Особенности общения в системе "преподаватель – студент” - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности общения в системе "преподаватель – студент”

Дубова М.Ю. 1, Шваб В.А. 1, Петрова А.А. 1, Картузова Е.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс обучения - явление сложное. Его специфика обусловлена, прежде всего, расширенным общением. Для преподавателя это не что иное, как профессиональная необходимость. С его помощью осуществляется влияния друг на друга двух равноправных субъектов - преподавателя и студента. Подобное взаимодействие имеет большое значение, поскольку влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста. Анализируя опыт представителей педагогической структуры можно отметить, что педагогу в некоторых ситуациях недостаточно знаний в психологическом вопросе и в учебно-воспитательной работе и это приводит к конфликтам общения между студентам и педагогом. Большинство студентов нередко переносят отношения преподавателя на предмет, который он преподаёт . Неоспорим тот факт, что все знания и практические умения преподавателя могут передаваться студентам только благодаря живому и непосредственному общению с ними. В настоящее время вопрос об общении преподавателя со студентами очень актуален так как, он рассматривает наиболее значимые стороны межличностных взаимодействий, которые возникают в процессе обучения.

Преподаватель является центральной фигурой образовательного процесса.

Известно, что только 20% информации, которой владеет современный человек, усваивается им из СМИ, а стальные 80% приобретаются по каналам межличностного общения. Педагогическое общение содержит в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Важным моментом педагогического мастерства преподавателя является его речь. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи: сделать сложную тему занятия интересной, а процесс ее изучения - привлекательным, создать искреннюю атмосферу общения в аудитории, установить контакт и достичь взаимопонимания со студентами. Преподаватель призван не учить, а направлять, не воспитывать, а руководить процессом воспитания. И чем отчетливее он это понимает, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы он представляет своим студентам . Опытный педагог должен помочь родиться мысли в голове ученика. Всеми организационными и познавательными процессами он обязан управлять, и чем больше грамотного управления, тем выше эффективность. Индивидуально-психологические особенности обучаемых, и педагогических ситуаций вынуждают преподавателя быть выдержанным, тактичным, уметь владеть собой. Совокупность всех этих качеств определяется как эмоциональная устойчивость. Ее отсутствие - одно из существенных противопоказаний педагогической профессии.

В учебном процессе преподаватель играет важную роль и является важнейшим организатором образовательного процесса. Так как личность педагога выступает в роли своего рода «зеркала», в которое постоянно «смотрит» студент и мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников, что в дальнейшем формирует профессиональные навыки у студентов.

Если говорить о моделях, из числа разработанных в последние годы классификаций педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций педагогов, предложенная М. Таленом.

Американский психолог описал 7 типичных моделей.

Модель I - "Сократ". Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе, учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным элементом социальных процессов. Следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры конкретного региона и общества в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что студент - это объект педагогического воздействия преподавателя, который выполняет функцию получателя информации, транслируемой в его сознание педагогом.

К сожалению, на сегодняшний день выявилась тенденция того, что речь преподавателя перенасыщена штампами, сухими фразами из учебника, она не

направлена на студента, не обращена к его разуму, сердцу, а ориентирует его на усвоение минимума учебной информации. Знания студентов остаются формальными. В таких случаях говорят, что педагог не создал условий для того, что бы студенты смогли осмыслить знания как личную ценность. Можно сказать, что в системе «преподаватель - студент» играет важную роль момент эмоциональных переживаний над услышанным. Скажем так - личность студента, его мотивы обучения, ориентации, интеллект, эмоционально-волевая сфера должны быть включены полностью в процесс восприятия новых знаний. Какую-то новую информацию студенты получили, но эти знания остались в их сознании лишь как сумма абстрактных понятий, не связанных с их реальным бытием, интересами, хотя отметим, что формально преподаватель свою функцию выполнил, изложив студентам программный материал. На эффективность познавательной деятельности студентов влияет также их самочувствие на занятиях, психолого-эмоциональное состояние. Студенты, которые чувствуют себя уверенно, спокойно, раскованно, активны в познании, имеют больше возможностей для творческой деятельности. Поэтому главной задачей современных ученых является создание на уроке условий, в которых будет наблюдаться положительная динамика успеха. Большое значение в усвоении информации имеет речь педагога и стиль его коммуникативного поведения. Если она строится на принципах корректности, уважения к студенту, понимание индивидуальности, то его развитие обеспечивается лучше. Если же речь преподавателя перенасыщена приказами, запретами сопровождающееся интонациями недовольства то это может привести к разрушению отношений между преподавателем и студентам, а так же к снижению познавательной активности, а иногда и к учёбе вообще.

В образовательном процессе студента возможно два вида отношений. В первом случае субъект-объектные отношения, где объектом являются студент, группа. Во втором - субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие учиться и развиваться под его руководством. Вот условия плодотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества:

1. Педагогическое сотрудничество - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель - студент, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.

2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.

3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений. Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

В процессе изучения учебных дисциплин педагог и студенты имеют определённые роли. В отношениях со студентами преподаватель выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределённость. Существуют характеристики типичных ролевых педагогических позиций.

Педагог может выступать в качестве: информатора; друга, если стремится проникнуть в душу студента; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников ; советчика, если он использует осторожное уговаривание; просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо»; вдохновителя, если он стремится увлечь интересными целями, перспективами. Было установлено, что выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. От выбора позиций, занимаемых педагогом в учебном процессе, зависит конечный результат его совместной деятельности с учащимися.

Независимо от того, кем выступает педагог - информатором или другом, а может быть и тем и другим в одном лице. Он всегда воздействует на личность студента. Воздействуя на учащихся и взаимодействуя с ними, он постоянно соприкасается с внутренним, душевным миром ученика. Нужно помнить, что этот момент соприкосновения весьма ответственен и требует от педагога, помимо глубоких профессиональных знаний и умений, демонстрации высокой общей культуры, нравственности и тактичности.

Таким образом, можно сделать вывод, что своеобразие современной профессиональной позиции деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - таковы приоритеты современного преподавателя университета.

Огромную роль в процессе формирования внутреннего «Я» студента играет преподаватель, а именно общения, между ними. От этого зависит, каким студент выйдет из стен университета и какой багаж знаний будет у него в голове. Но не стоит и отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит, какой будет подход педагога к студенческой группе в целом и к каждому из студентов в отдельности.

Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой их общение и взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее. Но и для этого необходимо, чтобы каждый в вузе либо в другом

образовательном учреждении выполнял свои функции и исполнял ту роль, которая ему предназначена.

Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и их решению.

Список литературы:

1. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы. - Минск :Высшая школа, 2005. - 303 с.

2. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников : Академия, 2008. - 496 с.

3. Семушкина, Л.Г. Содержание и методы обучения в высших учебных заведениях. - Москва : Высшая школа, 1990. - 272 с.

Просмотров работы: 743