Компьютерные игры и их роль в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Компьютерные игры и их роль в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Иванова Н.Г. 1, Николаева А.В. 1
1педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста носит актуальность, так как к числу важнейших и трудно решаемых задач развития речи старших дошкольников является формирование у них связной монологической речи. Успешное решение этой проблемы будет эффективным как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения со сверстниками.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс, поэтому в настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка [5, c17].

Исследования ведущих специалистов в области компьютерных технологий образовании, таких как, Е.И.Машбиц, А.И.Яковлев, С.В.Гурьев отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Мы так же убеждены, что в настоящее время эффективным средством воздействия на обучении связной речи детей выступают компьютерные технологии. Они включены в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные технологии [2, c12].

Проанализировав современную методическую литературу, мы пришли к выводу: для того, чтобы заинтересовать детей, способствовать их эмоциональному подъёму, сделать процесс познания и обучения осознанным недостаточно традиционных методов обучения. Необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а также к формированию связной речи [1, c208].

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Обучение связной речи с помощью компьютера оказывает большее влияние на пересказы литературных произведений, на самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения [3, c394].

С помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой [4, c54] было проведено исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на базе МАДОУ детского сада №18 «Прометейчик» в старшей группе «Светлячок» г. Якутска, Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы - возраст 5-6 лет.

Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста показали высокий уровень развития связной речи детей только у 18,75%. Для этих детей характерна ясно и последовательно выражать свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Используют образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность описательного рассказа.

Средний уровень сформированности связной речи выявлен у 81,25% детей: для них характерна развернутая фразовая речь, в активной речи используют только простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных используется только после стимулирующей помощи взрослого. Ошибки во время выполнения заданий исправляют самостоятельно частично или с помощью взрослого. На наш взгляд, существует ряд причин, обуславливающих такое состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста:

- отсутствие целенаправленной работы по развитии связной речи;

- несвоевременное выявление речевых проблем у детей;

- недостаточная включенность родителей в педагогический процесс детского сада.

С учетом выявленных проблем нами разработан план работы направленный на развитие связной речи детей с использованием компьютерных игр с опорой на следующие принципы:

-научности с учетом современных достижений науки и практики;

-целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений плана работы);

- создания ситуации успеха;

- поддержка инициативы в игровой и самостоятельной деятельности;

- сотрудничества с семьей.

Исходя из вышеперечисленных принципов нами подобран серия компьютерных игр по :

1. Воспитанию звуковой культуры речи: игра «Цепочка», «Кто внимательный?», «Засели домики», «На дворе»

2. Формированию грамматического строя речи: «Назови детенышей», «Лисенок считает», «Снежинки», «Кого можно увидеть?»

3. Развитию диалогической и монологической речи: «Загадки - описания», «Что лишнее?», «Подбери пару и объясни».

В использовании компьютерных игр в непрерывной образовательной деятельности даем возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе и это ставит его в ситуацию успеха. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты.

При использовании данных компьютерных игр можно утверждать, что повысилось уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на 20% из числа детей, показавших средний уровень развития связной речи.

Таким образом, применение компьютерных игр в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника, развитию связного речевого высказывания, умению работать в группе активно, сообща, формированию ярких положительных эмоций у детей в процессе компьютерных игр, активизацию активности родителей.

Список литературы:

1.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М.:Айриспресс, 2008 —208с.

2.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании: Учеб.—метод. пособие /Горвиц Ю.М. М, 1998—12с.

3.Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника:учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997—с.3941

4.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001-54с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: ФГОС ДО—2013.Введ.2013—17—10—М.:Издательство «Просвещение»,2013.

Просмотров работы: 16