СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И ВУЗОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И ВУЗОВ

Ганеева Е.А. 1, Надымова Д.А. 2, Катаргина А.А. 2, Базанова П.И. 2
1ВГБОУ ВО "ПГМУ им.ак. Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения РФ
2ФГБОУ ВО "ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гастроэнтерологи отмечают ежегодный прирост заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) во всем мире как в виде монопатологии, так и в сочетанной форме с другими заболеваниями и этот факт волнует практикующих врачей и специалистов, занимающихся профилактикой. Происходят изменения и в структуре заболеваемости, расширяются возрастные границы, стираются гендерные различия, регистрируется увеличение патологии верхних отделов ЖКТ. Детская и подростковая заболеваемость за десятилетие увеличилась в 3 раза и в настоящее время превышает 100 случаев на 1000 детского населения, при этом отсутствуют региональные особенности [3]. Некоторые педиатры отмечают тенденцию к уменьшению доли функциональных нарушений и увеличению числа органических заболеваний.

Цель работы.

Определить уровень знаний учащихся о функционировании системы желудочно-кишечного тракта и выявить возможные нарушения пищеварения.

Задачи исследования.

Изучить литературу по частоте встречаемости заболеваний пищеварительного тракта, провести анкетирование среди учащихся лицея и студентов медицинского университета, проанализировать полученные данные.

Желудочно-кишечный тракт осуществляет обработку пищи с последующим усвоением жизненно необходимых веществ и выведением ее остатков. В формировании патологии отдельных структур пищеварения участвуют различные специфические факторы, но существуют причины, повреждающие любой отдел ЖКТ. Главный экзогенный фактор — это несбалансированное и нерегулярное питание, использование некачественных продуктов или присутствие в них агрессивных компонентов. Это негативное влияние может усугубляться токсическим действием алкоголя и его суррогатов. Огромная роль отводится инфекционным агентам, паразитам и гельминтам. Никотин самостоятельной причиной болезней желудка и кишечника бывает не часто, но различные продукты сгорания табака довольно часто вызывают заболевания ротовой полости и оказывают мутагенный эффект в верхних отделах системы пищеварения. Среди эндогенных причин все чаще, в последнее время, рассматриваются наследственные факторы, поломки в генетических механизмах, аутоиммунные нарушения [1].

Вполне очевидно, что большинство заболеваний (за исключением инфекционных и паразитарных) имеет мультифакторальную природу. К предрасполагающим факторам стоит отнести стрессы, которые зачастую действуют как триггерные механизмы. Дети и взрослые, пытаясь подстроиться под современный темп жизни («перекусы» на бегу, «фаст-фуд», вредные пристрастия, изнуряющие диеты или «заедание проблем») получают в ответ различные острые и хронические заболевания. Патологические процессы в системе, которая обеспечивает обмен веществ и качество жизни человека, приводят к нарушению гомеостаза и, в конечном итоге, отражаются на состоянии всех систем организма.

Терапия уже имеющихся заболеваний ЖКТ, впрочем, как и коррекция других патологических процессов, предполагает использование лекарственных препаратов, но они почти все в той или иной степени оказывают негативное действие на слизистую оболочку желудка и органы метаболизма.

Главная составляющая предупреждения патологии ЖКТ это правильное питание и ведение здорового образа жизни (соблюдение гигиенических мероприятий, отсутствие пагубных пристрастий, адекватная физическая активность и т. д.). Нужно отметить важность диспансеризации, даже несмотря на отсутствие симптоматики. Ни в коем случае нельзя запускать заболевание, при появлении первых симптомов обращаться к врачу, а не заниматься самолечением или только народной медициной.

Профилактика любых нарушений немыслима без знаний человека о функциях организма. Общие сведения о системе пищеварения человек получает с детства. Первую информацию ребенок дают родители, воспитывая культуру питания. При этом прививаются навыки гигиены, регулярность и режим еды. В школе учащиеся получают начальные сведения об анатомии и физиологии системы пищеварения на занятиях биологии и ОБЖ. Специальные профильные курсы, факультативные занятия в старшем звене школ, гимназий и лицеев расширяют эти знания. Происходит знакомство с заболеваниями пищеварительной системы и методами оказанием первой помощи при них. Большую роль по-прежнему играют родные и близкие, друзья и знакомые ребенка. Окружающие постоянно делятся личным опытом и дают советы по поводу правильного питания и лечения болезней пищеварения. Друзья и знакомые часто становятся источниками вредных привычек в питании, навязывают различные пагубные пристрастия и очень любят давать советы по поводу диет. Большую роль в этот период играют средства массовой информации (интернет, телевидение, журналы и т.д.) [2,4].

Материалы и методы.

В исследовании участвовали 36 учащиеся Лицея №2 (средний возраст 16±0,5 лет), среди них 25 девочек и 10 мальчиков. Группу сравнения составили 32 студента 3 курса ПГМУ (средний возраст 20±0,8 лет), среди них 20 девушек и 12 юношей. В обеих группах проведен анонимный опрос по разработанным нами анкетам, который позволил рассчитывать на правдивость ответов. 15 пунктов первой анкеты определяли уровень знаний о состоянии системы пищеварения. Во второй анкете (21 пункт) кроме общих сведений: пол, возраст, успеваемость, учитывались особенности питания (режим и рацион), наличие вредных привычек, наследственная предрасположенность к заболеваниям ЖКТ, выяснялось наличие различных симптомов нарушения работы системы пищеварения.

Рассчитывался индекс массы тела (ИМТ), по формуле: ИМТ=вес(кг)\(рост (м))^2. Все данные были занесены в таблицу. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы STATISTIСA -10,0. Цифровой материал, полученный в результате исследований, обрабатывали методом вариационной статистики с использованием программы Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение.

Уровень базовых знаний о системе пищеварения среди лицеистов - 65%, что составляет 2/3 от аналогичных знаний студентов ПГМУ (90%). Этот результат превышает среднестатистический показатель 45% (возможный разброс 24 – 69%). При этом присутствуют гендерные различия. Юноши в лицее демонстрируют более высокий уровень знаний чем девочки, в ВУЗе ситуация меняется. А вот знания о нарушениях в системе ЖКТ и их проявлениях у школьников составили 35%, у студентов данный показатель равен 65%.

В основном информацию о заболеваниях и их профилактике лицеисты получают из интернета. Школьники заблуждаются в плане знаний о проявлениях заболеваний ЖКТ, считая, что это только нарушения стула и боли в области живота, при этом, не связывая их с нарушением работы сердца, изменением состава крови, состоянием зрения, кожи, волос и т.п. Учащиеся недооценивают опасность заболеваний органов пищеварения. Больше половины считает, что они встречаются редко, а 40% полагают, что с ними связан низкий процент смертности. 20% детей отрицают наследование и 25% заразность этих болезней, но при этом в принципах профилактики 85% респондентов отметили важность соблюдение гигиены.

Среди учащихся лицея нарушения ИМТ определены в 71,9% случаев, причем 2/3 школьников имеют дефицит массы тела. В студенческой среде отклонения ИМТ от нормальных величин встречается реже - 55,6% (р<0,05), но при этом у половины выявлено избыточное питание и у 2 из них ожирение Ⅰ степени. Вредные привычки имеет каждый 8-й учащийся и каждый 5-й студент.

Только 2 лицеиста недовольны состоянием своего здоровья, 65% оценивают его как удовлетворительное и 30% считают хорошим, причем среди них 2 человека отмечают нарушения аппетита, нарушения стула, метеоризм и имеют повышенный ИМТ. Половина учащихся с избыточной массой тела имеют ограничения для занятий физической культурой или освобождены от нее.

В студенческой среде преобладает неудовлетворенность состоянием здоровья (85%). Лиц, освобожденных от занятий физической культурой в два раза больше. Хронические заболевания ЖКТ имеют 3% школьников и 58% студентов. В ходе анкетирования выявлено 11% лицеистов, имеющих 3 и более симптома нарушений работы ЖКТ, а среди студентов таких оказалось уже 41%. Достоверной связи между состоянием ЖКТ и местом жительства, а также успеваемостью не найдено.

Учащиеся лицея при выборе еды опираются на свои вкусы, при этом не учитывают калорийность и диетичность. Среди студентов 45% при выборе еды также опираются на свои вкусы и 35% едят то, что есть, не выбирая, остальные 20% пытаются учитывать диетичность и калорийность продуктов. Однако учащиеся лицея к диетам прибегают чаще (52%), чем студенты ПГМУ (40%), причем, только 1 из анкетируемых, был юноша-школьник. 40% учащихся университета сделали выбор по рекомендациям врача, тогда как лицеисты только в 15% случаев. Большинство школьников (78%) обосновывали выбор диеты желанием «похудеть» или «за компанию».

Печальный факт, выявленный нами в ходе исследования – только 2 школьника и 1 студент имеют полноценное регулярное режимное питание. 46% учащихся лицея полноценно кушают только на завтрак и во время ужина, а 32% не завтракают вообще. В студенческой среде ситуация еще хуже: 46% отказались от завтрака, а 52% практикуют только «перекусы». Школьники отмечают, что такой тип питания у них появился полгода назад (с переходом в старшее звено). Учащиеся ВУЗа считают, что стали так питаться с момента поступления в университет.

Выводы.

Учащиеся Лицея №2 демонстрируют хороший уровень базовых знаний из разделов биологии и высокую их выживаемость. Показатель знаний о патологии системы ЖКТ в два раза ниже потому, что медицинского образования еще нет. Возможно, этот результат был бы выше, если бы школьники выбирали специализированные курсы и литературу. Полностью полагаться на информацию, полученную из интернета, не стоит, т.к. она может быть некорректной, недостоверной, это небезопасный источник.

Недостаточность знаний не единственный фактор существенного ухудшения здоровья пищеварительной системы. Несоблюдение правильного регулярного питания в период студенчества является одной из главных причин заболеваний ЖКТ. Диеты в этот период носят больше лечебный характер.

Литературные источники

Гончарик И. И. Болезни желудка и кишечника // Высшая школа. - М., 2013. С.160.

Ерунов В.П., Бравичева О.С. Моделирование и оценка эффективности функционирования образовательного процесса в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. – ОГУ, 2005. – № 10. – Том 1. Гуманитарные науки. – С. 191–197.

Ройтберг Г. Е., Струтынский А. В. Внутренние болезни. Система органов пищеварения // МЕД пресс-информ. - М., 2011. - 574 c

Умбеталина Н.С., Шакаева Т.А. Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности за № 110 от 10 марта 2009. «Критерии оценки уровня выживаемости знаний студентов».

Просмотров работы: 61