В настоящее время из-за обострения геополитических разногласий РФ и стран, поддерживающих политику США, первоочередной задачей видится укрепление связей РФ со своими давними странами-партнёрами. Одной из таких стран является Республика Беларусь. Россию и Беларусь связывают долгие годы тесного экономического сотрудничества. После распада СССР руководство стран решили, что предпочтительным вариантом для дальнейшего сотрудничества будет создание Союзного государства России и Республики Беларусь. В 1999 году был подписан договор о создании Союзного государства. К сегодняшнему дню двустороннее сотрудничество стран всё более углубляется, что подтверждают статистические данные. РФ для Беларуси - главный торговый партнёр, практически единственный и наиболее выгодный поставщик энергоресурсов, рынок сбыта продукции большого спектра отраслей белорусской экономики, транзитный путь для товаров из Беларуси в страны ЕАЭС и СНГ. Республика Беларусь для РФ - важный узловой пункт, через который проходят основные транзитные пути, связывающие РФ со странами Европы, поставщик машиностроительной, пищевой, сельскохозяйственной отраслей. Несмотря на длительный процесс межстрановой интеграции то и дело возникают взаимные требования, которые, в свою очередь, замедляют и усложняют этот процесс. Очевидно, что уровень взаимоотношений между РФ и РБ больше всего влияет на постсоветское пространство, но и другие страны-партнёры получают эффект от того, на каком этапе интеграции находятся эти две страны. Поэтому рассмотрение, прежде всего, экономической интеграции между РФ и РБ и степень её развития видится весьма актуальной темой в современной мировой ситуации. Цель работы: анализ уровня развития взаимной торговли между странами, и влияние конфликтных ситуаций на дальнейшее развитие отношений.
Российско-белорусские отношения после распада СССР прошли несколько этапов. Первым шагом к восстановлению прежних и давно устоявшихся взаимоотношений стало подписание Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а также - соглашение о Таможенном союзе (январь-февраль 1995 года). В 1996 г. были подписаны Договор об образовании Сообщества Беларуси и России и соглашение о создании Парламентского Собрания. 2 апреля 1997 года в Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. В документе были прописаны цели создания данного интеграционного объединения, а именно: укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества во всех сферах, повышение уровня жизни народов, устойчивое социально-экономическое развитие государств - участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности. В 1998 г. был подписан пакет документов, главный из которых - Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси (предполагающая введение единой валюты). Через год в декабре 1999 года состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, а также Программа действий для реализации Договора. В новом Договоре были провозглашены обновлённые цели Союза: обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для более глубокой и эффективной коммуникации ежегодно проводится «Форум регионов», на котором представители деловых кругов могут договариваться о будущих способах взаимодействия и даже заключать контракты. Форум регионов РБ и РФ, согласно статистике 2017 года, повлиял на динамику торгово-экономических связей Союзного государства. В региональное сотрудничество вовлечены 80 субъектов РФ и все регионы Беларуси. Каждое второе белорусское предприятие имеет связи с российскими партнерами. В РБ работают 2,5 тыс. российских компаний, и более тысячи белорусских фирм есть в России. [3, с. 148]
В рамках данного форума осуществляется сотрудничество Кузбасса и Беларуси. У Кемеровской области Российской Федерации с Республикой Беларусь давние дружественные отношения. Первое соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве было подписано в октябре 1998 году. В 2001 году было подписано отдельное соглашение с г. Могилевом. За прошедшее время взаимовыгодные связи в рамках Союзного государства России и Беларуси только выросли и окрепли.
Согласно официальным данным Кузбасс и Республику Беларусь связывают стабильные торгово-экономические и гуманитарные отношения. Это доказывает положительная динамика товарооборота - этот показатель растёт с 2016 года. В структуре внешнеторгового оборота Кемеровской области с Республикой Беларусь на долю экспорта приходилось 88,5 %, на долю импорта - 11,5 %.
Согласно официальной информации администрации Кемеровской области, в 2017 году в структуре внешнеторгового оборота Кемеровской области с Республикой Беларусь на долю экспорта приходилось 88,5 процента, на долю импорта - 11,5 процента. Экспорт товаров в денежном выражении составил 62,5 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 20,6 млн долларов. Такая ситуация во многом обусловлена ростом экспорта отдельных видов кузбасской продукции: черных металлов и изделий из них (в 4,1 раза), продукции химической промышленности (в 2,5 раза), кокса и полукокса из каменного угля (в 2,5 раза) [5].
В 2017 году из Кемеровской области белорусским партнерам было отгружено 24,6 тысячи тонн различной металлопродукции производства АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (в частности, швеллер, рельсы, уголок) на сумму 943 млн руб. В 2018 году было запланировано отгрузить почти в два раза больше - до 48 тыс. тонн металлопродукции. Примечательно, что в 2017 году из Кузбасса в Беларусь начали поставлять нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (на сумму 13,5 млн долларов США) и минеральные удобрения (на 0,5 млн долларов США) [5].
Импорт из РБ составили продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, машиностроительная продукция - в первую очередь, конечно, многотонные «БелАЗы» для угледобывающих разрезов и автомобили «МАЗ» различных модификаций для кузбасских автотранспортных предприятий. Примечательно, что в рамках Союзного государства департамент промышленности Кемеровской области проводит работу с Республикой Беларусь по переводу карьерных самосвалов «БелАЗ» на экологически более чистый сжиженный природный газ.
В Кузбассе широко представлены сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары из Беларуси. Стали традиционными выставки-ярмарки товаров производства братской республики: известные бренды «Милавица» (белье, трикотажные изделия), «Свитана» (женский, мужской, детский трикотаж, одежда), «Брестский чулочный комбинат» (чулки, носки). Так же представлен широкий ассортимент пищевых продуктов из. Всего за 2017 год на территории Кузбасса прошли 53 областные и 1710 местных ярмарок, на которых были представлены товары белорусских производителей. Кроме того, белорусские товары всегда можно приобрести в специализированных торговых секциях и магазинах.
Согласно статистике Таможенного службы, экспорт из Кузбасса вырос с 62,1 млн. долл. США за 2017 год до 91,4 млн. долл. США за 2018 год. Импорт из РБ сократился почти в 3,5 раза к 2018 году (с 8,1 млн. долл. США до 2,9 млн. долл. США). В структуре экспорта наибольшую долю составила строчка «топливо минеральное» (49,6% - в 2017; 50,4% - в 2018 году), в абсолютных цифрах получилось 35,8 млн. долл. США и 46 млн. долл. США соответственно. Далее следуют «готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия» и «черные металлы»: 10 млн. долл. США и 12,6 млн. долл. США (при этом доля в общем объёме экспорта снизилась с 16,2% до 13,8% к 2018 году); 8,9 млн. долл. США и 11,8 млн. долл. США (доля в 2017 году составила 14,3%, а в 2018 - 12,9%) [6]. В таблице 1 представлена подробная структура экспорта в РБ.
Таблица 1. Структура экспорта из Кемеровской области в Республику Беларусь 2017-2018 гг. [6]
строчка |
2017 |
2018 |
|||
СУММА, ДОЛЛ. США |
ДОЛЯ, % |
СУММА, ДОЛЛ. США |
ДОЛЯ, % |
||
03-РЫБА И РАКООБРАЗНЫЕ, МОЛЛЮСКИ И ПРОЧИЕ ВОДНЫЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ |
438202.30 |
0.71% |
215287.00 |
0.24% |
|
08-СЪЕДОБНЫЕ ФРУКТЫ И ОРЕХИ; КОЖУРА ЦИТРУСОВЫХ ПЛОДОВ ИЛИ КОРКИ ДЫНЬ |
15407.00 |
0.02% |
57800.90 |
0.06% |
|
09-КОФЕ, ЧАЙ, МАТЕ, ИЛИ ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ, И ПРЯНОСТИ |
0.00 |
0.00% |
27233.80 |
0.03% |
|
16-ГОТОВЫЕ ПРОДУКТЫ ИЗ МЯСА, РЫБЫ ИЛИ РАКООБРАЗНЫХ, МОЛЛЮСКОВ ИЛИ ПРОЧИХ ВОДНЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ |
18520.60 |
0.03% |
0.00 |
0.00% |
|
17-САХАР И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА |
2386025.00 |
3.85% |
3390906.50 |
3.71% |
|
18-КАКАО И ПРОДУКТЫ ИЗ НЕГО |
5455055.90 |
8.79% |
8906713.30 |
9.75% |
|
19-ГОТОВЫЕ ПРОДУКТЫ ИЗ ЗЕРНА ЗЛАКОВ, МУКИ, КРАХМАЛА ИЛИ МОЛОКА; МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
10047030.3 |
16.19% |
12578799.4 |
13.77% |
|
20-ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, ОРЕХОВ ИЛИ ПРОЧИХ ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЙ |
876192.10 |
1.41% |
1360227.10 |
1.49% |
|
21-РАЗНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ |
0.00 |
0.00% |
28633.00 |
0.03% |
|
22-АЛКОГОЛЬНЫЕ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ И УКСУС |
125741.30 |
0.20% |
38180.30 |
0.04% |
|
25-СОЛЬ; СЕРА; ЗЕМЛИ И КАМЕНЬ; ШТУКАТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИЗВЕСТЬ И ЦЕМЕНТ |
0.00 |
0.00% |
156336.00 |
0.17% |
|
27-ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕГОНКИ; БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА; ВОСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ |
30759574.9 |
49.57% |
45999228.1 |
50.35% |
|
28-ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ; СОЕДИНЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ИЗОТОПОВ |
21734.60 |
0.04% |
18593.80 |
0.02% |
|
29-ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ |
73242.60 |
0.12% |
74291.30 |
0.08% |
|
31-УДОБРЕНИЯ |
498773.10 |
0.80% |
204466.70 |
0.22% |
|
39-ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
20354.10 |
0.03% |
285883.90 |
0.31% |
|
40-КАУЧУК, РЕЗИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
85976.50 |
0.14% |
249708.20 |
0.27% |
|
44-ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ; ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ |
0.00 |
0.00% |
16334.60 |
0.02% |
|
72-ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ |
8854377.20 |
14.27% |
11796857.1 |
12.91% |
|
73-ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ |
691771.80 |
1.11% |
288030.60 |
0.32% |
|
74-МЕДЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ |
616537.00 |
0.99% |
776109.50 |
0.85% |
|
76-АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО |
11520.10 |
0.02% |
10208.20 |
0.01% |
|
82-ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, НОЖЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ЛОЖКИ И ВИЛКИ ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ; ИХ ЧАСТИ ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ |
0.00 |
0.00% |
15979.70 |
0.02% |
|
84-РЕАКТОРЫ ЯДЕРНЫЕ, КОТЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; ИХ ЧАСТИ |
689207.00 |
1.11% |
941830.50 |
1.03% |
|
85-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ; ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩАЯ И ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА, АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКА, ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
332007.10 |
0.54% |
501954.70 |
0.55% |
|
86-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ ИЛИ МОТОРНЫЕ ВАГОНЫ ТРАМВАЯ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ИХ ЧАСТИ; ПУТЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ИЛИ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ И ИХ ЧАСТИ; МЕХАНИЧЕСКОЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ) СИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВСЕХ ВИДОВ |
0.00 |
0.00% |
3370746.10 |
3.69% |
|
95-ИГРУШКИ, ИГРЫ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ; ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
0.00 |
0.00% |
15067.10 |
0.02% |
|
ИТОГО |
62017250.5 |
100% |
91325407.4 |
100% |
Импорт в абсолютных цифрах составляет намного меньшую цифру, чем экспорт, при этом в 2018 году общая сумма импорта примерно в 3,5 раза – с 8,09 млн. долл. США до 2,85 млн. долл. США. Наибольший удельный вес составляет строка «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (40% в 2017 году и 30% в 2018 году), в абсолютных цифрах 3,26 млн. долл. США в 2017 году, 850 тыс. долл. США в 2018 году. «Профильная» позиция импорта из РБ – молочная продукция в 2018 году не привозилась в Кузбасс, в 2017 году на неё приходилось почти 12% (961 тыс. долл. США). Это связано с ограничениями, наложенными РФ на РБ по ввозу мясо-молочной продукции за данный период. Также в 2017 году значимую долю составляла позиция «стекло и изделия из него» - 18,2% (1,48 млн. долл. США), в 2018 году доля составила всего лишь 9% (261 тыс. долл. США) [6]. Подробную структуру можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2. Структура импорта из Республики Беларусь в Кемеровскую область 2017-2018 гг. [6]
строчка |
2017 |
2018 |
||
СУММА, ДОЛЛ. США |
ДОЛЯ, % |
СУММА, ДОЛЛ. США |
ДОЛЯ, % |
|
04-МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ; ЯЙЦА ПТИЦ; МЕД НАТУРАЛЬНЫЙ; ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, В ДРУГОМ МЕСТЕ НЕ ПОИМЕНОВАННЫЕ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ |
961882.7 |
11.85% |
0.0 |
0.00% |
20-ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, ОРЕХОВ ИЛИ ПРОЧИХ ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЙ |
180004.2 |
2.22% |
138073.5 |
4.79% |
22-АЛКОГОЛЬНЫЕ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ И УКСУС |
75507.8 |
0.93% |
115829.4 |
4.02% |
28-ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ; СОЕДИНЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ИЗОТОПОВ |
15338.9 |
0.19% |
0.0 |
0.00% |
30-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ |
25080.9 |
0.31% |
34794.6 |
1.21% |
32-ЭКСТРАКТЫ ДУБИЛЬНЫЕ ИЛИ КРАСИЛЬНЫЕ; ТАННИНЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ; КРАСИТЕЛИ, ПИГМЕНТЫ И ПРОЧИЕ КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА; КРАСКИ И ЛАКИ; ШПАТЛЕВКИ И ПРОЧИЕ МАСТИКИ; ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ КРАСКА, ЧЕРНИЛА, ТУШЬ |
33134.3 |
0.41% |
23150.6 |
0.80% |
38-ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ |
24961.6 |
0.31% |
17829.1 |
0.62% |
39-ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
97164.7 |
1.20% |
121328.4 |
4.21% |
40-КАУЧУК, РЕЗИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
379012.8 |
4.67% |
279382.3 |
9.70% |
42-ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ; ШОРНО-СЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И УПРЯЖЬ; ДОРОЖНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ДАМСКИЕ СУМКИ И АНАЛОГИЧНЫЕ ИМ ТОВАРЫ; ИЗДЕЛИЯ ИЗ КИШОК ЖИВОТНЫХ (КРОМЕ ВОЛОКНА ИЗ ФИБРОИНА ШЕЛКОПРЯДА) |
0.0 |
|
67975.2 |
2.36% |
56-ВАТА, ВОЙЛОК ИЛИ ФЕТР И НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЯЖА; БЕЧЕВКИ, ВЕРЕВКИ, КАНАТЫ И ТРОСЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ |
260755.0 |
3.21% |
0.0 |
0.00% |
58-СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТКАНИ; ТАФТИНГОВЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; КРУЖЕВА; ГОБЕЛЕНЫ; ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ВЫШИВКИ |
44303.6 |
0.55% |
23078.8 |
0.80% |
68-ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ, ГИПСА, ЦЕМЕНТА, АСБЕСТА, СЛЮДЫ ИЛИ АНАЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
86467.9 |
1.07% |
40264.9 |
1.40% |
69-КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
11197.8 |
0.14% |
0.0 |
0.00% |
70-СТЕКЛО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО |
1479745.1 |
18.23% |
261084.0 |
9.07% |
72-ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ |
31221.6 |
0.38% |
0.0 |
0.00% |
73-ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ |
87238.3 |
1.07% |
52821.7 |
1.83% |
84-РЕАКТОРЫ ЯДЕРНЫЕ, КОТЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; ИХ ЧАСТИ |
3259193.1 |
40.15% |
850307.3 |
29.53% |
85-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ИХ ЧАСТИ; ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩАЯ И ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА, АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКА, ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
54644.0 |
0.67% |
64115.3 |
2.23% |
87-СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ИЛИ ТРАМВАЙНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, И ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
538515.7 |
6.63% |
367431.7 |
12.76% |
90-ИНСТРУМЕНТЫ И АППАРАТЫ ОПТИЧЕСКИЕ, ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ, КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ, ПРЕЦИЗИОННЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ ИЛИ ХИРУРГИЧЕСКИЕ; ИХ ЧАСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
445361.2 |
5.49% |
388780.7 |
13.50% |
ИТОГО |
8090731.2 |
100% |
2846247.5 |
100% |
Если рассматривать товарооборот на всей территории РФ и РБ, то картина во многом схожа. Отрицательное сальдо РБ в торговле с Россией связано прежде всего со структурой взаимного товарооборота. Если в экспорте Беларуси в РФ ведущее место занимают продовольственные товары, сельхозсырье, продукция машиностроения и химической промышленности, возможности экспорта которых неустойчивы и зависят от многих факторов, то в импорте преобладают жизненно необходимые республике минеральные продукты, прежде всего энергоносители, по которым Россия является практически монопольным поставщиком. В целом структура экспорта Беларуси в РФ, несомненно, более прогрессивна, чем структура импорта, что дает некоторым экспертам основание для утверждений о превращении России в сырьевой придаток Беларуси.
В последние годы в Россию направляется 90-95% экспорта молочной продукции, около 75% - машин и оборудования, 60-70% - транспортных средств. Крупнейшие белорусские предприятия - МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. - большую часть своей продукции поставляют в РФ [1, с. 115].
На долю России приходится 100% импортируемых Беларусью нефти и газа, более 80% стальных труб и синтетического каучука, более 50% растительного масла.
Несмотря на выделяющиеся позиции экспорта/импорта в товарообороте РФ с РБ, благодаря «долгоиграющему» межстрановому сотрудничеству, существуют и другие направления взаимодействия. Одним из важнейших направлений российско-белорусского сотрудничества, имеющим ключевое значение для экономической интеграции двух стран, является производственная и научно-техническая кооперация в высокотехнологичных отраслях, которая во многом основывается на устойчивых технологически обусловленных кооперационных связях, сложившихся в советский период, когда предприятия двух стран изначально выступали как звенья единой технологической цепочки. Каждое второе белорусское предприятие связано с российскими партнерами кооперационными отношениями, а в некоторых отраслях этот показатель достигает 80%. В наибольшей степени кооперацией охвачены машиностроение, производство резины и пластмасс, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи и обуви.
Действенным инструментом развития производственной и научно-технической кооперации и одним из немногих примеров эффективности структур создаваемого Союзного государства являются союзные программы - прежде всего экономические и научно-технические. Как правило. это программы по созданию и развитию высокотехнологичных наукоемких производств, определяющих перспективы развития экономики. За 2000-2015 гг. было реализовано 44 совместных программы в промышленной и смежной сферах по 38 направлениям, а всего с 1998 г. выполнено более 50 союзных программ, результаты реализации которых внесли заметный вклад в развитие соответствующих отраслей экономики, науки и техники двух стран [4, с. 540].
Несмотря на наличие множества положительных моментов во взаимодействии РФ и РБ, на протяжении многих лет обе страны предъявляют друг другу взаимные требования.
Наглядным подтверждением трудностей в развитии российско-белорусской интеграции стало невыполнение по большинству позиций Программы действий РФ и РБ по реализации положений Договора о создании Союзного государства: в намеченные сроки (до 2005 г.) из 19 ее базовых пунктов было выполнено только 7.
В начале 2016 г. белорусская сторона в одностороннем порядке пересмотрела действующий контракт на поставку газа, исходя из собственного понимания межправительственного соглашения от 2011 г. Оплата в течение 15 месяцев производилась по цене значительно меньше контрактной, в результате чего к началу апреля 2017 г. у Беларуси накопился долг по газу в размере 726,2 млн долл. Кроме того, белорусская сторона резко уменьшила невыгодные для нее поставки нефтепродуктов по внутрироссийским ценам: если в 2014 г. экспорт нефтепродуктов в РФ достиг 1,8 млн т на сумму более 1 млрд долл., то за 10 месяцев 2016 г. - лишь 260 тыс. т на 92,7 млн долл., что значительно меньше оговоренного объема. Россия в ответ значительно уменьшила объем поставок нефти в РБ: в 2016 г. вместо предусмотренных 24 млн т было поставлено менее 19 млн т, в 1 квартале 2017 г. вместо 6 млн т - 4 млн т, что вызвало серьезные потери бюджета Беларуси вследствие уменьшения экспорта на Запад нефтепродуктов, производимых из российской нефти. Республика Беларусь, в свою очередь, повысила с февраля 2017 г. тарифы на транзит нефти из РФ. Неоднократные попытки (в том числе на высшем уровне) решить нефтегазовую проблему до последнего времени оказывались безуспешными [4, с. 546].
Другим мощным раздражителем в российско-белорусских экономических отношениях являются практикуемые в обеих странах, вопреки интеграционным соглашениям, ограничения на импорт товаров и услуг из страны-партнера. Беларусь, в частности, ограничивала ввоз из России пива, табачных изделий, кормов, рыбы, овощей, изделий бытовой химии. На 1 декабря 2013 г., по данным Минэкономразвития РФ, РБ применяла в торговле с Россией 12 ограничений, входя в этом отношении в число «лидеров», наряду с ЕС (14 ограничений), Украиной (12) и США [2, с. 294].
В свою очередь, Россия неоднократно накладывала ограничения на ввоз из Беларуси мясо-молочных изделий, сахара, ликеро-водочных изделий, лекарственных средств. Так, в 2016-2017 гг. российские контрольные органы приостанавливали ввоз мясных, молочных и рыбных продуктов с ряда белорусских предприятий по причине нарушения ветеринарно-санитарных требований, что вызывало резкое недовольство белорусской стороны. В последние годы дополнительным фактором обострения проблемы продовольственных поставок из Беларуси стали подозрения российской стороны о том, что под видом белорусской в РФ проникает продукция из стран ЕС и других государств, на ввоз которой в 2014 г. Россия наложила запрет. Белорусская сторона, однако, заявляет, что не допускает прямого реэкспорта в РФ санкционной продукции, а переработка такой продукции с последующей поставкой в Россию не является нарушением, поскольку, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, страной происхождения является та, в которой проводились последние операции по переработке продукта. Ситуацию вокруг поставок в РФ белорусской сельхозпродукции осложняют также, как отмечается в печати, многочисленные серые схемы, в которых задействованы белорусские, российские и западные участники.
Определенную напряженность в российско-белорусские отношения внесло не согласованное с РБ вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012 г. Имея единое таможенное пространство с Россией, Беларусь была вынуждена снизить свои таможенные пошлины на ряд товаров до российского уровня, что уменьшило конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем рынке, но, не являясь, в отличие от России, членом ВТО, не получила никаких ответных преференций.
В 1995 году граница между Россией и Беларусью была фактически ликвидирована. Однако в 2014 году с белорусской стороны была восстановлена пограничная зона. В свою очередь, Россия в феврале 2017 года создала пограничную зону со стороны Смоленской области. Всё это демонстрирует, что объединение двух стран с многовековой историей взаимоотношений не гарантирует «безупречную» интеграцию между ними.
Таким образом, Россия и Республика Беларусь - две страны с долгой совместной историей сотрудничества. После распада СССР было принято решение о кооперации двух стран, что привело к созданию Союзного государства России и Республики Беларуси. Взаимодействие наших стран в настоящее время представлено в разнообразных сферах. Несмотря на длительные и продуктивные отношения, у РФ и РБ имеются взаимные претензии.
Список использованных источников:
Жвитиашвили, А. Ш. Россия и Белоруссия: некоторые аспекты сравнения [Текст] / Россия и современный мир. - № 2. - 2011. - С. 110-121.
Караткевич, А. Г. Процесс интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства [Текст] / А.Г. Караткевич, Ю.А. Головин // Вестник Костромского государственного университета. - № 6. - 2014. - С. 290-296.
Короткова, К.Е. Формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства [Текст] / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - № 2 (24). - 2013. - С. 147-155.
Косов, А. П. Союзное государство Беларуси и России в 1999-2018 гг.: геополитический аспект [Текст] / Постсоветские исследования. - № 6. - 2018. - С. 537-549.
Официальный сайт Администрации Кемеровской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //ako.ru/ (дата обращения: 20. 02. 2019)
Официальный сайт Федеральной таможенной службы, раздел таможенной статистики внешней торговли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/(дата обращения: 25. 02. 2019)