Педагогическое общение как условие реализации профессиональной деятельности учителя начальных классов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Педагогическое общение как условие реализации профессиональной деятельности учителя начальных классов

Датхужева З.К. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учитель постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Поэтому во все времена важное значение приобретает обучение основам профессионального педагогического общения в системе профессионально-творческой подготовки учителей. Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется кардинальными изменениями. Доверие к ребенку, учение без принуждения, сотрудничество взрослых и детей (педагогов, обучающихся, их родителей), возможность выбора деятельности и принятие ответственности за свой выбор – это сегодня основные ценностные установки современной школы. Современная школа нуждается в учителе, который будет понимать и принимать внутренний мир ребенка, будет стремиться строить взаимоотношения с детьми на основе диалога и обладающего умениями создания открытых отношений, готовый к адекватному педагогическому общению с учащимся в процессе совместной с ним деятельности, к максимальной реализации способностей ученика, обеспечению его эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе школы.

Профессионально-педагогическое общение – это система (принципы, правила и приемы) органичного социально-психологического взаимодействия учителя и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Здесь учитель выступает как фиксатор этого процесса, организуя его и управляя им.

Специфика педагогического общения проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие на обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений, а это в свою очередь является основным для самой педагогической системы. Поэтому педагогическое общение можно характеризовать как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

Любой педагогический процесс основан на педагогическом общении. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с обучающимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), которое имеет определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися и внутри ученического коллектива.

Анализ современной литературы позволяет выделить несколько подходов к трактовке проблем педагогического общения. Так, в теоретических и экспериментальных разработках С.В. Кондратьевой педагогическое общение рассматривается преимущественно как взаимодействие учителя с учениками, причем роль учителя в этом процессе состоит в управлении их поведением и деятельностью. Другим вариантом анализа проблемы педагогического общения является подход к нему, который был предложен В.А. Кан-Каликом и Г.А. Ковалевым, которые видят его как творческий процесс. Творчество в процессе педагогического общения, по мнению этих авторов, раскрывается и реализуется:

- в ходе познания учителем личности ученика;

- в организации непосредственного взаимодействия и воздействия на ребенка;

- в управлении собственным поведением педагога;

- в выборе средств педагогического воздействия.

Таким образом можно сказать, что педагогическое общение действительно является творческой деятельностью не только по отношению к учащемуся, но и по отношению учителя к самому себе.

Умение эффективно общаться с людьми особенно людям профессии учитель играет очень важную роль. Успешность межличностного и профессионального взаимодействия напрямую связана с таким понятием, как профессиональная компетентность в педагогическом общении. Одним из необходимых личностных качеств учителей, работающих в школе (и у будущих учителей), способствующий формированию у них профессиональной компетентности в педагогическом общении, является эмпатия. Профессиональная компетентность в педагогическом общении учителей имеет сложную структуру и включает когнитивный, практический и эмоциональный компоненты.

Младший школьный возраст играет немаловажную роль в педагогической науке. Этот возрастной период характеризуется тем, что в это время проходит ряд важных процессов: изменения в потребностно-мотивационной сфере, развитие психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленные учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и так далее.

С поступлением в школу у детей меняется содержание общения, в него входят темы, которые связаны не только с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первом классе дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. От степени развития коммуникативных качеств школьника зависит, в частности, уровень его готовности к школе.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Ребенок младшего школьного возраста хочет, чтобы его любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились одноклассники. Он начинает стремиться к выполнению правил, потому что это его обязанность, дающая ему возможность пользоваться правом на тишину во время урока. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, на перемене и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

Для учителя важно помнить, что педагогическое общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми – это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. Педагогическое общение – один из важнейших факторов успеха педагогического процесса, который способствует налаживанию воспитательных взаимоотношений и высокой эффективности воспитания и обучения. Процесс профессионально-педагогического общения представляет собой решение педагогом различных множества коммуникативных задач, которые имеют свою специфику в зависимости от возраста и психологии учащихся.

Просмотров работы: 185