Студенты представляют особую группу населения, для которой характерны специфические условия труда и быта. Также же, у студентов физических факультетов существует одна главная отличительная черта в обучении: физическая активность в разы выше, чем у студентов, обучающихся на других факультетов.
Цель работы – установить закономерности функционального состояния организма у студентов разных видов спорта и квалификации с использованием методики «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР).
Материалы и методы. С использованием методике ПЗМР были обследованы студенты 3 курса (18 человек) высшей школы психологии, педагогики и физической культуры получающие образование по профилю «Физическая культура» и Педагогическое образование «Физическая культура», в возрасте 20-21 года. Они были поделены на 2 группы: 1 группа – девушки (6ч.,из них один КМС и один МС); 2 группа – юноши (трое КМС).
Для исследования использовался ноутбук и аппаратно-программный комплекс «БиоМышь» компании НейроЛаб Москва, которая представляет собой обычную компьютерную мышь со встроенной интерактивной функцией регистрации и предварительной обработки ФПГ сигнала. При проведении обследования студентам предъявлялись световые сигналы зеленого цвета. При появлении сигнала обследуемый должен был как можно быстрее нажать на соответствующую кнопку, стараясь при этом не допускать ошибок (ошибками считались преждевременное нажатие кнопки и пропуск сигнала). Световой сигнал подавался в достаточно случайные моменты времени, чтобы не вырабатывался рефлекс на время, и в то же время достаточно регулярно, чтобы каждый очередной сигнал был ожидаем. Интервал между сигналами составлял от 0,5 до 2,5 с.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программного комплекса Биомышь и программного обеспечения Microsoft Exel Критерии ПЗМР описывались средними значениями с расчетом ошибки среднего при нормальном распределении (М±m).
Результаты и обсуждения. ПЗМР относится к методикам, с помощью которых можно получить данные, характеризующие подвижность нервных процессов. Время простой зрительно-моторной реакции является интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги. По мнению ряда авторов, основную роль играет проведение возбуждения по центральным структурам [2], что позволяет рассматривать время ПЗМР в качестве критерия возбудимости и лабильности центральной нервной системы, достаточно адекватного показателя функционального состояния нервной системы [3].
Оценка результатов по методике "Простая зрительно-моторная реакция" при наличии нормального распределения производится на основании среднего значения времени реакции и стандартного отклонения показанных в таблице1 [1].
Таблица 1. Основные показатели и их средние значения для оценки результатов ПЗМР (зрительно-моторный анализатор, бинокулярное исследование)
Показатель |
Цвет сигнала |
Возраст |
Бинокулярное обследование |
М (Среднее значение), мс |
189-231 |
||
SD (Стандартное отклонение), мс |
27-49 |
||
ФУС (Функциональный уровень системы) |
Зеленый |
17 и более |
4.8-4.0 |
УР (Устойчивость реакции) |
2.3-1.1 |
||
УФВ (Уровень функциональных возможностей) |
4.0-2.8 |
Значение основных критериев ПЗМР для обследованной группы девушек в целом находились в пределах средних значений для людей старше 17 лет (Таблица 2)
Таблица 2-Значения критериев по методике ПЗМР у девушек (зрительно-моторный анализатор, бинокулярное исследование)
Показатель |
Девушки |
М (Среднее значение), мс |
210,5[193;254] |
SD (Стандартное отклонение), мс |
39[24;57] |
ФУС |
4,65 |
УР |
1,6 |
УФВ |
4,89 |
Следует отметить, что обследование проводилось в период зимней сессии, и что большинство учащихся находились под стрессом, и это отразилось на результатах обследования.
Время реакции на раздражитель у большинства девушек 77% не выходит за рамки среднего значения и у 33% обследуемых время реакция ниже среднего.
Средний функциональный уровень системы отмечался у 67 % обследованных девушек, высокий - у 16,5 % и низкий у 16,5 % (Рисунок 1).
Рисунок 1- Графические результаты обследования в группе девушек
Более 50% в данной группе (67 %) имеют среднюю устойчивость нервной системы, о которой свидетельствует оценка показателя УР (16,5 % имеют высокий показатель УР, 67 % - средний показатель и 16,5% - низкий показатель).
У девушек 50% имеет высокий уровень функциональных возможностей (УФВ), 33% -средний и 17%- низкий.
Особенность у группы девушек в том, что у МС результаты почти по всем показателям самые высокие в группе, а у КМС самые низкие. Хотя надо принять во внимание тот факт, что она уже не действующий КМС уже как 3 года, в отличие от МС которая занимается и успешно выступает на соревнованиях.
Значение основных критериев ПЗМР для обследованной группы юношей в целом находились в пределах средних значений для людей старше 17 лет (Таблица 3).
Таблица 3-Значения критериев по методике ПЗМР у юношей (зрительно-моторный анализатор, бинокулярное исследование)
Показатель |
Юноши |
М (Среднее значение), мс |
205,5[174;242] |
SD (Стандартное отклонение), мс |
42[27;50] |
ФУС |
4,59 |
УР |
1,65 |
УФВ |
4,995 |
Обратите внимание, что у 16% реакция на раздражитель была выше средней, у 76% средней и 8% ниже среднего значения (Рисунок 2)
Рисунок 2- Графические результаты обследования в группе мальчиков
У показателя ФУС 50% обследуемых в группе юношей имели среднюю реакцию, 42% - высокую и только 8% вышли ниже средней границы.
Большая часть обследованных юношей (84 %) имеют среднюю устойчивость нервной системы, о которой свидетельствует оценка показателя УР (8 % студентов имеют высокий показатель УР, 84 % - средний показатель и 8% - низкий показатель).
Функциональные возможности центральной нервной системы у юношей высокий, о чем свидетельствует оценка УВФ. Большая часть(92%) юношей имеют показатель выше среднего и только 8% средний.
В данной группе, спортсмены квалификации КМС сильно не выделялись, и по результатам всех показаний были в средней группе. Хотя трое из них уже не являются действующими КМС, и только один занимается профессионально.
Заключение. Значение основных показателей ПЗМР для обследованных групп студентов находились в пределах средних значений для людей старше 17 лет.. Более половины всех обследованных студентов имеют среднюю устойчивость нервной системы, о которой свидетельствует средняя оценка показателя устойчивости реакции. Особого внимания заслуживает то, что почти у всех юношей уровень функциональных возможностей выше среднего значения.
Закономерности функционального состояния организма у студентов разных видов спорта и квалификации небыли найдены. Для более полного изучения нужно больше действующих спортсменов уровня КМС и МС.
Литература
Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике ООО "Нейрософт" (Россия, Иваново), 2007 216с.
Блинов Н. Г. Практикум по психофизиологической диагностике / Н. Г Блинов, Л. Н. Игишева, Ы. А. Литвинова, А. И. Федоров// учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 128 с.;
Челышкова Т.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы студентов в процессе учебной деятельности / Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова, С.С. Гречишкина, А.А. Намитокова и др// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: естественно-математические и технические науки, №9, 2008 с. 71-77;