,86 |
|
Вверх с разбега (см) |
А |
34,5±2,10 |
40,2±2,22* |
16,52 |
Б |
34,2±2,40 |
36,1±1,88 |
5,55 |
|
В длину с места (см) |
А |
178,2±3,2 |
184,6±2,8* |
3,59 |
Б |
176,6±4,1 |
178,3±3,6 |
0,96 |
Примечание * - достоверность
Так, например при прыжке вверх с места в группе А результаты улучшились с 30,3±1,67 до 35,7±1,39 см соответственно на 17,82 %, тогда как в группе Б результаты улучшились в этом тесте на 6,48 %. При проведении теста – прыжка вверх с шага результаты в экспериментальной группе выросли на 16,6 %, а в группе Б на 4,86 %. По двум следующим тестам мы также из таблицы видим, что результаты в тестах прыжок с места и с разбега вверх, также значительно превосходят показатели в экспериментальной группе.
Особо отметим, что в экспериментальной группе наивысшие темпы прироста зафиксированы в упражнениях, схожих с элементами соревновательной двигательной деятельности и несколько меньшие в прыжках в длину с места.
Таким образом, более высокие показатели прыгучести в конце второго педагогического эксперимента и более высокие темпы прироста исследуемых показателей в экспериментальной группе подтверждают эффективность разработанной методики.
Разработанная на основе рекомендаций специалистов в области скоростно-силовой подготовки и волейбола методика развития прыгучести у девушек-старшеклассниц, занимающихся в секции волейбола, оказалась эффективной, что выразилось в более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей.
Список используемых источников
Ибрагимова, О. А., Минбулатов, В. М. Педагогические средства развития двигательных качеств юных волейболистов (15-16 лет) на этапе специальной базовой подготовки. Вестник спортивной науки, 2004, С. 37-41.
Тинюков А.Б. Совершенствование специальной физической подготовки квалифицированных волейболисток. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018, С. 74-82.