Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках шахмат. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках шахмат.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения различным предметам крайне актуально на сегодняшний день. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет сделать занятие более наглядным, интересным, упростить и ускорить работу педагога в некоторых аспектах его педагогической деятельности, приобщить учащихся к современным технологиям.

В нашей практике нам приходилось проводить уроки и дополнительные занятия по шахматам как при помощи традиционного инвентаря – магнитной демонстрационной шахматной доски и настольных комплектов, а также с использованием современных технологий.

Использование нами ИКТ несомненно улучшило качество уроков, повысило уровень подготовки учащихся, заинтересованность учеников и облегчило труд педагогов.

Касаемо наглядности обучения, хотелось бы отметить, что в работе мы часто используем электронную шахматную доску на сайте www.lichess.org, на которой можно нарисовать стрелки или выделить конкретные поля кругом с помощью правой кнопки мыши.

Данный сайт мы используем как индивидуальную образовательную платформу для отслеживания динамики прогресса учеников в игре и решении шахматных задач. Данный сайт мы особо предпочитаем рекомендовать ученикам ввиду отсутствия рекламы и платного контента.

Что касаемо преимуществ использования электронной доски по сравнению с классической магнитной, стоит выделить следующие:

При решении задач, особенно многофигурных позиций, использование электронной доски позволяет крайне ускорить процесс расстановки фигур. Более того, позиции можно расставить заранее до урока, также возможно сохранение позиций в определенном формате. При задержке в расстановке позиций на магнитной доске ученики начинают отвлекаться, а высокий темп при работе с электронной доской позволяет сохранять нужную концентрацию внимания у учащихся.

В последнее время в своей работе мы часто стали использовать беспроводные компьютерные мыши, порой подключая сразу две к одному компьютеру. Это позволяет ребятам разыгрывать определенные позиции друг с другом, например, матование короля, со своих мест, не выходя из-за парт и не заслоняя остальной группе доску. Это было практически невозможно при использовании магнитной доски ввиду того, что оставшейся части группы было плохо видно, что происходит на доске;

Стоит отметить положительное влияние возможности игры он-лайн и проведения он-лайн турниров на определенном этапе подготовки учеников. Мы не рекомендуем использовать он-лайн игру на начальном этапе обучения, поскольку при игре на компьютере игроку не позволяется сделать невозможный ход. А обилие невозможных ходов при игре – это большая проблема для начинающих шахматистов.

Но для уже более опытных шахматистов он-лайн игра помогала в целом ряде ситуаций.

Во-первых, можно привести пример с группой третьего года обучения в нашей практике. Естественно, к третьему году обучения учеников осталось не столь много по сравнению с первым годом, они прекрасно знали друг друга и могли предположить результат партии заранее. В определенный момент они просто перестали проявлять какой-либо интерес к игре друг с другом, но в то же время играть с учащимися первого-второго года обучения было нецелесообразно. На пару месяцев мы перешли к игровой практике в виде он-лайн турниров, скооперировавшись с другой образовательной организацией. У учащихся резко повысилась мотивация и тяга к игре в шахматы, а затем, отдохнув от игры друг с другом, они вновь сели за шахматные доски.

Во-вторых, в нашей практике проведения уроков шахмат был случай, когда ученик пятого класса крайне бурно реагировал на проигрыш: ругался, кричал, пинал свой портфель, однажды разбил от злости руку об парту. При таких поведенческих проявлениях также было невозможно продолжать игру другим учащимся. Выход мы нашли в том, чтобы он играл во время игровой части урока на сайте с виртуальными игроками. Переживание поражения в данном случае значительно уменьшилось.

В-третьих, хотелось бы отметить, что значительное преимущество он-лайн игры в том, что ходы записываются. Данную игру легко сохранить и проанализировать на электронной шахматной доске или с использованием специальных программ. Конечно, ходы можно записывать вручную на бланках, но порой это трудновыполнимо и тяжело в условиях урока.

Мы можем рекомендовать широкое использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях по шахматам с целью оптимизации учебного процесса, повышения мотивации учеников, а также для снижения стрессогенности игры в шахматы в определенных ситуациях.

Просмотров работы: 14