СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА В ТВОРЧЕСТВЕ И. Е. РЕПИНА. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО РИСУНКА ХУДОЖНИКА. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА В ТВОРЧЕСТВЕ И. Е. РЕПИНА. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО РИСУНКА ХУДОЖНИКА.

Петрова И.С. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сюжетная картина занимает одно из ведущих мест в творчестве И. Е. Репина. Ещё со времён Академии, художник продумывал и простаивал сложные сюжетные линии своих произведений. Примером тому служи картина «Воскрешение дочери Иаира». Впоследствии, написаны такие знаковые произведения, по сюжетной линии, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». И. Е. Репин очень часто брался за сложные произведения, проявляя мастерски искусную наблюдательность за прошлым и настоящим, он умело, по крупицам, собирал сюжеты и образы своих полотен.

Специфику одного из этапов подготовки к сложному произведению, а именно, подготовительный рисунок, рассмотрим на примере создания образов Запорожцев. Зарисовки портретного характера «Андрей Кот», «Прокофий Лебедев – пластун» (рис.1), в них явно выражен интерес художника к индивидуальным чертам портретируемых [1].

Несколько отличаются от этой группы рисунки, в которых главной задачей является своеобразие национального характера. Основное внимание в них обращено на внешнюю выразительность. Если отличительной чертой первой группы рисунков можно считать раскрытие индивидуальных черт характера человека, то в данной серии работ, Репин преследует цель создания национальных типов, уделяя значительно меньше внимания портретным чертам [1]. К таким рисункам принадлежит этюд «Типы украинцев» (рис. 2).

Для «Запорожцев» Репин искал, по преимуществу, типы казаков военной касты, т.к. прорабатывая основной вариант картины, он хотел подчеркнуть в своих персонажах их воинские черты. Так появилась акварель «Макар Симак» (рис.3) [2].

Не трудно заметить в графическом портрете Репина главные особенности: точность и крепость рисунка, острота передачи характера натуры, непосредственность, свежесть впечатления. Специфической чертой так же можно считать явную психологическую выразительность, стремление средствами рисунка осуществить психологическую характеристику, раскрыть сущность человека – отличительная черта всех лучших портретов рассматриваемого цикла. Так же экспрессия линии – отныне неотъемлемое качество Репина – рисовальщика [3].

Сам рисунок художника специфичен, он складывается не из безукоризненной правильности контура, тонкости отдельных деталей, а из соотношения светлых и тёмных пятен, тонких и резких штрихов и заключённого в них объёма, соотношения очертаний фигуры в целом и отдельных её частей.

В позах и лицах натурщиков ощущается несколько напряжённое выражение позирования, в отношении к ним художника преобладает внимательное изучение, анализ (Шрамко (рис. 4), Лебедев (рис. 1)). Для них характерны: тонкий контур, отличающийся гибкостью и свободой, богатая, разнообразная штриховка, воссоздающая форм во всей полноте, абсолютно отсутствие натуралистической сухости [3].

Основная цель предварительной работы художника заключается в том, чтобы выразить содержание картины совершенно ясно и тем самым пресечь всякую возможность разночтений [2]. Именно поэтому Репин так тщательно готовился к написано важных полотен, подолгу искал образы героев.

Хотелось бы отметить, что при всей лёгкости репинских этюдов они имеют вполне завершенный характер. Репин почти никогда не прибегает к эффекту незаконченности, лишь иногда как отдельный приёмом, как одно из средств образной характеристики [3].

Подготовительный рисунок к сюжетным произведениям весьма разнообразен. Мы видим, что художник в каждом своём рисунке использовал разные приёмы, но общее всегда присутствует. Это филигранность репинского рисунка, очень точные уверенные экспрессивные линии, специфика штриховки, передача психологической стороны портретируемого. Подготовительный рисунок играл важную роль для сюжетной картины, поэтому художник так тщательно и долго подбирал образы для своих героев.

Список литературы:

Бродский И. А. Новое о Репине: статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации /И. А. Бродский, В. Н. Москвинов − Ленинград: Художник РСФСР, 1969− 435 с.

Лясковская О. А. Илья Ефимович Репин /О. А. Лясковская −Москва: Искусство, 1962 −384 с.

Немировская М. А. Портреты Репина. Графика/ М. А. Немировская – Москва: Искусство, 1974 – 148 с.

Приложение

Рисунок 1 – Прокофий Лебедев-пластун. 1888 Рисунок 2 – Типы украинцев. 1880

Рисунок 3– Макар Симак. 1880 Рисунок 4 – Казак И. Ф. Шрамко

Просмотров работы: 41