Мотивация в профессиональной деятельности педагога. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Мотивация в профессиональной деятельности педагога.

Лоскутова Ю.Д. 1, Абрамова А.С. 1
1Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день актуальность данной проблемы очень востребована у молодых педагогов, потому что мотивация учителя выступает как базовая составляющая его профессиональной компетенции, что отражено в Профессиональном стандарте педагога.[1]

Мотивация - система стимулов, побуждающая человека к выполнению действий. Мотивация – это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей.

Цель мотива - это непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющую актуализированную потребность. [2]

Задача направлена на достижение определенной цели, человек сталкивается с препятствием, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

Виды мотивации [3]:

Внешняя и внутренняя;

Положительная и отрицательная;

Устойчивая и неустойчивая;

Индивидуальная и групповая;

Познавательная.

На рис. 1 представлены основная классификация мотивационных признаков

профессиональной деятельности.

Рис. 1. Классификация мотивационных признаков

В книге «Мотивация трудовой деятельности» Л. Н. Захарова виды профессиональных мотивов учителей систематизирует следующим образом [4]:

Удовлетворение материальных потребностей педагогов (способы достижения);

Соответствие заработной платы выполненной работе, возможность приобретения нужных вещей, в том числе методической литературы;

Удовлетворение социальных потребностей педагогов (способы достижения);

Сравнение своих достижений с достижениями коллег, обратная связь о своей деятельности, знание критериев успеха, общение с коллегами посредством участия в семинарах, конференциях, профессиональных сообществах;

Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (способы достижения);

Принятие индивидуальной программы развития, перспективное планирование,

выстраивание профессиональной карьеры.

Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление. Оказалось, что слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения.

Данная ситуация обусловлена несколькими причинами:

при получении профессионального образования специалисты имеют слишком мало практических занятий, опыта работы в качестве учителя. Отсюда ежедневные сложности при практическом преподавании предмета, при необходимости установить и поддерживать дисциплину в классе, при общении с родителями учеников;

молодые специалисты, приходящие сегодня работать в образовательные учреждения, получали свое профессиональное образование в тот момент, когда новые стандарты образования активно разрабатывались или только начинали внедряться. И их учили по другой модели. Согласно ФГОС, учитель – режиссер, организатор процесса познания ученика, помощник в раскрытии личностного потенциала. Для этого необходимо владеть современными образовательными технологиями, а это молодому педагогу, имеющему только базовые теоретические знания и маленький практический опыт, очень сложно.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что с первого дня работы они имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем работы, а родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В период вузовской подготовки у студентов активно формируются адекватные социальным задачам цели профессиональной деятельности. Развиваются и удовлетворяются разнообразные личностные потребности, связанные как с профессиональными запросами, так и с познанием, общением, самоопределением в целом.

Молодых учителей привлекают особенности образа жизни педагогов, открывающиеся личностные возможности, связанные со спецификой профессии. Постепенно молодые люди привыкают к новой среде, начинают видеть ее привлекательные стороны. Немаловажную роль играет и помощь старших, их дружеская поддержка. Однако на третий год работы в школе узкопрофессиональный круг общения перестает удовлетворять. Зато резко возрастает роль общения с учащимися. Неудовлетворенность в одной сфере общения, таким образом, компенсируется в другой. При этом на первый план выступают связи, отвечающие существу профессиональной деятельности. [5]

Нами было проведено анкетирование студентов факультета технологий и бизнеса и факультета естественных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого».

Для студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого предлагалось ответить на следующие вопросы.

1) Вы выбрали ТГПУ им. Л. Н. Толстого

- случайно;

- по совету родителей;

- по рекомендации друзей;

- по рекомендации школьного учителя;

- по собственному желанию.

2) Хочу быть учителем так как нравится:

- предмет;

- общаться с детьми;

- удобная профессия.

3) Не хочу быть учителем так как:

- заработная плата не соответствует уровню жизни:

- большой объем работы.

По результатам анкетирования мы получили следующие результаты (рис. 2):

Рис. 2. Результаты анкетирования

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор профессии преподавателя находится в зависимости от целого ряда факторов. Прежде всего, необходимо знать требования, которые профессия предъявляет к физическим и психологическим особенностям человека, взвесить свои личные возможности. Достаточно ли значимы факторы, влияющие на выбор профессии, так как успешность педагогической деятельности зависит именно от того, насколько обдуман и осмыслен был сам мотив выбора профессии педагога. Изучив специальную литературу по данной проблеме и проанализировав теоретические источники, мы сделали вывод, что мотивация педагогической деятельности, как и любой деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает влияние на дальнейшую успешность в профессии.

Библиографический список

1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3кн. - 4-е изд. -М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:Общие основы психологии. - 688с.

2. Мотивация личностно-профессионального развития педагога [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-motivatsii-professionalnoy-deyatelnosti-pedagogov (Дата обращения 27.02.2019).

3. Мотивация. Виды мотиваций [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://en.ppt-online.org/385921 (Дата обращения 27.02.2019).

4. Патракова Н. О. К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 309-312. — URL. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/159/44811/ (дата обращения: 27.02.2019).

5. Проблема формирования мотивации педагогической деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/Oq8m4WzNvgc/all.html ( Дата обращения 27.02.2019).

Просмотров работы: 7