Межнациональные отношения в студенческой среде - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Межнациональные отношения в студенческой среде

Сугакова Т.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложности межнациональных отношений и межнациональные конфликты на сегодняшний день являются чрезвычайно актуальной проблемой, тревожащей многие здравомыслящие умы человечества. Насколько известно Российская Федерация включает множество важных особенностей. Она является огромным государством не только по территориальному признаку, но также наша страна одна из самых многонациональных стран в мире, что четко отражается в довольно серьёзных правовых документах, таких как конституция РФ. На территории нашей Родины по последним данным, проживает более 190 народов. Причём согласно всероссийской переписи населения в 2010 году численность русских  составила 111,0 млн из 137,2 млн опрошенных или иными словами 80,9 % из всех указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей — 19,1 % или 26,2 млн чел. В связи со всё большим ростом миграции в крупные города мы можем наблюдать усиление взаимодействия наций. Интенсивные миграционные потоки не могут пройти незамеченными, потому что они влекут за собой обострение межэтнической напряженности, появляются определённые границы между религиозными и национальными группами.

Александр Григорьевич Здравомыслов в одной из своих статей представил результаты исследования на тему национальностей и национальных интересов. Он утверждал, что в ходе подробного изучения национального самосознания россиян выявились многоплановость и противоречивость «массового сознания». Частично это объясняется тем, что в контексте глобальных изменений российское общество на психологическом уровне переживает сильную трансформацию идеологических конструкций. Большие изменения происходят с самим национальным мироощущением россиян, тем самым меняются их способы национальной (гражданской и/или этнической) самоидентификации, осмысление национальных интересов.

И, действительно, взглянув в недалёкое прошлое нашей страны, буквально несколько десятилетий назад, воспитание в гражданах терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаями казалось не просто неактуальной задачей, а в какой-то степени даже абсурдным. Дружественные отношения разных этнических групп воспитывались в советских школах, институтах, существовало устойчиво мнение о том, что в национальном отношении население страны представлялось одной общностью, советским народом, а какие-либо попытки разобщения национальностей жестко пресекалось органами власти.

Причины перемен, повлиявших на противостояние народов вполне можно выделить и четко сформулировать в ходе анализа социокультурной и исторической жизни общества, но это ли сейчас по-настоящему важно? В первую очередь нужно задуматься о поиске таких механизмов, которые смогут повлиять на укрепление дружбы народов нашего государства, тем самым поспособствовать стабильному социально-экономическому, политическому и культурному развитию российского общества.

Проблема межнациональных отношений особенно хорошо прослеживается в группах, взаимодействие которых происходит на постоянной основе и на протяжении продолжительного временного промежутка. Хорошим примером в этом случае является студенческая среда и на основе рассмотрения этой категории граждан можно попытаться выявить факторы, которые могли бы оказывать влияние на межнациональные отношения студентов в поликультурном учебном заведении. Сегодня в студенческой аудитории находятся представители разных стран, национальностей, конфессий. Так в студенческой группе ТГПУ им. Л.Н. Толстого обучаются студенты из Туркмении, Киргизии, Вьетнама, Китая, Афганистана и других стран.

Почему из всего многообразия различных групп выделяется именно студенческая среда? Ответ прост: одной из самых существенных групп, в деятельности и жизни, которой отражается вся социальная жизнь общества, является молодежь. Г.М. Андреева даёт следующее определение понятию: молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, этнокультурные и другие социальные функции. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к этой социальной группе, варьируются в зависимости от страны. Нижней границей можно считать возраст около 14-16 лет, а верхняя граница устанавливается между 25 и 30 годам. Именно этот период и характеризуется развитием критичного мышления, стремлением дать личную, собственную оценку окружающей действительности, формированием мировоззрения, самосознания, в том числе и национального. И в зависимости от того, становление каких взглядов, интересов и ценностей будет происходить в этой среде, будет в целом зависеть дальнейшее развитие и будущее нашей страны.

В связи с возрастанием миграции и возрождением национальных культур назревает вполне логичный вопрос, каково же отношение современной молодежи к этим проблемам? Понимают ли студенты, что их взгляды на этническое развитие, понимание и освоение этого процесса повлияют на дальнейшую судьбу национальных культур и межнациональных отношений, на их развитие и своеобразную реинкарнацию в современном социуме? Учитывая эти позиции можно смело заявить о том, что воспитание толерантности сегодняшнего студенческого общества носит стратегический характер.

В пределах 10-20 лет назад было проведено огромное количество исследований, отражающих установившуюся культуру межнациональных отношений. В ходе трудоёмкой работы исследователи пришли к выводу, что студенты в большинстве своём не готовы наладить межнациональный контакт. Но каково же положение межнациональных отношений в студенческом обществе на сегодняшний момент?

Трудно делать какие-либо предположения без доказательной базы, поэтому был проведён небольшой анонимный вопрос в Тульском Педагогическом Университете имени Л. Н. Толстого. Группе студентов в составе 25 человек, 11 из которых представители мужского пола, 14 женского было предложено пройти анкету, состоящую из 25 вопросов, в ходе которых были получены следующие показатели:

Подробно анализируя не только терпимость к национальностям и религиозным особенностям учащихся, но и границ толерантности следует констатировать факт, что 50% опрошенных решительно настроены против национальных сект, так как считают, что людям там наносится моральный и физический ущерб и абсолю0тно все опрошенные считают, что, судя по всему, происходит у нас в стране, нужно использовать «сильные средства», чтобы навести порядок.

В опросе задавался вопрос: «Готовы ли вы разрешать межнациональные конфликты?». Опрашиваемые могли выбрать из таких вариантов ответов, как «Да», «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Нет». Ответы студентов представлены на диаграмме.

По шкале терпимости к людям другой национальности, были освящены такие вопросы как «Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться?», 96% из которых опровергают этот факт. Также была поднята тема оценивания другого человека только по его моральным и деловым качествам, а не по национальности, в которой процентное содержание ответа «нет» составляло 84%, такое же количество отрицаний на тему о том, что отсутствует такой межнациональный конфликт, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок. Следует обратить внимание, 76 % студентов говорят о том, что человек другой культуры обычно их не пугает и не настораживает окружающих, но 57% опрошенных считают, что люди с другим цветом кожи могут быть нормальными людьми, но они предпочли бы не брать их в друзья.

Есть основания констатировать факт о том, что молодежь в большинстве своём положительно настроена на межнациональный контакт друг с другом, но, не смотря на свой интерес к культуре и жизни иных национальностей, конфессий, наций и желанием общаться друг с другом, в принципе не готова наладить настолько прочный и хороший контакт, который хотело бы государство и общество для прочного, стабильного социально-культурного положения интернациональной страны. Таким образом, вопросы национальных отношений пока останутся актуальными ближайшие годы.

В заключение можно добавить, что формирование толерантности студентов в поликультурной среде требует усиленного внимания, наверное, не только государства, но в первую очередь преподавательского состава учебного заведения. В стенах ВУЗа должны быть высококвалифицированные карды с хорошим культурным уровнем подготовки, определённая программа обучению межнациональному общению, выбраны определённые методы формирования положительной поликультурной среды. В результате грамотного применения вышеуказанных форм может благоприятно повлиять на положительный уровень межнациональных отношений и привести к формированию толерантного поведения я в студенческой среде.

Таким образом, необходимо включение в образовательном процессе дисциплин по выбору, ориентированных на подготовку будущих педагогов к разрешению межнациональных конфликтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.

Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 2014. - 271 с.

Здравомыслов А.Г. О национальном самосознании россиян. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 1. С.50-55.

Шевхужев А.Ф., Арова О.З. Формирование культуры межнациональных отношений в студенческой среде// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.

Просмотров работы: 319