МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лебедева Д.С. 1, Василенко М.А. 2
1ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет
2ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование становится одной из самых значительных сфер деятельности. Оно переплетается со всеми другими областями жизни общества: политикой, культурой, экономикой. В последнее десятилетие система образования в России находится в состоянии кризиса и поиска выхода из него. В этом проявляются особенности современного высшего образования.

Одной из важнейших особенностей управления в высшем образовании является то, что решение проблем происходило только на уровне самой системы образования. Сегодня решение проблем этой сферы вышло на общегосударственный уровень.

Основные задачи менеджмента в сфере высшего образования определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].

Менеджмент в системе высшего образования будет эффективным в случае применения современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения. Также эффективность менеджмента зависит и от других не менее важных аспектов таких, как уровень преподавания, научно-исследовательская работа, механизмы и уровень финансирования учебного процесса и др. Проблемы модернизации образовательного процесса, его экономической и организационной стороны должны решаться комплексно, в рамках единого процесса.

В современных условиях менеджмент сферы высшего образования обуславливает необходимость привлекать для решения проблем и задач социальные институты, в первую очередь семью, и модифицировать роль студента в организации учебного процесса. Роль студента тут имеет значение в определении выбора образования в разнообразном образовательном пространстве, а также в значении участника финансирования образования. Семья, как социальный институт, в образовательном процессе выполняет следующие задачи: она, с одной стороны, участвует в финансировании образования студента, с другой стороны, участвует в выборе вуза и специальности будущего студента.

Особенностью менеджмента в высшем образовании должно быть развитие автономности вузов, возможность самостоятельного определения методики и технологии учебного процесса, структурирования кадров, источники финансирования и пр.

На уровне государственного менеджмента закреплены такие функции, как проектирование стратегии развития высшего образования и управление ее реализацией.

Немаловажно, что экономическая система влияет на экономическую устойчивость вузов. Экономическая политика вузов зависит от экономической политики государства в области высшего образования.

Помимо экономики на менеджмент системы высшего образования оказывает значительное влияние и другие внешние факторы: политические, правовые, социокультурные и т.д. Успешная деятельность образовательной организации зависит также и от внутренней среды (ППС, студенты, учебный процесс, финансирование и пр.) и окружения (работодатели, которые хотят получить специалистов того или иного вуза; другие вузы; группы населения, составляющие будущих студентов и пр.).

Стратегический менеджмент в высшем учебном заведении важен и для формирования и определения миссии и цели вуза. Это зависит от социокультурного окружения вуза. Оно образуется при взаимодействии социокультурных факторов и организационной культуры вуза. Помимо этого социокультурная среда вуза формируется под воздействием других факторов внешней среды: территориальных, культурных, этнических, экономических и др.

Стратегический менеджмент - важный фактор эффективности работы вуза. Его основным положением является анализ внутренней и внешней среды вуза.

Важный аспект менеджмента вуза - гарантия эффективности управленческих решений и контроль их исполнения. Журко В.И. выделяет следующие основные принципы управления образовательной деятельностью: обеспечение образовательного процесса на основе непрерывности и преемственности уровней высшего образования; интегрированность довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования при реализации инновационных технологий и при сохранении традиций; конкурентность и открытость при определении приоритетных направлений образовательной деятельности [2].

Менеджмент должен быть направлен на создание стратегии и основ учебной деятельности вуза, внедрение инновационных технологий в учебный процесс, разработку нормативно-правовых, экономических основ, координацию работы структурных подразделений и т. д.

Эффективный менеджмент вуза тот, который будет обеспечивать высокое качество образования при результативной экономической и социальной политике образовательной организации. Он является одновременно системой и непрерывным процессом, обеспечивающим успешное развитие и функционирование вуза. Именно грамотно выстроенный менеджмент дает возможность поддерживать все важные функции вуза. И тем не менее, система менеджмента в образовательном учреждении - это комплекс, который нуждается в постоянном совершенствовании.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (Дата обращения: 27.02.2018)

2. Журко В.И. Особенности управления в современной системе высшего образования / В.И. Журко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2003. - № 6. - С. 84-95.

3. Боголепова С.В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании / С.В. Боголепова, Н.В. Малкова // Высшее образование в России. - 2017. - № 5. - С. 105-112.

4. Быкасова О.О. Качество образования и система менеджмента качества как основа конкурентоспособности современного высшего образования / О.О. Быкасова // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - № 4. - С. 104-106.

5. Дмитриев Н.А. Внедрение элементов системы менеджмента качества в высшем образовании / Н.А. Дмитриев, Е.П. Верховская // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 46-50.

6. Язовских Е.В. Роль менеджмента в области высшего образовании / Е.В. Язовских // В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. - 2016. - С. 157-159.

Просмотров работы: 520