Также высококвалифицированные специалисты требуются для проведения учебно-тренировочного процесса и, особенно в детских спортивных школах. При работе с конкретным ребенком тренер вкладывает в него не только свои силы, но и цели, идеи, надежды. Именно он осуществляют формирование личности, нужной и полезной обществу. Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Цель исследования заключается в определении уровня развития профессиональных компетенций у тренеров по чирлидингу различной спортивной квалификации.
Понятие «компетенция» по-разному трактуется спортивными педагогами [1, 2,3]. Мы представляем его как динамическую совокупность знаний, умений, ценностей, необходимую для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития тренера [4].
На основе теоретического анализа выявлены наиболее существенные (умения рефлексировать, произвольно контролировать эмоциональные реакции и состояния, воспринимать и трактовать свои и чужие эмоции) и менее значимые (умения держать под контролем свою агрессивность и конфликтность, учитывать индивидуальные особенности другого человека, пользоваться различными типами мышления и проявлять креативность) компетенции, которыми должен овладеть тренер по чирлидингу для эффективной профессиональной деятельности. Для определения уровня развития конкретной компетенции были использованы следующие методики (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика методик для определения уровня развития компетенций
Методика |
Ее характеристика |
Автор |
Год создания |
Уровень развития рефлексивности |
Определяет уровень умения человека анализировать, осмысливать, изучать, одним словом – рефлексировать. |
А.В. Карпов |
2003 |
Уровень развития волевой саморегуляции |
Отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний, силу намерений человека. |
А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман |
1996 |
Уровень развития эмпатийных тенденций |
Определяет уровень умения воспринимать и корректно трактовать свои эмоции, эмоции других людей. |
И.М. Юсупов |
1996 |
Уровень развития личностной агрессивности и конфликтности |
Выявляет склонность человека к конфликтности и агрессивности. |
Е.П. Ильин, П.А. Ковалев |
2011 |
Уровень развития диалогичности межличностных отношений |
Отражает стремление видеть и учитывать уникальность тех или иных отношений. |
С.В. Духновский |
2010 |
Тип мышления и уровень развития креативности |
Определяет уровень развития типов мышления и уровня развития креативности |
Д. Брунер |
1997 |
В исследовании принимали участие 12 тренеров с различным стажем работы, уровнем квалификации городского, областного, регионального, всероссийского, европейского и мирового. Из них были выделены на две группы: в первую группу вошли тренеры, чей стаж на момент исследования составлял менее трех лет; во вторую - тренеры со стажем работы более трех лет.
Результаты исследования и их обсуждение. После завершения тестирования согласно избранным методикам, были получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Оценка уровня развития компетенций у тренеров по чирлидингу, ( %)
Параметры и его показатели |
Группа |
Уровни развития |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Рефлексия |
1 |
16,65 |
66,7 |
16,65 |
|
2 |
0 |
100 |
0 |
||
Эмпатийные тенденции |
1 |
0 |
100 |
0 |
|
2 |
0 |
100 |
0 |
||
Диалогичность межличностных отношений |
Шкала Диалогичности Отношений |
1 |
16,7 |
83,3 |
0 |
2 |
33,3 |
66,7 |
0 |
||
Шкала Самоценности Отношений |
1 |
33,3 |
50 |
16,7 |
|
2 |
50 |
50 |
0 |
||
Шкала Конструктивности Отношений |
1 |
83,3 |
16,7 |
0 |
|
2 |
50 |
50 |
0 |
||
Волевая саморегуляция |
Индекс Волевой Саморегуляции |
1 |
83,3 |
16,7 |
0 |
2 |
50 |
33,3 |
16,7 |
||
Индекс Настойчивости |
1 |
83,3 |
16,7 |
0 |
|
2 |
66,7 |
16,65 |
16,65 |
||
Индекс Самообладания |
1 |
83,3 |
16,7 |
0 |
|
2 |
33,3 |
16,7 |
50 |
||
Личностная агрессивность и конфликтность |
Позитивная Агрессивность |
1 |
0 |
50 |
50 |
2 |
0 |
33,3 |
67,7 |
||
Негативная Агрессивность |
1 |
0 |
67,7 |
33,3 |
|
2 |
0 |
50 |
50 |
||
Конфликтность |
1 |
16,7 |
50 |
33,3 |
|
2 |
16,7 |
33,3 |
50 |
||
Типы мышления и креативность |
Предметное Мышление |
1 |
16,7 |
83,3 |
0 |
2 |
0 |
66,7 |
33,3 |
||
Символическое Мышление |
1 |
16,7 |
33,3 |
50 |
|
2 |
0 |
50 |
50 |
||
Знаковое Мышление |
1 |
66,7 |
16,65 |
16,65 |
|
2 |
33,3 |
66,7 |
0 |
||
Образное Мышление |
1 |
33,3 |
66,7 |
0 |
|
2 |
50 |
50 |
0 |
||
Креативность |
1 |
50 |
Я 50 |
0 |
|
2 |
33,3 |
66,7 |
0 |
Сравнительный анализ данных показал, что в первой группе имеется дифференциация параметра «Рефлексивность», а у тренеров второй группы наблюдается только средний уровень развития этого показателя. Это свидетельствует о том, что более высокий уровень перехода в рефлексивную позицию, позволяет видеть способы собственной деятельности в качестве отстраненного предмета, мыслительная работа становится независимой от цели и результата. Именно освобождение от этой предметной направленности задает движение мысли с ориентацией на свободное развитие [4]. В этом случаи появляется возможность выработки способов и средств рефлексии у всех тренеров второй группы.
Тренеры обеих групп имеют средний уровень развития показателя «Эмпатийные тенденции». Исследователями доказано, что выход за пределы среднего уровня не только для тренеров, но и для других людей является большой редкостью. Определена зависимость рассматриваемого показателя от тренерского опыта.
Анализ показателей «Волевая саморегуляция», «Диалогичность межличностных отношений» (Шкала конструктивности отношений) выявил наибольшее количество человек с высоким уровнем их развития в первой группе. Это характерно для эмоционального выгорания – состояния, характеризующее умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне стресса, вызванного работой [ ].
Следует заметить, что тренеры с большим практическим опытом работы обладают и более высоким уровнем развития показателей «Шкала диалогичности отношений» и «Шкала самоценности отношений». По нашему мнению на рассматриваемые показатели также оказывает влияние и система образования, реализуемая во времена СССР.
У тренеров первой группы выявлен более высокий уровень развития различных типов мышления и креативности, что свидетельствует о влиянии бурного развития информационного общества на познавательные процессы и качества личности.
Таким образом, уровень развития компетенций необходимых для эффективного профессионального становления тренера, в первую очередь зависит наличие личного опыта и от структуры и содержания системы образования.
Список литературы
1. Борневассер М. Стресс в условиях труда / М. Борневассев Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – 233 с
2. Неверкович С.Д. Рефлексивная культура – как механизм совершенствования профессиональной деятельности физкультурных кадров / С.Д. Неверкович, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. – 2008. – No3. – С. 9-13.
3.Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М. : Физич. культура, 2006. – 224 с.
4. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие для академического бакалавриата/Г.А. Ямалетдинова.–М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 244 с.