КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ КОМПАНИИ

Шелякина А.С. 1, Бобровская Т.В. 1
1АГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес автора к проведению анализа развития отчетной информации обусловил выбор темы данной статьи. В контексте значительного разнообразия определений понятия «корпоративная отчетность» и отсутствия четких границ понятийного аппарата особо актуальны вопросы систематизации дефиниций «корпоративная отчетность», а также определение содержательных границ в целях формирования единой терминологической основы анализа корпоративной отчетности в научной и профессиональной среде. 

Обобщение подходов к трактовке понятия «корпоративная отчетность» позволяет сделать вывод о том, что приведенные определения дают обобщенное понимание термина и определяют корпоративную отчетность как систему отчетов, которые всесторонне характеризуют деятельность компании. Однако представленные ниже определения не обозначают четких содержательных границ корпоративной отчетности. В результате сохраняется неопределенность в отношении вопроса, какие формы отчетов должны формировать современную систему корпоративной отчетности организаций.

Как показал проведенный анализ, теоретические воззрения ученых по поводу определения понятия «корпоративная отчетность» существенно различаются. Так, Сапожников Г. под корпоративной отчетностью понимает комплекс отчетов, обеспечивающих достоверное и полное представление об экономическом потенциале и тенденциях развития корпорации в условиях окружающей рыночной среды . Исаев Д.В. определяет ее как комплекс отчетов, которые обеспечивают достоверное представление о тенденциях развития организации в условиях окружающей рыночной среды, а также предоставляют информацию об экономическом потенциале субъекта. Левичева С.В., Фомина О.Б. и Фомин М.В. называют корпоративной отчетностью систему отчетов корпорации, которая включает совокупность финансовых и нефинансовых, системных и несистемных показателей, итоговой и плановой информации, обеспечивающей транспарентность деятельности организации и ориентированной на широкие группы заинтересованных лиц .

На наш взгляд, в наибольшей степени современной трактовке понятия «корпоративная отчетность» соответствует определение, предложенное Фоминой О.Б. и Фоминым М.В.. Давая характеристику корпоративной отчетности, авторы акцентируют внимание на наличии в ней в первую очередь не только финансовых, но и нефинансовых показателей, не только системных, но и несистемных данных. Кроме того, отличительным признаком корпоративной отчетности является раскрытие в ней, наряду с отчетной, и плановой информации. Поэтому нам представляется, что это определение наиболее полно и комплексно раскрывает содержание корпоративной отчетности как важнейшего информационного источника для стейкхолдеров.

Корпоративная отчетность интегрирует данные финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), налоговой, статистической, внутрифирменной отчетности. В свою очередь показатели, формирующие содержание корпоративной отчетности, имеют собственные цели и принципы формирования и регулируются разными стандартами.

Широкое разнообразие видов отчетности представлено в национальном Реестре нефинансовых отчетов на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который содействует развитию ответственной деловой практики составления отчетности в среде отечественных предприятий. По состоянию на 05.04.2017 г. Реестр содержит данные о 164 российских компаниях, опубликовавших 727 нефинансовых отчетов, начиная с 2000 г. В основу классификации опубликованных отчетов положена форма представления результатов, в зависимости от которой они имеют и различные названия: экологический, социальный, отчет в области устойчивого развития, интегрированный. Результаты анализа свидетельствуют, что наибольший удельный вес в общем количестве опубликованных отчетов составляют социальные отчеты (40%) и отчеты в области устойчивого развития (34,1%). В меньшей степени распространены интегрированные отчеты (16,5%) и экологические отчеты (9,4%).

Если обратиться к содержанию одной из наиболее распространенных форм корпоративной отчетности - отчета в области устойчивого развития. «Концепция устойчивого развития» с девяностых годов прошлого века стала актуальной в развитых странах, а социально ответственные компании сделали ее принципы неотъемлемым элементом своей корпоративной культуры. Помимо национальных программ по устойчивому развитию компании разрабатывают и воплощают собственные корпоративные планы устойчивого развития. Суть таких планов: производство товаров и услуг при уменьшении негативного влияния на окружающую среду. «Устойчивыми» и социально ответственными считаются фирмы, которые достигли такого условия и ежегодно подтверждают его.

Что касается зарубежных подходов, то на наш взгляд, весьма актуальными и интересными являются результаты исследования, проведенного компанией EY и Центром корпоративного гражданства Бостонского колледжа .Одной из задач исследования было выявление причин, по которым зарубежные компании составляют отчетность в области устойчивого развития. На первом месте среди всех причин находится информационная открытость для заинтересованных лиц, на втором - конкурентное преимущество, на третьем - управление рисками, на четвертом - влияние заинтересованных сторон, пятое и шестое места занимают соответственно корпоративная культура и репутация бренда.

Исследователи считают, что подобная отчетность способствует росту стоимости компании, позволяет получить доступ к новым и более дешевым источникам капитала, т.к. позволяет убедить потенциальных инвесторов в том, что инвестиции в данную компанию конкурентоспособны и уменьшают их риски. Однако не все зарубежные компании готовят подобные отчеты. Главной причиной этого для частных компаний является то, что никто не требует раскрытия данной информации, а у компаний, акции которых уже обращаются на фондовом рынке, недостаточно ресурсов для подготовки отчетов об устойчивом развитии

Важным фактором актуализации корпоративной отчетности и отчетности по устойчивому развитию стало внедрение международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в сфере устойчивого развития (Global Reporting Initiative – GRI) по принципу «трех основ»: экономика фирмы, социальная политика и экология производства . Руководство является основой для всех других документов, связанных с устойчивым развитием. В российской практике при составлении отчетности по устойчивому развитию, кроме GRI, используются такие стандарты как AA 1000 (Account Ability); ISO 14000 (International Standarts Organization), стандарт ответственности SA 8000 (Social Accountability International`s). В нашей стране данный вид отчетности свойственен пока лишь крупным российским публичным компаниям (например, ГК «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ» и др.), число отечественных отчетов не превышает в среднем пятидесяти в год.

Таким образом, краткий обзор подходов, используемых в мировой и отечественной практике для составления отчетности в области устойчивого развития, показал, что российские стандарты, основанные на международных принципах, предоставляют достаточные возможности для формирования таких отчетов. Анализ структуры отчетов по их видам свидетельствует о том, что отчеты по устойчивому развитию составляют примерно третью часть от их общего числа. Так, результаты исследования, проведенного учеными Алтайского государственного университета, показывают, что в России и, особенно в Сибири, число предприятий, формирующих современные корпоративные отчеты, невелико в сравнении с другими странами. При этом значения информационной прозрачности региональных компаний находятся на минимальном уровне требований по раскрытию информации со стороны российских фондовых бирж и не соответствуют требованиям мировых стандартов

Незначительно число российских компаний, формирующих интегрированные отчеты, хотя эта современная модель корпоративной отчетности является одним из важных факторов повышения информационной открытости, способным повысить конкурентоспособность отечественных организаций. Согласно международному подходу, интегрированный отчет лаконично отображает, во-первых, способность компании создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, и, во-вторых, показывает роль в этом процессе стратегии, управления, результатов и перспектив организации. Предоставление внешним заинтересованным пользователям интегрированной в отчете финансовой и нефинансовой информации является в современных условиях уникальным конкурентным преимуществом, способным укрепить деловую и общественную репутацию компании, повысить ее инвестиционную привлекательность.

Таким образом, обобщение материалов, посвященных современному этапу развития отчетной информации компании, позволяет сделать вывод о том, что корпоративная отчетность, являясь неотъемлемым элементом системы управления организацией, становится важнейшим информационным источником, обеспечивающим коммуникативные связи с внешней средой. Благодаря информационной открытости через систему показателей корпоративной отчетности происходит налаживание эффективного взаимодействия компании с инвесторами, кредиторами, обществом и другими заинтересованными пользователями, которым становятся понятными планы организации в области устойчивого развития. между интересами пользователей и требованиями к составителям отчетности.

Дальнейшие исследования следует вести в направлении исследования причин, по которым российские компании, особенно региональные, не заинтересованы в составлении корпоративной отчетности, а, следовательно, и в повышении своей информационной открытости.

Список литературы

Алексеева И.В. Развитие содержания интегрированной отчетности в условиях устойчивого развития экономики // Научный вестник ВФ РАНХиГС. 2015. № 1. С. 87-91.

Абоянцева Л.Л. Модели корпоративной отчетности и их развитие // Инновационное развитие экономики. 2012. № 3(9). С. 44-50.

Бобровская Т.В. Корпоративная отчетность: современные требования и модели. Современный менеджмент: проблемы и перспективы [Текст]: сб.статей. В 2 ч. Часть 1 / ред. кол.: А.Е. Карлик и др. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 128-134.

Гришкина С.Н., Сиднева В.П. Современное состояние и направления совершенствования отчетности в области устойчивого развития аграрного бизнеса // Управленческий учет. 2016. №1. С.79-86.

Фомин М.В. Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчетности // Аудитор. 2012. № 8 (210). С. 32-37.

Фомина О.Б., Фомин М.В. Современные тенденции развития корпоративной отчетности // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2014. Вып. 23. С. 148-160.

Исследование корпоративной прозрачности российских компаний. Российская региональная сеть по интегрированной отчетности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transparency2014.downstream.ru/ (дата обращения 14.01.2019).

Преимущества отчетности в области устойчивого развития. Исследование компании EY и Центра корпоративного гражданства Бостонского колледжа.- «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», 2013. 30 с.

Просмотров работы: 184