Феномен лидерства в образовательном процессе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Феномен лидерства в образовательном процессе

Сидненкова Я.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема лидерства среди студентов является актуальной уже долгое время. Преподаватели, родители и психологи часто поднимают вопрос о лидерстве в группе, чтобы выяснить, какой психологический климат присутствует в коллективе.

Лидерство –  доминирование одних членов группы над другими. Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.

Кроме того, под понятием лидер может подразумеваться человек, способный объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.

Стоит отметить, что лидерства и как такового «лидера» нет и быть не может в студенческом коллективе. Э.Х. Шейн выделил основные функции лидерства:

Интегративная функция, которая заключается в том, что лидерство объединяет определенных людей, имеющих общие цели, общие интересы, похожие хобби в одну организованную группу.

Дезинтегративная функция предполагает, что люди, объединенные своими целями в одной группе, становятся единственным в своем роде обособленным коллективом.

Организационная функция – создание одной общей для всех системы управления и таких условий, в которых бы комфортно существовали и общались члены коллектива, планирование всех предполагаемых действий, событий, своевременное распределение обязанностей и ролей между членами коллектива, кроме этого, регулирование существующих отношений между участниками данной группы.

Конструктивная функция выражается в определенной программе, в которой предусмотрены общие интересы членов команды. Эта программа должна подходить для всех участников группы, удовлетворять их интересы, не ущемляя ни в чем других членов группы.

Координационная функция предполагает то, что все решения, принятые в коллективе, были согласованы с общественным мнением, со всеми системами, принятыми в данном обществе.

Таким образом, можем сказать, что лидер – это человек, который ведет своих последователей к общей цели. А в университете каждый студент имеет свою индивидуальную цель (сдать экзамен, получить диплом, приобрести новые знания и т.д.). Эта цель не зависит от остальных студентов в группе.

Но в то же время, если рассматривать студенческий коллектив как отношения между людьми, не затрагивая учебный аспект, то так называемый «лидер» может присутствовать и сильно влиять на психологический климат в группе. Но этот «лидер» не обладает всеми теми качествами, которыми должен обладать настоящий лидер. Как правило, это либо агрессивный студент, либо же наоборот, приятный студент, а также отличник и веселый студент.

Чтобы выяснить, какой студент может стать лидером в студенческом коллективе, нами был проведен опрос среди студентов предвыпускного и выпускного курсов факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

На предложенный в анкете вопрос: «Кто из перечисленных может стать лидером в группе?» большинство опрошенных (52%) ответило «приятный, дружелюбный студент», 24% студентов ответили «веселый студент», 17% студентов ответили «отличник» и 7% ответило «агрессивный студент».

Таким образом, проведенный нами опрос позволяет сделать вывод о том, что большая часть студентов считает, что лидером может стать приятный, дружелюбный студент.

Но почему же эти типы все же нельзя назвать лидерами? Для этого рассмотрим признаки лидера:

высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

способен оказывать влияние на других членов группы;

хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Феномен лидерства — это определенный естественный процесс в группе, строящийся на основе влияния на поведение членов этой группы личного авторитета лидера. Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи без принуждения идут за ним также по собственному желанию.

Из этого можно сделать вывод, что ни агрессивный, ни приятный, ни веселый студент, ни отличник не могут быть лидерами. Поскольку агрессивные студенты опасны и жестоки, другие их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам. А с приятными другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию. С веселыми студентами чаще всего шутят и смеются, но лидерами они не являются. А отличников лишь уважают за их успехи в учебе, но лидерами они быть не могут. Но именно эти студенты выделяются среди остальных и часто воспринимаются в качестве лидеров.

Но могут ли эти студенты повлиять на психологический климат в студенческом коллективе? Чтобы ответить на этот вопрос также был проведен опрос среди студентов предвыпускного и выпускного курсов факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

На предложенный в анкете вопрос: «Как вы считаете, влияет ли лидерство на психологический климат в коллективе?» большинство опрошенных (66%) ответило «да», 27% ответило «больше да, чем нет», и 7% ответило отрицательно.

Таким образом, проведенный нами опрос позволяет сделать вывод о том, что большая часть студентов считает, что лидерство влияет на психологический климат в группе.

Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в студенческом коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях студентов к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Одним из важнейших факторов, влияющих на состояние психологического климата, являются личные качества членов коллектива, особенно его лидеров. Обучение в университете занимает не малую часть жизненного времени человека, в течение которого происходит активное  развитие личности. Эмоциональное благополучие в группе – одно из важнейших условий развития личности студента. Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала студентом, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в группе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Характеристики благоприятного психологического климата:

В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между студентами, оптимизм в настроении.

Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.

Студентам нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

В отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В группе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных студентов группы вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между студентами присутствует взаимопонимание, сотрудничество.

Исходя из этого, можно сказать, что при наличии приятных студентов, являющимися лидерами группы, может существовать данный психологический климат в коллективе.

Психологический климат, где есть агрессивный студент, являющийся так называемым лидером, можно считать неблагополучным, так как из-за этого лидерства в группе:

отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях;

такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете;

успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство;

возникают конфликты, студенты отказываются от участия в совместной деятельности;

Нездоровый психологический климат тормозит развитие коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Преобладающими эмоциями, испытываемыми студентами при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность. Данные эмоции могут быть только в том коллективе, где нет места агрессии, зависти, злорадству, корысти, равнодушию.

Таким образом, можно сделать вывод, в любой группе есть лидер, который ведет и направляет членов группы. Лидером в студенческом коллективе может стать студент, который пользуется популярностью среди сверстников, имеющий такие качества как доброта, преданность, отзывчивость, старание оказать помощь. Именно такой лидер может помочь в организации благоприятного психологического климата в группе.

Литература:  

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2006. 175с.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1990. 315с.

Шейн Э. Х. Корпоративная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2008. 280с.

Берн Эрик. Лидер и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1996. – 473 с.

Петровский А.В., Шпанский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1988. – 296 с. 

Просмотров работы: 61