Психологические особенности современного студенчества - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологические особенности современного студенчества

Пенькова М.С. 1, Панфилова Ю.С. 1
1ТГПУ им.Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире студенчество как период жизни человека занимает особую нишу. Несомненно, у каждого человека этот период протекает сугубо индивидуально, раскрывая личность и определяя положение человека во взрослом мире, но, сравнивая результаты многочисленных исследований, опросов студентов, можно сделать вывод, что существует ряд общих психологических особенностей, сформулировав которые можно создать обобщенный социально-психологический портрет студента.

Само понятие современного студента можно расшифровать так: как правило, молодой человек, обладающий большими возможностями последующего интеллектуального развития и отражающий важнейший умственный потенциал современного общества, в частности людей от 17 до 25 лет, образуя особую социальную группу – студенчество. По словам доктора педагогических наук Г.А. Мелекесова «Студенческий возраст – это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.»

В свою очередь студенчество предстает как период возрастного кризиса – адаптации к новым социальным ролям, закрепляющим положение личности в обществе, к личностной работе над собой, которая основывается на новой степени собственной ответственности, к новым требованиям самоорганизации, столь необходимой для успешной и правильной реализации своих возможностей в будущем, к новым условиям учебного труда, отличающимся от школьного не только умственным порогом, но и важнейшем пониманием самого студента того, что продолжение образования является важной социальной, моральной и психологической ценностью.

На сегодня социальный состав студенчества является достаточно многообразным, например: обычные студенты, обучающиеся на дневной форме обучения, находящиеся на полном обеспечении родителей, а так же студенты, обучающиеся на заочной и вечерней форме обучения, которые имеют детей, свои семьи, работу, занимаются частным предпринимательством. Очередной важной группой являются студенты из семей специалистов с высшим образованием или ученой степенью, а так же представители студенчества из семей, где родители занимаются частным бизнесом в различных сферах.

Богатое содержание студенческой жизни связано как с расширением сроков образования, профессиональной подготовки и переподготовки, которое необходимо в условиях современного общества, так и с особым отношением к молодым в современном обществе. Многие престижные виды человеческой деятельности несут на себе значимые возрастные ограничения и неразрывно связаны в общественном сознании с молодостью. В юности человек наиболее способен к творческой деятельности, к определению новых для него идей, максимально работоспособен, поэтому с молодежью во многом связаны представления о прогрессе современной науки и технологии. Другая сторона - в большей степени психологическая - связана с идеологией и мировоззрением.

До середины ХХ века мировоззрение молодых не имело столь активного и явного влияния на масштабные социальные и культурные процессы. Идеологический и психологический переворот в отношениях между молодежью и взрослым сообществом произошел в 60-70-х годах ХХ столетия. Студенческие революции, отрицание официальных идеологий, культурных и религиозных канонов приняли столь масштабные размеры, что произвели существенный сдвиг в самосознании, как самой молодежи, так и старшего поколения. К концу 70-х поток страстей успокоился и приобрел формы молодежной моды. Но следы этого перелома сохранились в социально-возрастной стратификации и изучающих ее науках, в частности, - в психологии и социологии.

Социолог Е.В. Щепкина в результате историко-социологического исследования мотивации студентов при МГУ отмечает, что:

- среди мотивов учебы в 20-40 годы выделялась тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний;

- в 50-60 годы – в эпоху тотальной индустриализации мотивы базировались на техноразуме;

- в 70-е годы ведущим был мотив получения профессии;

- в 80-е годы высоко ценилась возможность заниматься интересной содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе;

- в начале 90-х годов лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза;

- уже в 1994 году структура мотивов меняется. Ведущими становятся ценности быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%).

Отметим, что современное поколение студентов сильно отличается от

своих предшественников. Современные студенты выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному и социально-экономических реформ. Благодаря этому молодое поколение обладает высокой

степенью приспособляемости к изменяющимся условиям, и в тоже время

восприимчивостью к их негативным компонентам. Исходя из этого, ценностно-мотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие, в то время как трудолюбие, милосердие, ответственность, пунктуальность, патриотизм, уважение к старшему поколению (общечеловеческие моральные ценности) отошли на второй план.

Одна из основных психологических особенностей студенческого возраста – устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности студента является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование студенческого периода – стремление к самоопределению и построение жизненных планов на будущее. Ценностное самоопределение личности студента в процессе образования, согласно исследованиям доктора педагогических наук А.В. Кирьяковой, осуществляется поэтапно:

I. Присвоение ценностей общества личностью: процесс становления у студента собственного мировоззрения, «Образа Мира» как результат ценностных механизмов: поиск – оценка.

II. Преобразование ценностей общества и осознание себя в мире ценностей: базируется на субъективном мнении студента, на его идентичности. В результате формируется «Образ Я»: «Я – реальное», «Я – идеальное», «Я – концепция», являясь отражением ценностных механизмов: оценка – выбор.

III. Проектирование и построение своей жизненной позиции на основе знаний, норм и установок общества: завершающая фаза процесса формирования ценностных ориентаций студента, которая обеспечивает становление жизненных позиций, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор – проекция.

Еще одной из специфических особенностей студенчества является такой важный фактор как престиж и востребованность. Так, например, несколько лет назад количество желающих поступить на юридические факультеты университетов в несколько раз превышало количества выделенных мест на других факультетах. В данном вопросе, так же на сегодняшний день, при выборе университета важна его значимость. Это предопределяет формирование отличительных черт психологии студенческого возраста.

На профессиональные планы молодежи влияют различные факторы: мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т.д. однако с другой стороны, всеобщее стремление к получению высшего образования приводит к не совсем объективной оценке личных стремлений и качеств, поэтому многие руководствуются принципом «для галочки и чтобы было». Т.е. наличие высшего образования важней, чем его актуальность выбранной профессии для отдельного обучающегося. По такому же принципу и выбирается университет, не важно какой, лишь бы поступить. Но для студента главным занятием его жизни является учебно-профессиональная деятельность, поэтому показатели отношения к учебе, ее успешности, мотивы учебной деятельности – это важнейшие критерии социального становления личности.

Большой конкурс при поступлении абитуриентов в университеты обусловлен тем, что для большинства школьников высшее образование представляется очень высокой ценностью. При поступлении в университеты выявляются все погрешности в преподавании различных школ. Успешность университетов напрямую зависит от качества набранных студентов на различные факультеты. Следует учитывать, что у студента вначале обучения возникают разочарования в выбранной профессии в результате его неполной осведомленности о будущей специальности, необходимых способностях и умениях, характере деятельности, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Так же на сегодняшний день рынок труда сформировал довольно жесткие требования к специалисту, что способствует большой конкурентоспособности среди претендентов на ту или иную должность, поэтому современный специалист должен обладать не только техническими навыками, а ещё и личностными качествами такими как: мобильность, инициативность, предприимчивость, самостоятельность ,энергичность.

В научной литературе подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое значение как период активного развития нравственных и эстетических чувств, формирование мировоззренческой позиции, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные. При этом формируется новое мышление студента – это современное видение мира, четкая мировоззренческая позиция.

Самостоятельное, нравственное и ответственное поведение предполагает наличие у студента определенных качеств:

 высокий уровень сознательности;

 умение ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах;

 способность устанавливать контакты с другими людьми;

 привычка управлять своим поведением;

 способность принимать ответственные решения.

Динамичная жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна сделать оптимально гуманный выбор для решения проблемы.. Нравственное воспитание студента предполагает выработку ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, идеалов и стремлений, культуры общения.

В свою очередь, решение экономических проблем нередко сталкивается с моральной неподготовленностью людей. Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента – важный фактор становления личности. Чем глубже студент осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости.

Студенческая молодежь – значимая социальная группа, важная сила, влияющая на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой – выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности.

Сегодня студенческой молодежи свойственно, с одной стороны, недостаточная внутренняя профессиональная мотивация, а с другой — сильная эмоциональная отзывчивость, желание проявить себя, самоутвердиться в выбранной профессии. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.

Следовательно, только в результате совместных действий студент сможет стать носителем общественных ценностей, а в итоге социально полезной личностью с развитым самосознанием и профессиональной ответственностью.

Список используемых источников

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, — М., 1997.

Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже .Е. В. Величко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Дроздова Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника. М., 1989.

Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.] : Питер, 2005.

Просмотров работы: 1586