Школьная программа по биологии включает проведение биологических экскурсий, которые способствуют формированию представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах. Наибольшее количество экскурсий приходится на разделы ботаники, зоологии и экологии, а в курсе школьной анатомии они отсутствуют.
Вопросами методики подготовки и проведения экскурсий занимались в разные годы учёные-методисты А.Я. Герд, В.В. Половцев, К.П. Ягодовский, В.А. Герд, В.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Б.Д. Комисаров, И.И. Полянский и другие. Среди многообразия школьных биологических экскурсий в основу классификаций положено несколько различных критериев: по учебным целям, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по местоположению в учебном процессе, по месту проведения, продолжительности, по времени года, количеству участников и др.
Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям.
Результат анализа методической литературы и опыта работы учителей биологии показывает, что введение экскурсий в процесс изучения курса «Человек» решает важные образовательные, развивающие и воспитательные задачи: формирование правильных представлений о внешнем и внутреннем строении организма в целом и органов в отдельности, развитие представлений о физиологических процессах, развитие умений сравнивать, находить общее, развитие умений коллективной работы над материалом, воспитание общественного чувства, этическое воспитание, осуществление просветительской работы.
Отразим специфику экскурсий, которые можно организовать при изучении курса «Человек».
Экскурсии в научные лаборатории и институты обычно организуют учителя с учащимися, занимающимися на факультативных занятиях, но очень полезно проводить их и с обычным классом. Эти экскурсии знакомят с методами научных исследований, оборудованием лабораторий. При подготовке таких экскурсий особенно важно обеспечить интересное, познавательное, ценное содержание, связанное с темами курса, и получить объяснение от научного сотрудника в доступной форме. Опыт работы учителей показывает, что целесообразно осуществлять экскурсии в лаборатории после изучения соответствующего программного материала на уроке; тогда учащиеся подготовлены к восприятию сложных вопросов, с которыми они встретятся на экскурсии. Учитель в процессе изучения темы сообщает, что будет показано на экскурсии при посещении той или иной научной лаборатории. Если экскурсия проводится до изучения соответствующего материала на уроке, то учащиеся, оказавшись в лаборатории, отвлекаются в необычной для них обстановке многими деталями и упускают главное. В результате они хуже усваивают содержание экскурсий. Ценность экскурсий в лаборатории состоит в том, что они вводят учащихся в обстановку научных исследований, конкретно знакомят их с тем, как «добываются» научные знания. Экскурсии в лаборатории способствуют развитию интереса учащихся к физиологии.
Экскурсии на производство. Производственные экскурсии в курсе «Человек» имеют практическую направленность, показывая значение охраны, гигиены и физиологии труда. Их огромное образовательная и воспитательная ценность заключается в том, что они знакомят учащихся с применением научных знаний в практике производства. Производственные экскурсии бывают двух типов: предметные и комплексные. Примером предметной экскурсии по данному учебному предмету может служить экскурсия на какой-либо завод. В неё включены следующие вопросы: требование к здоровью рабочих, поступающих на завод; соблюдение правил личной гигиены; спецодежда; техника безопасности работы у машин; борьба с пылью; питьевой режим работающих у печей и т.д.
Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить последних с научными основами производства с разных сторон: изучать в условиях производства использование знаний биологии, законов физики и химии, пути совершенствования техники, история предприятия и его традиции, улучшение условий труда и жизни рабочих. Но в одной экскурсии невозможно включить сразу все эти вопросы. Поэтому комплекс целесообразно ограничить двумя-тремя учебными предметами. Проведение экскурсий требуют чёткого планирования, согласованного определения задач, вопросов и маршрута.
Наиболее ценны с познавательной точки зрения экскурсии, которые проводит сам учитель, а не работник предприятия. Учитель лучше обеспечивает методическую выдержанность и соответствие экскурсии учебно-воспитательными задачами [2].
В тоже время, остро встаёт вопрос об отсутствии в определённых регионах подобных организаций, где можно было организовать экскурсии по разделу «Человек». В связи с этим нам видится выход в использовании виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. На уроках анатомии, возможно, использовать виртуальные мини-экскурсии по телу человека. Экскурсия предполагает знакомство с характеристикой организма человека и интересными фактами о человеческом организме, которые рассматриваются в ходе изучения курса «Человек» в 8 классе. Данные мини-экскурсии помогут вспомнить основные вопросы по изучаемой теме, способствуют формированию духовной составляющей здоровья, эстетические и моральные основы здоровья.
Сравнение разных видов экскурсий показывает явные преимущества виртуальных экскурсий от традиционных: не требуют большой затраты времени; органично вписываются в канву урока на любом его этапе и все происходит в классной аудитории; происходит визуализация объектов деятельности промышленных предприятий; раскрывается сущность и значение объектов для человека; возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места организма человека. Требования к виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности являются следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь [1]. Объектами экскурсии по анатомии могут быть размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: органы, системы органов, физиологические процессы, музейные анатомические экспонаты, описание биографий, научной деятельности учёных-анатомов, фотогалереи, иллюстрации, озвученные видео материалы и т.д. [1].
Одной из самых значительных представляется нам роль экскурсий в повышении познавательного интереса учащихся к анатомии. Эмоциональное восприятие учащимися натуральных объектов, изучаемых в ходе экскурсии, всестороннее их исследование, знакомство с новыми, иногда неожиданными для школьников, свойствами объектов, стимулирует развитие познавательного интереса, способствует их привлечению к познавательной деятельности. Чрезвычайно ценно и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, в естественной и экспериментальной ситуациях. Использование виртуальных экскурсий (мини-экскурсий) на определённых темах школьного курса анатомии углубляет знания об органах человека, расширяет навыки поиска необходимой информации, способствует овладению учащимися практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа [5].
Список литературы:
Аржакова М.И., Андреева М.П.: Использование виртуальных экскурсий по химии: О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2014. –144 с.
Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я., Маш Р.Д., Реброва Л.В., Соколова Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1978.
Набидоллина, Ш.С. Формирование информационной компетентности студентов на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека / Ш.С. Набидоллина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/formirovanie_informacionnoy_kompetentnosti_studentov_na_urokah_anatomii_fiziologii_i_gigieny-48404.htm – Загл. с экрана. – 29.01.2019
Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.it-n.ru/communities.aspx – Загл. с экрана. – 28.01.2019
Чередниченко Д.И., Шарыпова Н.В. Виртуальные экскурсии по анатомии // Наука XXI века: взгляд в будущее. Ч. 2: материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодежи, 26-27 апр. 2018 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ун-т ; под ред. Н.В. Ипполитовой, Н.С. Стерховой. – Шадринск: ШГПУ, 2018. – С.245-246.