Ещё с древних пещерных времён люди рисуют чем угодно и на чём угодно. И что самое интересное – рисовать можно, что угодно!
Палитра ярких красок «граффити» охватывает все стороны жизни человека, преобразует естественную и создает искусственную среду комфортного обитания. Цветовая гамма воздействует на человека, формируя его мировоззрение, воспитывая его духовную культуру. В этом и заключается её ценность. Она адресована широким слоям населения, оказывая влияние на общий уровень эстетического сознания.
Само слово «граффи́ти» означает – изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» – процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare – «царапать»).
В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.
Хорошо бы узнать, кто был тот самый первый человек, который, можно сказать, положил первый «кирпичик» в огромную стену современной спрей-арт культуры под названием GRAFFITI ART.
Основоположником данного направления считается подросток по имени Деметриус, который первый написал свой тэг (прозвище) TAKI и номер улицы, на которой он обитал – 183, и стал первым тэггером, прославившимся на весь город.
Его подпись стала узнаваемой, и его стали копировать другие тэггеры, используя причудливые шрифты для своих имен, совершенно не заботясь об их читабельности.
Теггинг (англ. Tagging) – вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах. Отдельная подпись называется «тег» (англ. tag, метка). Художника, занимающегося теггингом, называют «теггером». Несмотря на протяжённую историю граффити, теггинг в современном виде получил развитие в 1960-70х годах в США, преимущественно в Нью-Йорке.
Позже искусство граффити затянуло и художников, и, если раньше для написания пары слов подростки использовали обычные маркеры, то позже в ход пошли баллончики с аэрозольной краской и наконечники различной толщины, с их помощью художники могли работать с цветом, создавать работы ничуть не хуже, чем на холсте, и соревноваться между собой. Сейчас мы можем увидеть полноцветные «объёмные» работы или даже работы, выполненные в 3D.
Рассмотрим некоторые стили граффити.
Throw up. Самый простой стиль, предпочитаемый бомберами, для которых, приоритетом в работе является не качество, а скорость выполнения. Зачастую его также практикуют новички. Зародился в Нью-Йорке. Этот стиль представляет собой кривые линии букв, закрашенных внутри определённым цветом. Первый цвет – контур, второй – заливка: в throw up используется всего два цвета, преимущественно, чёрный и белый, либо чёрный и серебристый. Основное условие здесь – контрастность цветов и их сочетаемость друг с другом.
B lockbusters. Этот стиль также относят к простым. Родиной стиля считается Лос-Анджелес. Blockbusters характеризуется большими и широкими буквами, которые могут быть нарисованы с помощью только одного цвета. Считается, что его использовали в первую очередь для разграничения зон влияния уличные группировки. Граффити выполняется, как правило, командой, где каждый участник делает свою работу. По завершению, каждый из участников прописывает под рисунком свои теги (подпись райтера).
Bubble граффити (бабл – «пузырь»). Все буквы похожи на дутые мыльные пузыри, готовые лопнуть. В этом стиле используется два или три цвета. Пользуется популярностью у новичков.
Bombing.
Это экстремальный вид граффити, обычно рисуется на разных видах транспорта. Так называемый «скоростной» вид граффити. Bombing также стоит у истоков развития культуры, поскольку именно он был самым широко используемым видом рисования в 70-80-х годах. Изначально «бомбили» в основном поезда или другие средства передвижения, но сейчас этот термин применим и к другим местам нанесения рисунка (выполненным, например на экстремальной высоте). Отсюда вытекает то, что часто таким работам не достаёт детализации. Но для «бомбинга» это не является приоритетной задачей.
3D-граффити справедливо относится к наиболее сложным. О его сущности можно судить уже по самому названию – каким-то образом изображения должны передать объём. Можно довольствоваться и обычным теневым эффектом, но вряд ли этого будет достаточно для того, чтобы отнести надпись или рисунок к полноценному 3D граффити. Объёмное граффити выделилось в отдельный вид искусства большого города в основном из-за провокационных рисунков, которые создают ту или иную оптическую иллюзию. Возникает она при созерцании работы под определённым углом или, когда зрители используют специальные очки. Но последнее, разумеется, уже экзотика…
Рисунки могут располагаться на стене или на асфальте. Примером последних могут служить некоторые провокационные работы немецкого художника Едгара Мюллера. Мода на такие рисунки с эффектами на Западе началась ещё в 90-ые годы. Достаточно часто сюжет произведений основывается на оптическом восприятии трещины в дорожном покрытии, двери в стене, лесенок и подобного так, как будто они существуют на самом деле, а не воспринимаются зрителями, рассматривающими изображение под определённым углом.
Экологические граффити. В Краснодаре стену многоэтажки на улице Ставропольской украсили граффити с животными из Красной книги. ... Так, в 2016 году на территории региона были выпущены первые три леопарда, сейчас их уже пять.
«Граффити – это один из способов коммуникации, когда мы можем рассказать людям о том, что есть краснокнижное животное, которое обитает на этой территории», – рассказал «Кубанским новостям» пресс-секретарь отделения Всемирного фонда дикой природы Михаил Клименко.
Граффити из мха
Такое искусство становится все популярнее за границей и достаточно легко сделать это самому. Цель его – соединить природу и город. Всё, что вам понадобится, это мох, вода, кефир и сахар. В зависимости от вашего креатива, такое граффити может стать украшением серой городской многоэтажки или вашего дачного дома.
Всемирный фонд природы (WWF – World Wildlife Fund) – одна из крупнейших независимых международных общественных организаций, занимающаяся сохранением и восстановлением окружающей среды.
Главной её целью является поддержание биологического разнообразия нашей планеты. Слоган Всемирного фонда природы – «За живую планету».
На самом деле граффити существовало всегда: сначала в виде наскальных рисунков, потом в форме причудливых надписей-тэгов и теперь – полноценными картинами на бетонных полотнах.
Список использованных источников
1. Стилиинаправленияграффити [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://itstep.wordpress.com/2010/05/22/graffiti.
2. Стили граффити и его виды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://caitik.ru/1155-style-graffiti.html.
3. 3D граффити [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://crossarea.ru/graffiti/3d-graffiti.