Исследование показателей развития профессиональных компетенций у тренеров по чирлидингу - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование показателей развития профессиональных компетенций у тренеров по чирлидингу

Семенов С.Е. 1, Ямалетдинова Г.А. 1
1УрФУ Институт физической культуры спорта и молодежной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Спорт уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Учитывая его бурное развитие в ближайшие годы, возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов в данной сфере деятельности. В подготовке таких специалистов заинтересованы не только будущие и действующие спортсмены, но и само государство. Лидерство на спортивной мировой арене – престиж государства: подъем страны в рейтинге мирового сообщества, повышение интереса к ней, как к сильному сопернику и как к стране, обладающей колоссальным опытом организации соревнований международного уровня.

Также высококвалифицированные специалисты требуются для проведения учебно-тренировочного процесса и, особенно в детских спортивных школах. При работе с конкретным ребенком тренер вкладывает в него не только свои силы, но и цели, идеи, надежды. Именно он осуществляют формирование личности, нужной и полезной обществу. Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.

Цель исследования заключается в определении уровня развития профессиональных компетенций у тренеров по чирлидингу различной спортивной квалификации.

Понятие «компетенция» по-разному трактуется спортивными педагогами [1, 2,3]. Мы представляем его как динамическую совокупность знаний, умений, ценностей, необходимую для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития тренера [4].

На основе теоретического анализа выявлены наиболее существенные (умения рефлексировать, произвольно контролировать эмоциональные реакции и состояния, воспринимать и трактовать свои и чужие эмоции) и менее значимые (умения держать под контролем свою агрессивность и конфликтность, учитывать индивидуальные особенности другого человека, пользоваться различными типами мышления и проявлять креативность) компетенции, которыми должен овладеть тренер по чирлидингу для эффективной профессиональной деятельности. Для определения уровня развития конкретной компетенции были использованы следующие методики (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика методик для определения уровня развития компетенций

Методика

Ее характеристика

Автор

Год создания

Уровень развития рефлексивности

Определяет уровень умения человека анализировать, осмысливать, изучать, одним словом – рефлексировать.

А.В. Карпов

2003

Уровень развития волевой саморегуляции

Отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний, силу намерений человека.

А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман

1996

Уровень развития эмпатийных тенденций

Определяет уровень умения воспринимать и корректно трактовать свои эмоции, эмоции других людей.

И.М. Юсупов

1996

Уровень развития личностной агрессивности и конфликтности

Выявляет склонность человека к конфликтности и агрессивности.

Е.П. Ильин, П.А. Ковалев

2011

Уровень развития диалогичности межличностных отношений

Отражает стремление видеть и учитывать уникальность тех или иных отношений.

С.В. Духновский

2010

Тип мышления и уровень развития креативности

Определяет уровень развития типов мышления и уровня развития креативности

Д. Брунер

1997

В исследовании принимали участие 12 тренеров с различным стажем работы, уровнем квалификации городского, областного, регионального, всероссийского, европейского и мирового. Из них были выделены на две группы: в первую группу вошли тренеры, чей стаж на момент исследования составлял менее трех лет; во вторую - тренеры со стажем работы более трех лет.

Результаты исследования и их обсуждение. После завершения тестирования согласно избранным методикам, были получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня развития компетенций у тренеров по чирлидингу, ( %)

Параметры и его показатели

Группа

Уровни развития

Высокий

Средний

Низкий

Рефлексия

1

16,65

66,7

16,65

2

0

100

0

Эмпатийные тенденции

1

0

100

0

2

0

100

0

Диалогичность межличностных отношений

Шкала

Диалогичности Отношений

1

16,7

83,3

0

2

33,3

66,7

0

Шкала

Самоценности

Отношений

1

33,3

50

16,7

2

50

50

0

Шкала

Конструктивности

Отношений

1

83,3

16,7

0

2

50

50

0

Волевая саморегуляция

Индекс Волевой

Саморегуляции

1

83,3

16,7

0

2

50

33,3

16,7

Индекс

Настойчивости

1

83,3

16,7

0

2

66,7

16,65

16,65

Индекс

Самообладания

1

83,3

16,7

0

2

33,3

16,7

50

Личностная агрессивность и конфликтность

Позитивная

Агрессивность

1

0

50

50

2

0

33,3

67,7

Негативная

Агрессивность

1

0

67,7

33,3

2

0

50

50

Конфликтность

1

16,7

50

33,3

2

16,7

33,3

50

Типы мышления и креативность

Предметное

Мышление

1

16,7

83,3

0

2

0

66,7

33,3

Символическое

Мышление

1

16,7

33,3

50

2

0

50

50

Знаковое

Мышление

1

66,7

16,65

16,65

2

33,3

66,7

0

Образное

Мышление

1

33,3

66,7

0

2

50

50

0

Креативность

1

50

Я 50

0

2

33,3

66,7

0

Сравнительный анализ данных показал, что в первой группе имеется дифференциация параметра «Рефлексивность», а у тренеров второй группы наблюдается только средний уровень развития этого показателя. Это свидетельствует о том, что более высокий уровень перехода в рефлексивную позицию, позволяет видеть способы собственной деятельности в качестве отстраненного предмета, мыслительная работа становится независимой от цели и результата. Именно освобождение от этой предметной направленности задает движение мысли с ориентацией на свободное развитие [4]. В этом случаи появляется возможность выработки способов и средств рефлексии у всех тренеров второй группы.

Тренеры обеих групп имеют средний уровень развития показателя «Эмпатийные тенденции». Исследователями доказано, что выход за пределы среднего уровня не только для тренеров, но и для других людей является большой редкостью. Определена зависимость рассматриваемого показателя от тренерского опыта.

Анализ показателей «Волевая саморегуляция», «Диалогичность межличностных отношений» (Шкала конструктивности отношений) выявил наибольшее количество человек с высоким уровнем их развития в первой группе. Это характерно для эмоционального выгорания – состояния, характеризующее умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне стресса, вызванного работой [ ].

Следует заметить, что тренеры с большим практическим опытом работы обладают и более высоким уровнем развития показателей «Шкала диалогичности отношений» и «Шкала самоценности отношений». По нашему мнению на рассматриваемые показатели также оказывает влияние и система образования, реализуемая во времена СССР.

У тренеров первой группы выявлен более высокий уровень развития различных типов мышления и креативности, что свидетельствует о влиянии бурного развития информационного общества на познавательные процессы и качества личности.

Таким образом, уровень развития компетенций необходимых для эффективного профессионального становления тренера, в первую очередь зависит наличие личного опыта и от структуры и содержания системы образования.

Список литературы

1. Борневассер М. Стресс в условиях труда / М. Борневассев Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – 233 с

2. Неверкович С.Д. Рефлексивная культура – как механизм совершенствования профессиональной деятельности физкультурных кадров / С.Д. Неверкович, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. – 2008. – No3. – С. 9-13.

3.Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М. : Физич. культура, 2006. – 224 с.

4. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие для академического бакалавриата/Г.А. Ямалетдинова.–М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 244 с.

Просмотров работы: 9