Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков

Карапетян Л.А. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское общество предъявляет ряд требований к личности человека, в частности к эмоционально-волевой сфере, в связи с тем, что увеличение эмоциональных нагрузок требует от него проявления волевых качеств, которые необходимы для самоопределения личности. В современной отечественной психологии и педагогике все большую актуальность приобретает развитие эмоционально-волевых качеств личности школьника. Эмоциональные реакции существенно влияют практически на все формы поведения школьника в учебно-воспитательном процессе. Эмоционально-волевая регуляция приобретает особую значимость на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

В последнее время усилился интерес специалистов в области психологии к периоду возрастного развития перехода от детского к собственно подростковому возрасту, а именно к периоду от 10 до 12 лет. Этот период ученые называют младшим подростковым возрастом [4].

Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности – это подростковый возраст. В нем формируются основы нравственности, социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Черты характера и основные формы межличностного поведения стабилизируются. Приоритетные мотивационные линии связанны со стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению и самоутверждению. По мнению Л.С. Выготского главной и новой чертой является высокий уровень самосознания, который есть последней и самой верхней из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [3].

В силу психофизиологических особенностей подростковый возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Для её развития необходимо подключить психологические и педагогические ресурсы, обеспечивающие гармоничное развитие личности подростка, формирование качеств, необходимых для личностного роста, освоения продуктивных способов самореализации и самоконтроля.

Младшие подростки, характеризующиеся высокой тревожностью и эмоциональной неустойчивостью, обладают средним и низким уровнем воли и волевой саморегуляции.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в по­ведении и деятельности человека. Эмоции выполняют защитную, мобилизующую, организующую (санкционирующую), компенсатор­ную, сигнальную и дезорганизующую функции, которые часто сов­мещаются друг с другом. Эмоциональную сферу подростка характеризует эмоциональная лабильность.

Подросток демонстрирует свое субъективное психологическое состояние, проявляющееся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям.. По мнению Е.А. Фоменко, «эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» [1].

Эмоциональную сферу подростка характеризует эмоциональная возбудимость. Вспыльчивость, бурное проявление своих чувств характерны для подростков, поэтому они с увлечением берутся за интересное дело, горячо могут отстаивать свои взгляды, реагируют на несправедливость по отношению к себе и своим товарищам. По сравнению с младшими школьниками у них большая устойчивость эмоциональных переживаний, так подросток может длительно помнить обиды, поэтому взрослым или сверстникам нужно приложить достаточно усилий для восстановления отношений с подростком [2].

Для них характерна противоречивость чувств: подросток может отстаивать своего товарища, понимая, что тот достоин осуждения; он может заплакать от обиды, понимая, что плакать стыдно и обладая развитым чувством собственного достоинства. Переживания подростка возникают и в связи с оценкой его другими, и в связи с самооценкой, появляющейся в результате роста его самосознания. Подросток имеет чувство принадлежности к группе и предъявляет требования к дружбе, в основе которой общность интересов, нравственных чувств.

Главная функция эмоций у человека определяется тем, что мы понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга, не пользуясь речью, и лучше настраиваться на общение и совместную деятельность.

Содержательные аспекты волевой сферы проявляются в регуляции и детерминации им различных психических процессов и своей деятельности.

Волевая сфера подростков весьма противоречива. Процесс полового созревания в этом возрасте существенно изменяет нейродинамику, увеличивается под­вижность нервных процессов, происходит сдвиг баланса в сторону возбужде­ния, это отражается на изменениях волевой сферы.

Волевая регуляция выполняет функцию сознательного изменения степени «включения» эмоций». Эмоциональная и волевая регуляции могут создавать конкурирующие доминанты или совпадать по направлению. Но, волевая регуляция практически всегда связана с эмоциями. В ситуациях, при возникновении в необходимости волевой регуляции, эмоции могут выступать в качестве оценки, они как бы санкционируют своим качественным содержанием и интенсивностью результат проявления волевых действий.

Формирующееся «чувст­во взрослости», одно из центральных моментов развития в младшем подростковом возрасте, играет значительную роль в формировании личности в подростковом возрасте. Оно продуцирует стимул активности подростка, помогает в формировании «взрослых» норм, в усвоении и понимании тех ценностей, установок, которые, по мнению подростка, подтверждают представление о них как о взрос­лых.

Таким образом, проанализированные теоретические основы формирования личности младшего подростка раскрывают особенности развития эмоционально-волевой сферы в этом возрастном периоде. А задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы не только учитывать характерные свойства подросткового возраста, но и опираться на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития, а также создать условия, которые способствуют формированию и развитию в младшем подростковом возрасте необходимых эмоционально-волевых свойств и качеств личности.

Поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение его анализу или совместный с взрослым анализ причин неудач являются важными и необходимыми факторами для его развития. Школьники в младшем подростковом возрасте нуждаются в особом внимании и педагогов, и психолога.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

2. Волков, Б.С. Психология подростка: Учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Тривола, 2001. -116с.

3. Выготский, Л. С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. -164с.

Просмотров работы: 934