Введение. В данной статье предлагается исследовать педагогические методы и инструменты формирования творческих навыков ребенка от 0 до 6 лет. Дошкольный возраст не только подготовка к взрослой жизни, а яркая самобытная жизнь. В этот период особенно важно формировать у детей творческое начало. Именно оно сохраняет в ребенке живое, природное мышление. Созидание по метафизики основано на общечеловеческом желании самовыражения, изучение чего-то нового, нивелировании душевных переживаний в деятельность. Исследования таких ученых как (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Песталоцци И. Ф.) подтверждают вышеописанные тезисы. А ролевая модель «Школы радости» разработанной В.А. Сухомлинский и описанной в книге «Сердце отдаю детям», показывает, что занятия на природе положительно влияют на естественное развитие интеллекта, способностей и личности в целом у детей дошкольного возраста. Важно отметить что, развитие художественных навыков, осуществляется в основном на фоне общего созревания личности. Л.С. Выготский соотнёс главную динамическую силу формирование личности, как процесс социализации и присвоение общечеловеческих аспектов. Организация педагогом необходимых условий, таких как среда обучения, способ подачи материала, содержание материала, купно с деятельностью родителей может дать первый импульс для самостоятельной творческой активности ребенка. Но только при условии активности всех компонент и их совместной интеграции будет являться эффективным инструментом формирования творческих навыков у детей, которым только предстоит первый раз идти в школу.
Цель исследования. Сформулировать базисные принципы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях учреждения детского дошкольного образования.
Основная часть. Детство – с психической точки зрения это дошкольный возраст ребенка с рождения до 6-7 лет. В широком смысле социально – правовой аспект с рождения до совершеннолетнего возраста (Федорова Е.М.).
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно (функционально) новое и отличающееся неповторимость, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью; творцом может быть как естественный интеллект, так и искусственный разум. А творчество учителя, стоит рассматривать не как часть повседневного труда, а как монументальный аспект процесса работы
Естественное формирование личности и её деятельность имеет прямую связь с психологическими компонентами индивидуальности, такими как задатки способности. На данном этапе должно рассматривать творчество как психическая активность, обеспечивающая успешное познание окружающего мира. Тогда именно дошкольный возраст будет наиболее подходящий для формирования основных принципов творчества. В этом возрасте у детей начинают развиваться способности. Прежде всего, они проявляются в образах главных героев сказок или изучение природного мира. Отличный потенциал для развития творческих навыков детишек в России, был создан на базе учебных дошкольных учреждениях. В них дети много времени проводят на прогулках с воспитателем, так же большое время уделяется художественной и музыкальной деятельности. Это и музыкальный час в процессе, которого формируется способность воспринимать мир с помощью музыки[7]. И уроки рисования, без которых немыслимо гармоничное формирование личности. Умение рисовать может служить хорошим подспорьем в любой сфере деятельности. Изобразительная деятельность станет проводником к познанию природы для дошкольника. Так же у самых одаренных детей уже в данном возрасте начинают закладываться основы аналитики. Купно все это способствует естественному самовоспитанию детей через познание сути вещей. В дошкольном периоде так же формируется театральные навыки, присущие хорошей художественно – образной выразительности, эмоциональности и отличной памяти у ребенка. Театральные способности формируются в особой среде с помощью целенаправленных занятий. Известно, что фундаментом для любой творческой деятельности является воображение. Оно может действовать в зависимости от категории деятельности. Таким образом, выделяют активное и пассивное воображение. Дьяченко отмечает отличие процесса воображения от остальных индивидуальных психических особенностей в способности первого репрезентации реальности. Всё вышеизложенное описывает важность становления индивидуальных творческих способностей, формирование естественного воображения как фундамент для активного творчества[2].
Такие занятия как: рисование, лепка из пластилина, игры с конструктором дарят детям эфемерное чувство радости и познания, а так же имеют значительные роли в формировании личности дошкольника. Немало важную роль в этом играет педагог. Он должен создать благоприятную среду для развития, помочь малышу формировать эстетические чувства. Процесс обучения обязательно должен включать в себя часы рисования. Целеполагающей задачей рисования является изображение внутренних переживаний ребёнка. Второстепенная задача является познание окружающего мира. Поэтому сложно научиться рисовать без умения наблюдать, без познания сущности предмета[6]. Так же занимаясь аппликацией, дети знакомятся с навыками умственной работы. Изобразительная деятельность может служить воспитателем. Она прививает детям основные моральные категории, такие как доброта, честность, любовь, учит их проявлять умственные усилия. Эмоции, которые возникают в процессе отображения, называют эстетическое чувство. Яркие образы вызывают у детей яркие переживания, которые поощряют самодеятельность у ребенка. В свою очередь, воспитатель играет роль организатора – инициатора, помогает детишкам направлять размышления в должное русло, обыгрывать образы, проявлять свой интерес. Таким образом, занятия рисованием не только отражают внутренние переживания ребёнка, но и воспитывают в детях доброту и волю, приучают к труду, помогают преодолеть жизненные трудности. Данные функции могут послужить в будущем как способ терапии для ребенка, страдавшего от домашнего насилия.
Основные условия развития творческих способностей у детей
Педагогические методы и инструменты оказывают основное влияние на прогресс обучения, помогают учителю объяснить детям сущность предмета, сформировать умения и навыки, а так же являются главной движущей силой в развитии способностей в любой сфере деятельности. Под методами обучения подразумевается система деятельности педагога, форма организации образовательной среды и творческая работа самого учителя. Специфика обучения детей дошкольного возраста носит традиционный характер, так как определяется источником получения знаний. Самым эффективным источником знаний для малышей это: окружающий мир, искусство и практическая деятельность. Так же ученые классифицируют источники знаний на такие виды как[4]:
Наглядные
Словесные
Практические
От качества применения конкретного метода в конкретной ситуации напрямую зависит эффективность обучения. До сих пор по данному дуализму среди таких учёных как: И.Я Лернер и М.И. Пахмутов проводятся диспуты. Но все же согласно общенаучной методологии, выделяются общие дидактические принципы:
Репродуктивный
Эвристический
Метод проблемного изложения
Рецептивный
Опишем информационно – рецептивный метод, так как в основном именно с него начинается воспитание. Данный метод состоит из зрительных, слуховых или речевых инструментов получения информации. В нём дети должны познать мир, выстроить связь между категориями с помощью таких методов как[3]:
Наблюдение
Экскурсия
Показ воспитателя
Рассматривает
Так же в данном методе предполагается активная самодеятельность детей и активное творчество педагога. Обучение детей рисованию, музыки, конструированию должно проходить с помощью познания мира. Они должны научиться правильно, пользоваться орудием творчества и материалами. Однако преподавать материал необходимо проводить не фиксированной риторикой, а по мере возникновения соответствующего вопроса. Повседневная однообразная подача накатанного материала лишает детей естественной любознательности. В этом случае педагогу необходимо больше времени проводить с детьми на природе. В этих условиях закладывается творческое начало ребенка[2], усиливается авторитет учителя, он становится своеобразным ментором для малышей. Его задача стать проводником между малышами и природой, стать источником счастья и мудрости, уделять внимание удачным мыслям. Вместе с этим у детей должно развиться желание обсуждать совместно. Для укрепления знаний отличным инструментом может служить специфические упражнения, такие как рисование. Следует отметить, что принцип природосообразности была обоснована Я.А.Коменским. Позже её подхватил и развивал К.Д. Ушинский, который отметил важность родного языка. Леонардо да Винчи впервые подчеркнул основы принципа наглядности и изучения природы естественным методом наблюдения. При активности мысли детей, особенно во время движения идеи от ощутимого предмета к абстрактным образам, возможна успешная реализация предложенного метода.
Выделение игровых моделей является важной компонентой в обучении детей дошкольного возраста. Игровые приёмы повышают активность детей, создают положительный настрой, вызывают желание отобразить внутреннее переживание в творческой деятельности. Так же стоит отметить универсальность данного способа познания мира. Он станет эффективным применимо к любым методам обучения. К примеру, в информационно – рецептивном методе игрушку можно представить как живую куклу, которая просит нарисовать свой портрет. Причем повторение данного упражнения никогда не сможет наскучить ребёнку[5].
Все вышеописанные приёмы обучения развития творческих навыков в дошкольном возрасте отлично сочетаются и обеспечивают эффективное усвоение материала. Причём данные методы стоит чередовать между собой и применять в различных ситуациях. Не стоит ограничиваться одной сюжетной цепочкой, одной красивой лужайкой или одним предметом для изображения.
Заключение. Специфика естественного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста является целью исследования многих современных учёных. Данной проблемой занимались и занимаются такие видные ученые как: Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина и д. р. На сегодняшний день развитие вышеописанных способностей в детских садах осуществляется в виде: творческих часов, прогулках на свежей природе и т. д. К примеру, изобразительная деятельность особо часто используется, так как является отличным проводником для познания мира, полностью отвечает структуре и условиям естественного развития и принципам приподосообразности. И только в случае активности всех участников образования возможна эффективность данных методов. Данной статьёй были предложены инструменты развития навыков творчества через информационно – рецептивный метод познания мира. Так же отметили важность развития навыков рисования, как источник ярких образов, интереса, детской любознательности. Описали творчество как: трудовую деятельность, способ познания мира, и отображения внутренних переживаний ребенка. Важно отметить что, предложенный метод воспитания может служить способом реабилитацией для малышей, которые в детстве страдали от домашнего насилия. Так как на рисунке ярко проявляется психологическое состояние ребёнка. И при применении должной методики терапии, можно уже в детском возрасте выявить переживания, и сформулировать способ реабилитации.
Список литературы
Выготский Л.С. Психология искусства / Выготский Л.С. // Искусство(1968) - 119 стр.
Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема / Л.А. Григорович. - Челябинск, 2006. - 271 с.
Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества / В.А. Еникеева. - М., 1993. - 115 с.
Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2007. - 269 с.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1991. - 283 с.
Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Дошкольное образование, 1992. - 283 с.
Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством / О.А. Соломенникова. - М.: Педагогика, 2005. - 195 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В.А. //Радянська школа(1974) – 20 – 35 с.