Основные критерии выбора информационных систем - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Основные критерии выбора информационных систем

Скулаченко В.Г. 1
1Университет ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сталкиваясь с задачей внедрения новой информационной системы (ИС) и желанием улучшить бизнес-процессы на предприятии, следует разумно подходить к данному вопросу и применять уже готовые или разработанные предприятием для конкретного проекта перечни критериев. При выборе ИС следует четко понимать, чего требуется достичь и какие параметры будут определять конечное решение.

Целью данной работы является предоставление основы по определению критериев для выбора и сравнения информационных систем.

Существуют различные методики и критерии для оценки информационных систем, а также множество подходов для оценки конкретных участков информационной системы. Большая часть критериев для оценок относится к одной из следующих категорий: функциональные возможности; совокупная стоимость владения; перспективы развития; технические характеристики; минимизация рисков; экономическая выгода; юзабилити; удовлетворенность клиентов.

Результатом моей работы является модель набора критериев для оценки информационной системы, которые можно встретить в литературе относительно выбора ИС.

Критерии, посвященные одному и тому же явлению в информационной системе, сгруппированы в подкатегории. Подкатегории, которые связаны друг с другом, в свою очередь сгруппированы в категорию. В целом это приводит к иерархической модели интересующих критериев при изучении информационной системы.

Данная модель может использоваться для структурированного описания информационной системы, а также для определения и анализа проблемных сторон ИС.

В предложенной модели 4 категории и 10 подкатегорий. Всего критериев 44.

Категория «Организация»

Критерии категории «Организация» представляют собой критерии, которые будут интересны отделу менеджмента и отдела продаж. Критерии, входящие в этот класс, описывают насколько хорошо ИС поддерживает деятельность организации и наоборот, как организация поддерживает информационную систему.

Экономика

В данной подкатегории описываются критерии для оценки экономических выгод, а также стоимости информационной системы.

Таблица 1 – критерии подкатегории «Экономика»

Критерий

Описание

Конкурентоспо-собность

Делает ли информационная система организацию, способной конкурировать с окружающей средой

Удовлетворение потребностей
клиентов

Являются ли внешние клиенты удовлетворенными

Производительность

Поддерживает ли система необходимую темп производства

ROI

Коэффициент возврата инвестиций

Эксплуатационные расходы

Существуют ли скрытые затраты в ходе эксплуатации (например, для поддержания системы)

Обеспеченность ресурсами

Достаточно ли ресурсов, чтобы система работала удовлетворительно

Отношение

Данная подкатегория описывает отношения организации и пользователей к информационной системе.

Таблица 2 – критерии подкатегории «Отношение»

Критерий

Описание

Ответственность сотрудников

Прикладывают ли усилие работники, чтобы быть информированными в системе (требуется ли использовать сторонние ресурсы, чтобы отслеживать изменения в системе, например, читать почту)

Обслуживание

Выделено ли на предприятии отдельное подразделение (или его требуется выделить) для поддержки и управления системой

Участие управления

Достаточно ли совершенно управление, чтобы информационная система работала

Одобряемость

Информировано ли руководство о структуре информационной системы и довольно ли оно ей

Эффективность

К подкатегории «Эффективность» относятся критерии, описывающие функциональность информационной системы как таковой, а также насколько часто возникают проблемы.

Таблица 3 – критерии подкатегории «Эффективность»

Критерий

Определение

Перегруженность

Как часто информация накапливается в одном месте (переполнение информации, перегрузка)

Уровень отказа

Как часто происходят сбои (потеря информации)

Пропускная способность

Насколько эффективно (насколько быстро) происходит распространение информации

Простой отдела

Как часто сегменты организации простаивают из-за отсутствия информации

Категория «Индивидуальность»

Категория «Индивидуальность» содержит критерии, которые касаются производительности и удовлетворенности потребностей отдельных лиц в информационной системе.

Эргономика

В подкатегории «Эргономика» перечислены критерии для оценки приспособленности ИС для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Таблица 4 – критерии подкатегории «Эргономика»

Критерий

Описание

Контроль

Насколько механизм разграничения функций пользователей по ролям в системе является гибким

Перегрузка

Как часто система будет предоставлять слишком много информации

Стресс

Провоцирует ли ИС стресс у пользователя (например, посредством сложного управления, непонятного интерфейса)

Неосведомленность

Как часто система будет предоставлять слишком мало информации

Удовлетворение

Удовлетворены ли пользователи работой системы

Категория «Информация»

Критерии категории «Информация» касаются качества информации и доступа к ней в информационной системе.

Доступ

В подкатегории «Доступ» описывается, насколько легко получить информацию в информационной системе.

Таблица 5 – критерии подкатегории «Доступ»

Критерий

Описание

Доступность

Легко ли найти требуемую информацию в системе

Формат

Доступна ли информация в требуемом формате

Портативность

Насколько легко передавать информацию из одной системы в другую

Качество

Подкатегория «Качество» описывает, насколько точно и в каком объеме информация в системе соответствует ее предполагаемому использованию.

Таблица 6 – критерии подкатегории «Качество»

Критерий

Описание

Важность

Насколько важна информация в системе

Актуальность

Насколько релевантная информация в системе

Надежность

Насколько надежной является информация в системе

Уникальность

Как часто избыточная информация поступает в систему

Категория «Технологии»

Критерии категории «Технологии» касаются материальных артефактов, которые участвуют в распространении и управлении информацией.

Аппаратные средства

В подкатегории «Аппаратные средства» описываются критерии, связанные с оценкой физических объектов в информационной системе, таких как кабели и компьютеры.

Таблица 7 – критерии подкатегории «Аппаратные средства»

Критерий

Описание

Управление

Насколько администраторам легко управлять аппаратным обеспечением

Эффективность

Насколько хорошо аппаратное обеспечение поддерживает текущие потребности системы

Масштабируемость

Насколько хорошо аппаратное обеспечение способно адаптироваться к повышению требований к мощностям

Безопасность

В подкатегории «Безопасность» описывается, насколько хорошо реализованы меры по защите информации.

Таблица 8 – критерии подкатегории «Безопасность»

Критерий

Описание

Секретность

Насколько хорошо система защищает информацию от внешнего мира

Стабильность

Насколько бесперебойна работа системы

Деятельность поставщика

Являются ли поставщики системных компонентов активными и предоставляют обновления (например, исправления безопасности)

Валидность

В какой степени система гарантирует правильность информации в ней

Программное обеспечение

Подкатегория «Программное обеспечение» включает критерии оценивающие, как установленное программное обеспечение справляется с выполнением своих задач с минимальными затратами.

Таблица 9 – критерии подкатегории «Программное обеспечение»

Критерий

Описание

Администрирование

Насколько легко администратору управлять системой

Доступность

Насколько легко установить обновление или исправление для системы

Изменчивость

Можно ли при необходимости разработать или изменить компоненты системы

Совместимость

Насколько легко перемещать информацию между системой и вспомогательным программным обеспечением (например, выгрузка в excel отчетов)

Лицензирование

В какой степени лицензирование ограничивает работу администратора с системой

Простота

Насколько понятна архитектура системы администратору

Удобство использования

В подкатегории «Удобство использования» описывается удобство взаимодействия пользователя с системой через ее интерфейс.

Таблица 10 – критерии подкатегории «Удобство использования»

Критерий

Описание

Конфигурируемость

Можно ли адаптировать компоненты системы к индивидуальным предпочтениям пользователя

Количество действий

Сколько действий требуется сделать пользователю, чтобы получить желаемый результат

Устойчивость к ошибкам

Как часто представление информации в системе вызывает ошибки пользователя

Простота интерфейса

Насколько легко новому пользователю понять, как действовать в системе

Запоминаемость

Насколько легко опытному пользователю запомнить последовательность действий в системе

Использование данной модели представляет собой процесс обсуждения ИС, следуя списку критериев один за другим. Список состоит из категорий, подкатегорий, критериев и столбцов: «неважно», «внимание», «критично». В столбце «неважно» отмечаются критерии, которые не нужно рассматривать, в столбце «внимание» - на что стоит обратить внимание, но пренебрежение данным критерием не будет критичным для пользователей или системы в целом, в столбце «критично» отмечаются те, которые крайне важны для пользователей или системы.

Таблица 11 – пример использования модели набора критериев

Класс

Раздел

Критерий

Неважно

Внимание

Критично

Органи-зация

Экономика

Конкурентоспособность

   

Удовлетворение потребностей клиентов

 

 

ROI

 

 

Отношение

Обслуживание

   

Одобряемость

 

 

Индиви-дуаль-ность

Эргономика

Контроль

   

Разработанная модель представляет собой набор критериев для поддержки обсуждений в процессе разработки и выбора информационных систем.

Конечно, с точки зрения использования желательно иметь больше указаний относительно того, как критерии должны оцениваться на практике. Однако даже без этих указаний, критерии можно использовать в качестве отправной точки для обсуждения в ходе работы по разработке и выбору информационных систем.

Литература

Palmius J (2007): Criteria for Measuring and Comparing Information Systems 30th Information Systems Research Seminar in Scandinatia.

Palmius J (2010): Organization-level information systems: Tools for supporting the development process. Mid Sweden University doctoral thesis 94. Östersund, Sweden.

Total Economic Impact™ Study Of Microsoft Dynamics AX 2012 [Электронный ресурс] – https://www.goerpcloud.com/wp-content/uploads/TEI-of-Microsoft-Dynamics-AX-2012.pdf (Дата обращения: 07.02.2019).

Классификация информационных систем и информационных технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/1171041221185/informatika/klassifikatsiya_informatsionnyh_sistem_informatsionnyh_tehnologiy (Дата обращения: 07.02.2019).

Просмотров работы: 2253