Сталкиваясь с задачей внедрения новой информационной системы (ИС) и желанием улучшить бизнес-процессы на предприятии, следует разумно подходить к данному вопросу и применять уже готовые или разработанные предприятием для конкретного проекта перечни критериев. При выборе ИС следует четко понимать, чего требуется достичь и какие параметры будут определять конечное решение.
Целью данной работы является предоставление основы по определению критериев для выбора и сравнения информационных систем.
Существуют различные методики и критерии для оценки информационных систем, а также множество подходов для оценки конкретных участков информационной системы. Большая часть критериев для оценок относится к одной из следующих категорий: функциональные возможности; совокупная стоимость владения; перспективы развития; технические характеристики; минимизация рисков; экономическая выгода; юзабилити; удовлетворенность клиентов.
Результатом моей работы является модель набора критериев для оценки информационной системы, которые можно встретить в литературе относительно выбора ИС.
Критерии, посвященные одному и тому же явлению в информационной системе, сгруппированы в подкатегории. Подкатегории, которые связаны друг с другом, в свою очередь сгруппированы в категорию. В целом это приводит к иерархической модели интересующих критериев при изучении информационной системы.
Данная модель может использоваться для структурированного описания информационной системы, а также для определения и анализа проблемных сторон ИС.
В предложенной модели 4 категории и 10 подкатегорий. Всего критериев 44.
Категория «Организация»
Критерии категории «Организация» представляют собой критерии, которые будут интересны отделу менеджмента и отдела продаж. Критерии, входящие в этот класс, описывают насколько хорошо ИС поддерживает деятельность организации и наоборот, как организация поддерживает информационную систему.
Экономика
В данной подкатегории описываются критерии для оценки экономических выгод, а также стоимости информационной системы.
Таблица 1 – критерии подкатегории «Экономика»
Критерий |
Описание |
Конкурентоспо-собность |
Делает ли информационная система организацию, способной конкурировать с окружающей средой |
Удовлетворение потребностей |
Являются ли внешние клиенты удовлетворенными |
Производительность |
Поддерживает ли система необходимую темп производства |
ROI |
Коэффициент возврата инвестиций |
Эксплуатационные расходы |
Существуют ли скрытые затраты в ходе эксплуатации (например, для поддержания системы) |
Обеспеченность ресурсами |
Достаточно ли ресурсов, чтобы система работала удовлетворительно |
Отношение
Данная подкатегория описывает отношения организации и пользователей к информационной системе.
Таблица 2 – критерии подкатегории «Отношение»
Критерий |
Описание |
Ответственность сотрудников |
Прикладывают ли усилие работники, чтобы быть информированными в системе (требуется ли использовать сторонние ресурсы, чтобы отслеживать изменения в системе, например, читать почту) |
Обслуживание |
Выделено ли на предприятии отдельное подразделение (или его требуется выделить) для поддержки и управления системой |
Участие управления |
Достаточно ли совершенно управление, чтобы информационная система работала |
Одобряемость |
Информировано ли руководство о структуре информационной системы и довольно ли оно ей |
Эффективность
К подкатегории «Эффективность» относятся критерии, описывающие функциональность информационной системы как таковой, а также насколько часто возникают проблемы.
Таблица 3 – критерии подкатегории «Эффективность»
Критерий |
Определение |
Перегруженность |
Как часто информация накапливается в одном месте (переполнение информации, перегрузка) |
Уровень отказа |
Как часто происходят сбои (потеря информации) |
Пропускная способность |
Насколько эффективно (насколько быстро) происходит распространение информации |
Простой отдела |
Как часто сегменты организации простаивают из-за отсутствия информации |
Категория «Индивидуальность»
Категория «Индивидуальность» содержит критерии, которые касаются производительности и удовлетворенности потребностей отдельных лиц в информационной системе.
Эргономика
В подкатегории «Эргономика» перечислены критерии для оценки приспособленности ИС для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.
Таблица 4 – критерии подкатегории «Эргономика»
Критерий |
Описание |
Контроль |
Насколько механизм разграничения функций пользователей по ролям в системе является гибким |
Перегрузка |
Как часто система будет предоставлять слишком много информации |
Стресс |
Провоцирует ли ИС стресс у пользователя (например, посредством сложного управления, непонятного интерфейса) |
Неосведомленность |
Как часто система будет предоставлять слишком мало информации |
Удовлетворение |
Удовлетворены ли пользователи работой системы |
Категория «Информация»
Критерии категории «Информация» касаются качества информации и доступа к ней в информационной системе.
Доступ
В подкатегории «Доступ» описывается, насколько легко получить информацию в информационной системе.
Таблица 5 – критерии подкатегории «Доступ»
Критерий |
Описание |
Доступность |
Легко ли найти требуемую информацию в системе |
Формат |
Доступна ли информация в требуемом формате |
Портативность |
Насколько легко передавать информацию из одной системы в другую |
Качество
Подкатегория «Качество» описывает, насколько точно и в каком объеме информация в системе соответствует ее предполагаемому использованию.
Таблица 6 – критерии подкатегории «Качество»
Критерий |
Описание |
Важность |
Насколько важна информация в системе |
Актуальность |
Насколько релевантная информация в системе |
Надежность |
Насколько надежной является информация в системе |
Уникальность |
Как часто избыточная информация поступает в систему |
Категория «Технологии»
Критерии категории «Технологии» касаются материальных артефактов, которые участвуют в распространении и управлении информацией.
Аппаратные средства
В подкатегории «Аппаратные средства» описываются критерии, связанные с оценкой физических объектов в информационной системе, таких как кабели и компьютеры.
Таблица 7 – критерии подкатегории «Аппаратные средства»
Критерий |
Описание |
Управление |
Насколько администраторам легко управлять аппаратным обеспечением |
Эффективность |
Насколько хорошо аппаратное обеспечение поддерживает текущие потребности системы |
Масштабируемость |
Насколько хорошо аппаратное обеспечение способно адаптироваться к повышению требований к мощностям |
Безопасность
В подкатегории «Безопасность» описывается, насколько хорошо реализованы меры по защите информации.
Таблица 8 – критерии подкатегории «Безопасность»
Критерий |
Описание |
Секретность |
Насколько хорошо система защищает информацию от внешнего мира |
Стабильность |
Насколько бесперебойна работа системы |
Деятельность поставщика |
Являются ли поставщики системных компонентов активными и предоставляют обновления (например, исправления безопасности) |
Валидность |
В какой степени система гарантирует правильность информации в ней |
Программное обеспечение
Подкатегория «Программное обеспечение» включает критерии оценивающие, как установленное программное обеспечение справляется с выполнением своих задач с минимальными затратами.
Таблица 9 – критерии подкатегории «Программное обеспечение»
Критерий |
Описание |
Администрирование |
Насколько легко администратору управлять системой |
Доступность |
Насколько легко установить обновление или исправление для системы |
Изменчивость |
Можно ли при необходимости разработать или изменить компоненты системы |
Совместимость |
Насколько легко перемещать информацию между системой и вспомогательным программным обеспечением (например, выгрузка в excel отчетов) |
Лицензирование |
В какой степени лицензирование ограничивает работу администратора с системой |
Простота |
Насколько понятна архитектура системы администратору |
Удобство использования
В подкатегории «Удобство использования» описывается удобство взаимодействия пользователя с системой через ее интерфейс.
Таблица 10 – критерии подкатегории «Удобство использования»
Критерий |
Описание |
Конфигурируемость |
Можно ли адаптировать компоненты системы к индивидуальным предпочтениям пользователя |
Количество действий |
Сколько действий требуется сделать пользователю, чтобы получить желаемый результат |
Устойчивость к ошибкам |
Как часто представление информации в системе вызывает ошибки пользователя |
Простота интерфейса |
Насколько легко новому пользователю понять, как действовать в системе |
Запоминаемость |
Насколько легко опытному пользователю запомнить последовательность действий в системе |
Использование данной модели представляет собой процесс обсуждения ИС, следуя списку критериев один за другим. Список состоит из категорий, подкатегорий, критериев и столбцов: «неважно», «внимание», «критично». В столбце «неважно» отмечаются критерии, которые не нужно рассматривать, в столбце «внимание» - на что стоит обратить внимание, но пренебрежение данным критерием не будет критичным для пользователей или системы в целом, в столбце «критично» отмечаются те, которые крайне важны для пользователей или системы.
Таблица 11 – пример использования модели набора критериев
Класс |
Раздел |
Критерий |
Неважно |
Внимание |
Критично |
Органи-зация |
Экономика |
Конкурентоспособность |
✓ |
||
Удовлетворение потребностей клиентов |
✓ |
||||
ROI |
✓ |
||||
Отношение |
Обслуживание |
✓ |
|||
Одобряемость |
✓ |
||||
Индиви-дуаль-ность |
Эргономика |
Контроль |
✓ |
||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Разработанная модель представляет собой набор критериев для поддержки обсуждений в процессе разработки и выбора информационных систем.
Конечно, с точки зрения использования желательно иметь больше указаний относительно того, как критерии должны оцениваться на практике. Однако даже без этих указаний, критерии можно использовать в качестве отправной точки для обсуждения в ходе работы по разработке и выбору информационных систем.
Литература
Palmius J (2007): Criteria for Measuring and Comparing Information Systems 30th Information Systems Research Seminar in Scandinatia.
Palmius J (2010): Organization-level information systems: Tools for supporting the development process. Mid Sweden University doctoral thesis 94. Östersund, Sweden.
Total Economic Impact™ Study Of Microsoft Dynamics AX 2012 [Электронный ресурс] – https://www.goerpcloud.com/wp-content/uploads/TEI-of-Microsoft-Dynamics-AX-2012.pdf (Дата обращения: 07.02.2019).
Классификация информационных систем и информационных технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studme.org/1171041221185/informatika/klassifikatsiya_informatsionnyh_sistem_informatsionnyh_tehnologiy (Дата обращения: 07.02.2019).