Школьная травля: традиционный буллинг и кибербуллинг, существенные отличия в образовательной среде - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Школьная травля: традиционный буллинг и кибербуллинг, существенные отличия в образовательной среде

Самарина Е.Ю. 1, Петрушина А.С. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных реалиях в сфере образования все более актуальным становится вопрос, касающийся проблемы насилия в образовательной среде. Необходимость рассмотрения и разрешения данного вопроса обусловлена тем фактором, что в процессе данного насилия страдает психологическая безопасность личности. В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности», безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Следовательно, психологическую безопасность можно определить как процесс поддержание определенного равновесия, баланса между его психологической устойчивостью, способностью преодолевать определенные трудности и непосредственно самими негативными проявлениями, воздействиями, направленными на нарушение данного баланса.

В образовательном процессе наиболее часто травле, оскорблениям, унижениям подвергаются подростки. На первый план тут выходят межличностные отношения, которые, в итоге, и влияют на весь процесс формирования личности на данном периоде жизни. В подростковом возрасте так называемый «образ Я», выступающий предметом самопознания, проходит важнейший этап в своем развитии[1]. А, следовательно, негативное воздействие на подростка в данный период приводит к деструктивным изменениям личности. Подросток, находясь в постоянном контакте с другими участниками образовательной деятельности, в первую очередь становится объектом интереса со стороны одноклассников. Данный возраст характеризуется стремлением к личностному росту, попытками привлечь к себе внимание со стороны сверстников, а также полнейшей неопределенностью в выборе дальнейшего образа жизни и жизненных планов в целом. Этими факторами и обусловлен тот факт, что любая из возможных форм насилия над участником образовательного процесса способствует закреплению в его сознании негативных представлений о самом себе. Подросток, который подвергается унижениям и оскорблениям в дальнейшем может реализовать жизненный сценарий «жертвы», «неудачника».

Зарубежные психологи смогли дать достаточно точное название для описания данного негативного явления. В образовательной среде проблема насилия в отношении личности получила определение «буллинг», что означает школьная травля. Иностранные ученые и авторы, такие как С.М.Агога, К. Ли, Э. Роланд и другие уже много лет разрабатывают проблему буллинга. В отличие от своих зарубежный коллег, в России данную проблему изучают не так давно, но на сегодняшний день разработан список основных мер и приемов, способных преодолеть такую травлю, а также осуществить превентивную деятельность. На наш взгляд, достойным внимания вопросом, на который отечественные ученые дали ответ, стало раскрытие личностных характеристик всех участвующих в буллинге лиц.

В современных реалиях буллинг с новой силой «ворвался» в жизнь школьников. С развитием информационных технологий появилась виртуальная реальность, где межличностное общение переходит на новый уровень. Тем самым, с развитием интернет-технологий буллинг становится еще более опасным явлением, а дети еще менее защищенными.

Билл Белси стал первым человеком, который описал данный процесс, выявил его специфику. По мнению ученого, кибербуллингом называется «использование информационных и коммуникационных технологий, например электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей».[3] Первым отличием от традиционного буллинга, которое бросается в глаза, становится то, что все насильственные действия, направленные на оскорбление и унижение личности и достоинства школьника происходят не в условиях непосредственного контакта, а в условиях общения или нахождения в виртуальном пространстве. Находясь в виртуальном пространстве, у подростка появляется возможность создания альтернативного образа самого себя, зачастую не имеющего абсолютно ничего общего с реальным образом подростка, его особенностями (как физическими, так и умственными). Таким образом, происходит некая деформация личности подростка, который впоследствии не может нести ответственности за свои поступки.

Еще одно принципиальное различие состоит в следующем: в традиционном буллинге обидчик имеет высокий статус в группе, оказывает влияние на ее членов. Он осознает в полной мере всю серьезность потенциально сложившейся ситуации и может в любой момент прекратить травлю, поскольку контролирует ситуацию. В кибербуллинге же все абсолютно наоборот. Обидчик может лишь подать идею для проявления негатива в отношении кого-либо, но прекратить данный террор он не в силах, даже если сам перестанет совершать противоправные действия против своей «жертвы». Оценка ситуации перестает быть объективной: обидчик считает, что никаких последствий за совершенное им деяние быть не может, поскольку в виртуальной реальности все «ненастоящее». Однако, эта позиция является совершенно ошибочной[2].

С помощью компьютерной виртуальной реальности создаются условия для удовлетворения потребности в жизни, когда мир становится приключением. Это своеобразная возможность для выхода подростка за пределы своего повседневного быта, ведь виртуальная реальность является подобием настоящего мира с упрощенными правилами и, как следствие, с более широким кругом опасностей, таких как анонимность, отсутствие социальных ограничений, свобода действий, относительная безнаказанность, неограниченная доступность контактов, моментальная смена позиции, собеседника, взглядов и социальных характеристик (пола, возраста, профессии и пр.), отсутствие иной информации о собеседнике, кроме его сообщений в письменной форме и в виде графических символов. Кибербуллинг также может происходить и неосознанно: обидчик воспринимает свое противоправное и аморальное поведение как некую шутку, про дальнейшее развитие которой он может и не подозревать.

Еще одно различие состоит в том, что в отличие от традиционного буллинга пострадавшая сторона не имеет никакой возможности постоять за себя. Это вызвано тем, что в силу анонимности агрессор имеет наиболее высокие шансы на реализацию своих намерений, что приводит к «дисбалансу сил»[5].

В реальных условиях травле в основном подвергаются те школьники, которые уступают угнетающей стороне по каким-либо параметрам. Основным критерием здесь, как правило, выступают особенности, косвенно или непосредственно связанные с внешним видом ребенка. К таким особенностям относятся внешний вид, особенности (дефекты) речи, имидж, социальное происхождение, а также репутация. В современной образовательной ситуации пространство практически каждого класса является инклюзивным, включает не только здоровых школьников, но и учащихся с особыми образовательными потребностями. Дети с ограниченными возможностями физического или психического здоровья часто оказываются в статусе «жертвы» буллинга. При реальном буллинге травле и оскорблениям часто подвергаются учащиеся из семей беженцев, мигрантов, инофоны, дети других национальностей. В кибернетической версии травли действуют абсолютно иные правила: подростку, подвергшемуся нападкам со стороны агрессора, совсем не обязательно в чем-то отставать или превосходить обидчика – жертвой кибербуллинга может стать абсолютно любой ребенок. Обидчику же в свое время не обязательно иметь какой-либо авторитет, физическую силу, чтобы почувствовать свое превосходство и оскорбить другого человека.

Кроме того, стоит отметить тот факт, что кибербуллинг затрагивает большую часть жизни подростка, нежели его традиционный аналог. Это связано с тем, что киберагрессор не оставляет пространства для дальнейшего успешного развития личности вне школьных стен, и, как следствие, в своем кругу общения вне школы подросток становится неуспешным, непопулярным, что приводит к обрыву взаимоотношений со своими сверстниками[4]. Подавленное состояние ребенка в большей мере обусловлено тем, что из-за анонимности обидчика он не знает, с какой стороны и кто именно его пытается оскорбить.

Таким образом, сделаем следующий вывод: кибербуллинг в образовательной среде является наиболее опасным явлением, нежели традиционный буллинг, так как последствия могут быть очень серьезными, агрессора сложно выявить, а жертвой может быть не только ученик, но и учитель. В связи с этим актуализируется необходимость в разработке психологических средств (а также интернет-ресурсов, которые будут наиболее релевантными кибербуллингу) для превенции этого явления и помощи подросткам как наиболее частым пользователям социальных сетей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баранов А.А., Рожина С.В. Кибербуллинг – новая форма угрозы безопасности личности ребенка/ А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - №11. – 2015.

Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий/ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал высшей школы экономики. - №3. – 2014.

Дахин А.Н. Буллинг в школе и не только/ А.Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. - №6. – 2015.

Исхаков И.И., Шевко Н.Р. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях/ И.И. Исхаков, Н.Р. Шевко // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - №2(3). – 2017.

Петросянц В.Р. Проблемы буллинга в современной образовательной среде/ В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №6. – 2011.

Просмотров работы: 58