РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Пименова Т.Д. 1, Абрамова М.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы [2]. Тяжесть интеллектуального дефекта влияет на физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке данной категории детей [1].

В условиях продолжающегося роста численности детей с интеллектуальной недостаточностью важное значение приобретает поиск и разработка эффективных средств коррекции нарушений их физического и умственного развития. Одним из таких средств являются занятия спортом. Вследствие этого становится актуальным исследование влияния спортивных тренировок на физическое развитие школьников с нарушениями интеллекта и на формирования у них основных физических качеств.

Цель исследования: Выявить влияние занятий спортом на развитие физических качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

1) Оценить физическое развитие лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся спортом;

2) Определить уровень развития физических качеств у данной категории детей.

В исследовании принимали участия девочки в возрасте 12-14 лет с основным диагнозом легкая степень умственной отсталости (F70), обучающиеся в ГБОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31». Все дети занимаются в школьной секции по спортивным играм.

Методы исследования:

1) Для оценки уровня развития физических качеств применялись такие тесты как: наклон вперед; тест с падающей линейкой; бег 30 м; челночный бег 3 по 10 м; шестиминутный бег; кистевая динамометрия.

2) Для оценки физического развития: центильный метод [3].

Анализ результатов исследования:

1. Оценка физического развития:

Оценка физического развития выполнялось по следующим показателям: антропометрические данные (длина и масса тела); окружность грудной клетки. Все полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка физического развития детей с интеллектуальными нарушениями

Показатель

Результат ( ± σ)

Длина тела, см

156,55 ± 2,17

Масса тела, кг

56,88 ± 3,47

ОГК, см

88,30 ± 3,09

В ходе исследования выяснилось, что у большинства обследуемых уровень физического развития средний, 20 % девочек опережают своих сверстниц в физическом развитии, и 20% имеют незначительное отставание от должных величин. 60 % обследуемых развиваются гармонично, а у 40 % девочек физическое развитие дисгармоничное. Это связано тем, что показатели массы тела не соответствуют показателями длины тела и ОГК во время паузы, что является следствием наличия у данных детей сопутствующих заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, а также сбоев гуморальной регуляции, обусловленных началом пубертатного периода.

2. Оценка уровня развития физических качеств:

Все результаты двигательных тестов, полученные при оценке физических качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью, представлены в таблице 2.

Таблица 2 Средние значения результатов двигательных тестов

Показатель

Результат (± σ)

Бег 30 м, с

7,60 ± 0,63

Тест с падающей линейкой, см

21,83 ± 2,03

Бег 3 по 10 м

11,00 ± 0,50

Шестиминутный бег, м

759,00 ± 37,91

Наклон вперед, см

0,10 ± 2,36

Динамометрия (правая рука), кг

11,40 ± 1,80

Динамометрия (левая рука), кг

9,95 ± 1,81

При определении уровня быстроты двигательных действий с помощью теста бег на 30 м выяснилось, что только 10 % обследуемых обладают достаточно хорошими скоростными качествами, у оставшихся же 90 % детей наблюдается отставание в развитии скоростных способностей от должных значений. Среднее значение времени преодоления дистанции 30 м превышает норму на 21,05 %.

При исследовании быстроты простой двигательной реакции при помощи теста с падающей линейкой выяснилось, что у 20 % обследуемых показатели соответствуют должному значению, а у 80 % полученные данные ниже нормы. Средний результат, полученный при оценке уровня развития простой двигательной реакции, ниже должного значения на 31,32 %.

В ходе оценки координационных способностей с помощью теста челночный бег 3 по 10 м были получены следующие результаты: хорошо справились с тестом на определения уровня развития ловкости всего лишь 10 % обследуемых, в то время как у большей части (90 %) девочек координационные способности снижены. Отклонение от нормы среднего значения времени выполнения данного теста составляет 14,55%.

При исследовании способности девочек с нарушением интеллекта противостоять утомлению применялся тест шестиминутный бег. При анализе полученных результатов оказалось, что лишь 10 % обследуемых обладают удовлетворительным уровнем развития выносливости, в то время как у 90 % детей данный показатель ниже нормы. Среднее значение дистанции, которую девочки преодолели за 6 минут, ниже нормы на 22,55 %.

В ходе исследования уровня развития гибкости при помощи теста наклон вперед выяснилось, что 10 % девочек справились с выполнением теста на данное физическое качество отлично, 20 % – удовлетворительно и 70 % обследуемых не справились с заданием. Средний результат при оценке уровня развития гибкости ниже нормы на 97,5 %. Такое резкое отклонение от нормы может быть связано с нарушением нервной регуляции мышечного тонуса.

При оценке силовых способностей с помощью кистевого динамометра лишь 10 % детей показали результат выше нормы, у оставшихся 90 % девочек сила сжатия мышц кисти обеих рук оказалась ниже должных величин.

Среднее значение силовых показателей мышц правой руки оказались ниже должных величин на 39,75 %, а левой – на 44,04 %. Помимо этого мышцы левой руки отстают от мышц правой по силовым возможностям на 12,72 % (при норме в 6-8 %).

Таким образом, при анализе полученных в ходе исследования данных выяснилось, что у девочек с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 12-14 лет отмечается снижение уровня развития всех основных физических качеств.

Наиболее сильное отклонение от нормы наблюдается в развитие гибкости позвоночного столба, а также силы сжатия мышц кисти. Менее грубые нарушения отмечаются в формировании, таких физических качеств как координация движений, быстрота двигательных действий и выносливость.

Такие результаты можно объяснить тем, что все девочки занимаются в школьной секции по спортивным играми, и в ходе тренировочного процесса выполняют большое количество упражнений, направленных на совершенствование тех качеств, которые наиболее важны в данном виде спорта, то есть координационных, скоростных способностей и выносливости.

Выводы:

1) В ходе исследования были получены данные, на основании которых можно сделать вывод, что у детей с интеллектуальной недостаточностью имеется незначительное отставание в физическом развитии. Больших отклонений от норм нет, так как все дети, принимающие участие в исследовании, систематически занимаются спортом.

2) При анализе полученных данных, выяснилось, что у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается снижение уровня развития основных физических качеств. Наиболее сильное отклонение от нормы наблюдается в развитие гибкости позвоночного столба (на 97,5 %), а также силы сжатия мышц кисти (на 39,75 % у правой руки и на 44,04 % у левой). Менее грубые нарушения отмечаются в формировании, таких физических качеств как координация движений, быстрота двигательных действий и выносливость, так как данные качества совершенствовались в процессе спортивной тренировки.

Список литературы:

Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями в сенсорном и интеллектуальном развитии: учеб. - метод. пособие / М. А. Абрамова, А.В.Сунгурова. – Архангельск: САФУ, 2017. – 124 с.

Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др.; под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

Оценка физического развития и функционального состояния здоровья: учеб. - метод. рекомендации / Черноземов В.Г., Синицкий В.В., Синицкая Е.Ю. – Архангельск: САФУ, 2011. – 74 с.

     
Просмотров работы: 139