Синдром профессионального выгорания педагога - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Синдром профессионального выгорания педагога

Уракова М.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стало особенно острой. Высокая эмоциональная включенность в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражение личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов.

Одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогических работников. Ему подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. К этому времени они накопят достаточный педагогический опыт, их собственные дети подрастут и уход за ними потребует меньшего времени, чем раньше. Кажется, что надо ожидать резкого подъема в профессиональной сфере. Но часто наблюдается противоположное явление. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Бывают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди уходят из школы, меняют профессию.

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающий в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Деятельность педагога буквальна насыщена факторами, которые вызывают профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность , неодоцененность коллегами и руководством профессиональной значимости, необходимость быть все время в форме. Сейчас обществом декларируется образ успешного человека. Для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы , кроме того профессия педагога относится к альтруистическому типу, что повышает вероятность возникновения выгорания. Если оставить этот вопрос без внимания, выгорание может посеять хаос в здоровье, счастье, отношениях и эффективности работы.

Для того, чтобы распознать выгорание и начать с ним бороться как можно раньше, важно знать, на что обращать внимание. Можно выделить несколько признаков того, что педагог может испытывать профессиональное выгорание:

1. Усталость. Явным признаком выгорания является то, что педагог все время чувствует усталость. Усталость может быть эмоциональной, умственной или физической.

2. Отсутствие мотивации. Педагог не чувствует энтузиазма, нет внутренней мотивации к работе, трудно собираться утром и тащить себя на работу каждый день.

3. Разочарование, цинизм и другие отрицательные эмоции, чувство, что то, что делаешь не так уж важно, чувство пессимизма.

4. Познавательные проблемы. Выгорание может повлиять на внимательность и способность концентрироваться, обнаруживается забывчивость и трудность запоминания.

5. Ухудшающаяся производительность.

6. Межличностные проблемы дома и на работе это, как правило, проявляется двумя путями: больше конфликтов с другими людьми и меньше общений с коллегами и членами семьи.

7. Отсутствие заботы о себе. Когда люди страдают от выгорания, они выбирают нездоровые стратеги решения проблем: алкоголь, курение, слишком оседлый образ жизни, поглощение слишком большого количества нездоровой пищи, недосып.

8. Занятость работой, когда не на работе. Обдумывание своей работы не на работе ведет к трате своей умственной энергии, что мешает оправиться от стрессов дня.

9. Общее снижение удовлетворенности. Педагог чувствует себя менее счастливым и удовлетворенным своей карьерой и семейной жизнью.

10. Проблемы со здоровьем. На протяжении длительного периода времени, серьезный хронический стресс может создать реальные проблемы со здоровьем, такие как проблемы пищеварительной системы, болезни сердца, депрессии и ожирения.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии в глубины профессиональной непригодности.

Первая стадия. Снижение самооценки.

Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Такие работники чувствуют беспомощность и апатию. У педагога, подверженного выгоранию первой степени проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае он может помочь себе сам.

Вторая стадия. Одиночество.

Возникают недоразумения с воспитанниками и родителями, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии школьников- вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Третья стадия. Эмоциональное истощение, соматизация.

Притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

Тест «Профессиональное выгорание»

(методика К.Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н.Е.)

1. Я хорошо понимаю каждого моего воспитанника и нахожу к каждому из них подход.

2. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими воспитанниками.

3. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих воспитанников и коллег.

4. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

5. У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление.

6. Я легко общаюсь с воспитанниками и их родителями независимо от их социального положения и поведения.

7. Я много успеваю сделать на работе и дома.

8. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

0 баллов - «никогда»

1 балл - «очень редко»

2 балла - «редко»

3 балла - «иногда»

4 балла - «часто»

5 баллов - «очень часто»

6 6аллов - «каждый день»

Субшкала:

Низкий уровень - 37 и более баллов

Средний уровень - 31-36 баллов

Высокий уровень - 30 и меньше баллов.

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определенные шаги по его профилактике, которые могут предотвратить ,ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приемами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам - психологам.

Первым этапом профилактической работы должно стать информирование педагогов о существование проблемы, обусловленной объективными причинами, познакомить с симптомами выгорания. На втором этапе работы следует уделить время осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха.

Третий этап профилактической работы посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только при условии осознания его важности администрацией школы и активном его участии в данном процессе. Основным здесь должна стать организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.

И только после установления в коллективе атмосферы безопасности можно переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приемами саморегуляции. Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряженность, активировать свою деятельность, восстановить силы.

Памятка «Что нужно и что не нужно делать при выгорании»

- Не скрывайте свои чувства, научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым вы доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.

- Не избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях, используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

- Не стесняйтесь попросить помощи и принять ее.

- Не позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.

- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.

- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни насколько это возможно.

Рекомендации педагогам по профилактики эмоционального выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

 6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

 12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 13. Не забывайте хвалить себя!

 14. Улыбайтесь! Даже если не хочется.

 15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

 16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 21. Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 24. Музыка – это тоже психотерапия.

 25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 27. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

 28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

Просмотров работы: 15