Адаптация молодого специалиста в школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Адаптация молодого специалиста в школе

Лоскутова Ю.Д. 1, Абрамова А.С. 1
1Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под термином «молодой учитель» рассматривается бывший студент, проучившийся в вузе от 4 до 6 лет, изучавший множество научных дисциплин, методик, прошедший педагогическую практику в школе или в ином образовательном учреждении. Однако, выпустившись из ВУЗа не равно сразу же стать первоклассным специалистом. Любой человек, начинающий свою карьеру сталкивается с затруднениями, связанными прежде всего с отсутствием или недостатком необходимого опыта в выбранной профессии. Профессиональное становление профессии учителя происходит гораздо сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что наличие педагогического образования не гарантирует успех начинающему учителю, ведь чтобы стать учителем недостаточно одних только аудиторных программных знаний. Из вышесказанного становится ясно, что проблема управления профессиональной адаптацией молодых учителей в школе приобретает особую актуальность, так как в современных условиях общество предъявляет к молодому учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане. В многочисленных публикациях отечественной науки, посвященных проблемам образования, начиная от основателей советской педагогики и до настоящего времени, особое внимание уделяется вопросу общественного и профессионального назначении учителя, о необходимости постоянного его усовершенствования, а также его социальной активности, что не представляется возможным, по нашему мнению, без успешно реализованного процесса профессиональной адаптации. [1]

Прежде чем приступить к раскрытию данной темы, необходимо рассмотреть понятие адаптация ее виды и цели.

Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и психологии. [2] Адаптация – это процесс взаимного приспособления работника в трудовой процесс, профессиональную деятельность в ходе, которой, индивидуальные характеристики человека, интересы, установки, особенности интеллекта оказывают большое влияние.

Различают несколько видов адаптации:

Психофизиологическая – приспособление человека к непривычным условиям, новому режиму труда и отдыха.

Социально-психологическая – вхождение в трудовой коллектив, овладение ценностями организационной культуры.

Социально-организационная – принятие и выполнение должностных обязанностей в соответствии с организационной иерархией.

 Профессиональная – активное освоение действий в соответствии с должностной инструкцией, этикой общения, нормами труда. [3]

Цели адаптации позволяют раскрыть сущность исследуемого процесса. Они могут быть представлены в следующем порядке:

Уменьшить стартовые издержки для того чтобы новый сотрудник быстрее достиг требуемых показателей.

Снизить испытываемые новым сотрудником чувства неопределенности и тревожности.

Обеспечить быстрое вхождение нового работника в коллектив.

Сократить текучесть рабочей силы

Экономить время непосредственного руководителя и сотрудников по работе.

 Развивать позитивное отношение нового работника к работе, реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой [4].

Адаптация учителя – это процесс успешного включения его в профессиональную деятельность. Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей. Одним из показателей психологической адаптации может выступать социальное самочувствие, включающее в себя:

внутреннее состояние человека: (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья);

оценку внешних условий (восприятие ситуации в стране);

восприятие собственного положения в новых условиях.  

Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса.

Важнейшая задача в психологической адаптации педагога – развитие устойчивости к факторам, вызывающим стресс на работе. К таким факторам можно отнести [5]:

Перегрузки на работе;  

Необходимость выполнять трудно совместимые функции;  

Поведение руководства, других педагогов и воспитанников; - плохие условия труда;

Несправедливую оценку труда;

Неспособность адаптироваться к изменениям.

Главные трудности, которые испытывает молодой специалист, который к тому же станет классным руководителем, это [6]:

1) Проведение урока;

2) Сработаться с родителями учеников;

3)Сработаться с коллегами (преимущественно из своего ШМО) и администрацией;

4) Деятельность классного руководителя;

5) Сработаться с самими учениками;

6) Работа по профориентации.

Исходя из теории, нами было проведено анкетирование студентов факультета технологий и бизнеса и факультета естественных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого».

Для студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого предлагалось ответить на следующие вопросы.

1) К какому виду профессиональной деятельности Вы готовы?

- проведение урока;

- работа с родителями;

- взаимодействие с коллегами;

- деятельность классного руководителя;

- воспитание школьников;

- работа по профориентации.

По результатам анкетирования мы получили следующие результаты (рис. 1а,б):

Рис. 1(а). Результаты анкетирования факультета технологий и бизнеса

Рис. 1(б). Результаты анкетирования факультета естественных наук

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодому педагогу в процессе профессиональной адаптации приходится осваивать одновременно несколько профессиональных ролей: учителя, воспитателя, классного руководителя, подчиненного, коллеги, члена методического объединения учителей. При этом какая бы задача ни стояла перед педагогом необходимо справиться с ней, демонстрируя все свои умения и навыки, которые зачастую оказываются не на высоком уровне. В связи с этим нам хотелось бы выделить некоторые задачи по оказанию помощи начинающим педагогам в процессе профессиональной адаптации: Изучение реальных затруднений и формулирование актуальных потребностей. Информационная и консультативная поддержка начинающих педагогов в выборе программ повышения квалификации Выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Формирование информационного банка образовательных услуг для молодых специалистов округа. Организация курсов повышения квалификации. Участие в творческих лабораториях, тренингах. Консультирование молодых специалистов. Участие в научно-практических конференциях. Вовлечение в экспериментальную работу. Обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом. Активное включение в мероприятия, как в учреждении, так и за его пределами. Своевременная положительная оценка труда педагога. Заметив педагогические успехи новичка, необходимо непременно отметить это вслух. Похвала стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу, мотивирует.

Библиографический список

1.Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 256-260. — URL https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 27.02.2019).

2.Адаптация молодого педагога [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://урок.рф/library/adaptatciya_molodogo_pedagoga_234347.html (дата обращения: 27.02.2019).

3. Организационное поведение [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/management/00258150_0.html (дата обращения: 27.02.2019).

4.Попова М.В. Процесс адаптации молодого специалиста в школе // Научные исследования: от теории к практике : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 133-135. – ISSN 2413-3957. [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/118092/discussion_platform (дата обращения: 27.02.2019).

5. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 76–80. – URL: . [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (дата обращения: 27.02.2019).

6. Советы молодого специалиста или опыт первого года работы в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://65-school.ru/bez-rubriki/sovety-molodogo-spetsialista-ili-opyt-pervogo-goda-raboty-v-shkole.html (дата обращения: 27.02.2019).

Просмотров работы: 30