Развитие организации определяется способностью и возможностью создания и внедрения инноваций в ее организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность. Развитие предполагает постоянное изменение, обусловленное влиянием факторов внешней и внутренней среды, потребностью развивающегося предприятия в постоянном обновлении и движении вперед. Развитие невозможно без формирования инновационной стратегии, повышения квалификации персонала, увеличении темпов работы организации, внедрения новых технологий. Одним из ярких примеров постоянно развивающегося предприятия, ориентированного на формирование и внедрение инноваций, являются ПАО «Газпром нефть».
«Газпром нефть» — российская нефтяная компания. Основана в 1995 году указом Президента РФ Бориса Ельцина как «Сибирская нефтяная компания». В 2005 году контрольный пакет акций компании был приобретён «Газпромом» [1], и в 2006 году «Сибнефть» была переименована в «Газпром нефть». Штаб-квартира предприятия находится в Санкт-Петербурге.
Основная цель инновационного развития ПАО «Газпром нефть» в горизонте до 2025 года – преодоление технологических вызовов, препятствующих достижению стратегических целей компании, и обеспечение лидирующих позиций компании в области увеличения нефтеотдачи на зрелых месторождениях, освоения трудно извлекаемых и нетрадиционных запасов, а также разработки и производства катализаторов нефтепереработки [4].
Технологические вызовы и приоритеты в области нефтепереработки. Стратегическими приоритетами в настоящее время являются:
Увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов
Операционная эффективность: повышение энергоэффективности и эксплуатационной готовности, сокращение потерь и оптимизация численности персонала [4].
ПАО «Газпром нефть» также реализуются программы НИОКР в области нефтепереработки, включающие проекты разработки инновационных решений, направленных на повышение маржинальности нефтепереработки и совершенствование продуктовой линейки. Учитывая зрелость отрасли и рыночную конъюнктуру, борьба за маржинальность и совершенствование продуктов – основные приоритеты нефтеперерабатывающих предприятий ведущих компаний отрасли.
Перечень технологических вызовов ПАО «Газпром нефть» в области нефтепереработки, сгруппированных по технологическим приоритетам Программы инновационного развития, приводится в таблице.
Таблица 1. – Технологические приоритеты и технологические вызовы ПАО «Газпром нефть» [4].
Технологические приоритеты |
Технологические вызовы |
Повышение производственной эффективности |
1.1. Долгосрочное снижение маржинальности в условиях жесткой конкуренции |
1.2. Снижение качества нефти, поступающей на переработку |
|
Совершенствование продуктовой линейки |
2.1. Ужесточение требований рынка к эксплуатационным характеристикам моторных масел |
2.2. Ужесточение требований к долговечности дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих |
|
2.3. Спрос на новые продукты: арктическое дизельное топливо, неэтилированный авиационный бензин, игольчатый кокс |
|
Глубокая переработка |
3.1. Необходимость рентабельной переработки тяжелых нефтяных остатков |
Ключевые инновационные проекты «Газпром нефть»:
Внедрение комплекса технологий, направленных на повышение продуктивности скважин. Цель проекта – внедрение передовых технологий бурения и закачивания скважин для рентабельного вовлечения в разработку трудно извлекаемых и остаточных извлекаемых запасов, ускорения ввода скважин в эксплуатацию и снижения капитальных затрат.
Разработка технологии сода-ПАВ-полимерного заводнения.
Цель проекта – создание технологии, обеспечивающей рентабельное увеличение нефтеотдачи на истощенных месторождениях на территории РФ. В рамках проекта планируется проведение опытно-промышленных испытаний, направленных на подтверждение эффективности технологии, а также оптимизация состава реагентов для закачки в пласт.
Развитие технологий вовлечения в разработку нетрадиционных запасов нефти. Цель проекта – создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования, обеспечивающих вовлечение в разработку более 760 млн т извлекаемых запасов углеводородов баженовской свиты на территории ХМАО и ЯНАО. Проект реализуется в рамках национальных технологических приоритетов (приоритетное направление «Рациональное природопользование»).
Разработка и постановка на производство катализаторов каталитического крекинга и гидрогенизационных процессов. Цель проекта – создание современного комплекса производства катализаторов каталитического крекинга, гидроочистки и гидрокрекинга. Реализация проекта позволит снизить зависимость отечественных НПЗ от импортных катализаторов. Проект предусматривает разработку катализаторов совместно с отечественными научными организациями, испытание катализаторов с целью подтверждения их эффективности и строительство мощностей по производству катализаторов на территории Омского НПЗ [4].
Таким образом, можно отметить следующее: «Газпром нефть» является одной из ведущих компаний не только в России, но и в мире. Это связано не только с тем, что нефть – ценнейший ресурс, которого в нашей стране достаточно много, но и с грамотной инновационной стратегией компании. Ведение одновременно такого количества инновационных проектов позволяет компании занимать лидирующие позиции.
«Мегафон» — российская телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги сотовой связи (GSM, UMTS и LTE), а также местной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения и ряд сопутствующих услуг.
Действует в 83 субъектах Российской Федерации, в Таджикистане, а также в Абхазии и частично признанной Южной Осетии. По итогам 2016 года общая абонентская база насчитывала более 77,4 миллионов человек [2].
Полное название — Публичное акционерное общество «МегаФон». Главный офис — в Москве.
Основными акционерами компании «МегаФон» являются компании группы USM HoldingsLimited (около 56,32%) и компании группы Газпромбанк (около 18,79%). Остальные акции принадлежат 100%-ному дочернему обществу Компании (3,92%); акции, находящиеся в свободном обращении на публичном рынке, составляют приблизительно 20,97% от общего количества размещённых акций [2].
Мегафон является одним из ведущих мобильных операторов в России. Компания находится на рынке уже более 20 лет. Количество сотрудников насчитывается более 30 000 человек.
МегаФон создает и постоянно развивает новые продукты, воплощая инновации и новые технологии в удобные и полезные сервисы, тем самым формируя дополнительные ценности как для потребителей, так и для бизнес-партнеров.
В настоящее время компания предлагает своим клиентам широкий спектр инновационных продуктов и VAS-услуг в области M2M сервисов, облачных решений, мобильной рекламы, телевидения и ряда других.
В 2015 году МегаФон сконцентрировал свои усилия на разработке и внедрении новых услуг в нескольких направлениях: видео-сервисы, финансовые сервисы, облачные решения, конвергентные услуги, мобильная реклама, M2M, BigData.
Концентрация усилий на ограниченном количестве проектов позволяет добиться больших успехов в разработке качественных и продуманных продуктов, что поддерживает имидж МегаФона как технологического лидера и позволяет заложить надежный фундамент в формировании новых источников выручки.
Флагманом разработки большинства новых продуктов и услуг выступает дочерняя компания ЗАО «МегаЛабс». На сегодняшний день в МегаЛабс работает 160 технических экспертов и специалистов в области управления проектами, маркетинга, разработки приложений и систем, маркетинговых исследований и отраслевого сотрудничества.
Видео сервисы. Была реализована новая стратегия развития данного сервиса, нацеленная на привлечение новых и повышение лояльности уже существующих абонентов, а также на получение выручки на стремительно развивающемся рынке ОТТ-сервисов.
В мае 2015 года МегаФонТВ представил рынку новое предложение, в рамках которого абоненты тарифных опций и тарифных планов линейки «Вcё включено» получили доступ к контенту на специальных условиях: 50 ТВ-каналов и до четырех фильмов ежемесячно, без дополнительной платы.
К концу рекламной кампании, прошедшей в декабре 2015 – январе 2016 года, к МегаФонТВ подключилось около 400 тыс. абонентов, 70% из которых воспользовались специальным предложением от МегаФон. Число активных пользователей к концу января 2016 года возросло до 330 тыс. абонентов (в конце 2014 года активная база насчитывала 30 тыс. абонентов).
Сегодня в МегаФонТВ собран уникальный для рынка набор контента: более 130 ТВ каналов, в том числе в HD-качестве, фильмы от российских и зарубежных киностудий, контент, предназначенный для детей, а также различные сериалы. Сервис доступен на мобильных устройствах на базе операционных систем IOS и Android, на персональных компьютерах, Smart TV и телевизорах Samsung и LG. Оплата за контент реализуется с помощью лицевого счета оператора.
M2M и гео-сервисы. МегаФон создает М2М-продукты «широкого профиля», которые могут использоваться во всех отраслях бизнеса, и разрабатывает индивидуальные решения для узкоспециальных задач. Для внедрения инновационных решений в сфере М2М компания сотрудничает с компаниями-разработчиками, чьи технологии успешно прошли проверку на рынке IT.
Платформа «M2M-Мониторинг» предназначена для организаций с числом сотрудников от пяти до нескольких тысяч, которые управляют пулом сим-карт и нуждаются в осуществлении дистанционного контроля и управления M2M сим-картами в режиме онлайн. Услуга M2M-Мониторинг делает возможным обмен информацией между устройствами, а также сбор данных о местонахождении, активности этих устройств в сети и объеме потребления трафика. Данная платформа может использоваться в любой отрасли, обладает гибким набором функциональных характеристик и удобным интерфейсом, которые крайне необходимы для управления сим-картами в данном бизнес-сегменте.
МегаФон также предлагает своим абонентам гео-локационные сервисы, например, услугу «Радар», которую использует МЧС в работе волонтерского отряда «Лиза Алерт», деятельность которого помогает спасти более 200 людей в год. Услуга «Радар» позволяет абонентам определить местонахождение как своих абонентов, так и абонентов других сетей. На конец 2015 года абонентская база пользователей «Радара» достигла 800 тыс. абонентов.
Большие массивы данных (Bigdata). Технология больших данных (BigData) – это современные методы обработки огромных объемов информации для увеличения эффективности бизнеса, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности в целом. Работа с большими массивами данных позволяет достичь выгоды, недоступной для более традиционных подходов к обработке информации, благодаря точной оценке перспектив развития продуктов, эффективному распределению инвестиционных затрат и созданию принципиально другого клиентского опыта в традиционных индустриях за счет «умных» услуг и сервисов на основе так называемого машинного обучения. Среди клиентов Мегафон в данной сфере - ведущие банки страны, транспортные компании, розничные сети.
Всё чаще для принятия верных решений бизнес-структуры, в том числе банки, обращаются к сервису МегаФона по геопространственной аналитике (BigData), используемой для построения моделей поведения больших групп людей. Эта услуга МегаФона представляет собой автоматизированную систему обработки данных на базе технологий мобильной связи, которая оперативно анализирует нужные клиенту параметры. Результаты таких точных аналитических исследований помогают бизнесу лучше ориентироваться в предпочтениях клиентов, снижать операционные затраты, получать более высокую прибыль.
Cloud и ИТ-решения. Компания МегаФон стала первым оператором мобильной связи, предоставившим в России услугу МегаДиск - безопасное и простое в использовании хранилище неограниченного объема информации, которое позволяет синхронизировать данные на ПК, Mac, смартфонах Android и iOS.
В 2014 году услуга была внедрена во всех филиалах, а в декабре 2014 года МегаДиск начал предоставляться для абонентов МегаФон без ограничения по объему. В 2015 году мы продолжили развивать МегаДиск. Данная услуга является бесплатной для всех клиентов МегаФона. Благодаря ей пользователи могут объединять и получать доступ к файлам, содержащимся на нескольких устройствах, подключенных к сети интернет [3].
Таким образом, выбранная руководством инновационная стратегия не только даёт возможность предприятию быть конкурентоспособным, но и повысить свою производительность труда и производственные показатели, тем самым повысить финансовые результаты.
Внедрение в повседневную деятельность инновационных решений даёт толчок многим предприятиям реально улучшить свои экономические показатели, которые являются основным результатом в деятельности и функционировании любого предприятия или организации. Это можно рассмотреть на примерах, которые приведены в работе. Опыт крупных российских компаний показывают нам огромную положительную взаимосвязь между ведением активной инновационной деятельности, внедрением инновационных стратегий и конкурентоспособностью компании в целом.
Список литературы:
Лента. Ру. «Газпром» купил «Сибнефть» [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/news/2005/09/28/gazprom/
Мегафон. Все о Мегафоне. [Электронный ресурс] // http://corp.megafon.ru/about/megafon/.
Мегафон. Годовой отчет 2015 года. [Электронный ресурс] // http://ar2015.megafon.ru/reports/MegaFon/annual/2015/gb/Russian/202511.html
Паспорт Программы инновационного развития ПАО «Газпром нефть» до 2025 года. [Электронный ресурс] // http://www.gazprom-neft.ru/files/documents/pir-pasport.pdf.