Психологические барьеры, мешающие общению со школьниками - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологические барьеры, мешающие общению со школьниками

Ульяничева В.О. 1
1Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы барьеров в общении между учителем и учеником не вызывает сомнений. Действительно, многие педагоги, особенно те, которые только пришли в школу, сталкиваются с трудностями в процессе общения с учениками, их родителями и своими коллегами.

Психологические барьеры, несомненно, мешают взаимопониманию между людьми. Особенно важно то, как эти трудности преодолевает учитель. Ведь именно педагог должен уметь адаптироваться к окружающим его людям, учиться поддерживать своих учеников и грамотно общаться с их родителями.

В своей статье мне бы хотелось рассмотреть различные виды барьеров, мешающих общению учителя со школьниками.

1) Боязнь аудитории.

Данный барьер связан с трудностью учителя вести свой урок в определённом пространстве. Аудитория может быть слишком большой, что вызовет у учителя дискомфорт.

2) Отсутствие контакта, автономность действий учителя и ученика.

Данный барьер представляет собой обособленность учителя от ученика. Педагог может объяснять тему, не обращаясь к классу или же продолжать говорить, как бы с самим собой, не чувствуя отдачи и взаимопонимания учеников. Эти трудности понесут за собой серьёзные последствия: дети не поймут материал, не будут переспрашивать и, скорее всего, плохо сдадут экзамены по данному предмету.

3) Недостаточно развитые выразительные средства общения (речи, мимики, микромимики).

Этот барьер связан с отсутствием у учителя мимики и невыразительной речи. В этом случае детям сложно будет усвоить материал, потому что им не будет интересно слушать такого учителя. Монотонная речь, невыразительные интонации влекут за собой отсутствие интереса у учеников. Такому учителю сложно будет объяснять детям материал урока.

4) Негативная установка на класс.

Этот барьер связан с тем, что учитель заранее настроен негативно к определённой группе детей. Причины могут быть разными: другой учитель сказал, что этот класс худший; дети ведут себя несоответственно дисциплине образовательной организации. Трудности в процессе общения с данным классом будут происходить постоянно, потому что учителю уже сказали, что именно с этими детьми будут возникать конфликты.

5) Подражание, механический перенос чужого стиля на собственную деятельность.

Трудности этого барьера заключаются в том, что учитель, подражая своему коллеге, начинает заимствовать его стиль преподавания. Главная ошибка совершается тогда, когда учитель начнёт со всеми детьми вести себя или слишком строго или наоборот достаточно мягко. Важно понять, что для каждой группы детей нужен индивидуальный подход. Одному классу учитель нужен в качестве приятеля который будет «стоять в стороне» и изредка давать советы, а другому важна будет постоянная поддержка учителя в каждом вопросе.

Существуют также стилистические, лексические, грамматические и др. барьеры, мешающие общению с учениками.

1. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи учителя и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния ученика.

Например, ученик может не воспринять критическое замечание учителя, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям учителя.

2. Фонетический барьер – это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Правильному пониманию сообщения мешает слишком громкий голос учителя. Когда на человека начинают кричать, включаются его защитные механизмы. Он перестает понимать смысл сообщения. Внимание концентрируется не на значении слов, а на отношении к учителю. Чем чувствительнее личность, тем быстрее это происходит. Однако, если учитель говорит едва слышно, в общении также возникает фонетический барьер. При плохой дикции, быстрой и невнятной речи слушатель с трудом распознает отдельные слова, но не может правильно интерпретировать все сообщение.

3. Семантические и лингвистические, то есть смысловые барьеры могут вызываться разнообразными причинами: во-первых, это несовпадение лингвистического словаря языка с полной смысловой информацией, ограниченный лексикон у одного из партнеров и богатый - у другого; во-вторых, социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия. Когда ученик понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который и приводит к неэффективной коммуникации.

4. Логический барьер в деловой коммуникации может возникнуть, когда учитель и ученик различаются по особенностям мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику партнера по общению. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: учитывать особенности ученика, пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения.

Стоит отметить, что, несмотря на языковые барьеры, существуют также и другие виды трудностей во взаимопонимании между учителем и учеником.

1. Барьер некомпетентности. Учитель не слушает ученика, потому что считает, что тот говорит очевидные вещи, которые вызывают у него чувство злости и потерянного времени.

2. Этические барьеры возникают тогда, когда нравственные принципы учителя и ученика несовместимы в процессе общения.

3. Эстетические барьеры представляют собой нежелание учителя общаться с учеником, который неопрятно выглядит.

4. Барьер установки – учитель заранее имеет нехорошее представление об ученике, что вызывает у него нежелание общаться с ним.

Для того, чтобы преодолеть данные барьеры, необходимо: работать над собой, больше общаться с другими людьми, найти ошибки в своей деятельности и извлечь нужную информацию у своих коллег и друзей.

Для каждого педагога необходимо понять, насколько важно находить общий язык со своими учениками и их родителями, а это возможно только тогда, когда учитель начнёт работать над собой и преодолевать сложившиеся трудности в процессе общения.

В двух студенческих группах было проведено анкетирование, в ходе которого было задано 2 вопроса:

1.Знаете ли Вы коммуникативные барьеры в общении?

2. Готовы ли Вы их преодолевать?

Результаты исследования представлены на диаграмме.

По результатам опрошенных можно сделать вывод, что студентам известно о коммуникативных барьерах и многие способны их преодолевать в процессе общения.

Список литературы:

1. Барьеры в педагогическом общении https://studfiles.net/preview/2837943/page:16/ [Электронный ресурс]

2. Коммуникативные барьеры –Мегаобучалка https://megaobuchalka.ru/2/11614.html [Электронный ресурс]

3. Тема III. Коммуникативные барьеры https://studfiles.net/preview/3004078/ [Электронный ресурс]

Просмотров работы: 572