Одной из стран с развитым сельскохозяйственным машиностроением является Германия. В этой стране помимо массового производства широко распространённых современных стандартных тракторов , большое внимание уделяют изготовлению «малогабаритных». Они отличаются своими компактными размерами и малой мощностью. Малогабаритные трактора пользуются спросом у фермеров Германии, хотя их поставки ориентированы на рынки других, в основном, европейских стран.
Такие тракторы, несмотря на свои сравнительно не большие размеры, могут быть очень полезны в связке с сельскохозяйственными орудиями. Они особенно эффективны на небольших участках в естественных условиях: на небольших фермах, в садах и виноградниках. Также такие тракторы используются при заготовке кормов, в строительстве и т.п. Малогабаритные тракторы из-за своих сравнительно не больших размерах, благодаря своей экономичности и удобству используют в таких условиях, где «обычные трактора» тяжело использовать, из-за определённых условиях. Из-за этого в тракторах с маленькими габаритами особое внимание уделяется на их манёвренность, экономичность и продольную устойчивость.
Малогабаритные тракторы производятся в основном 12-ю фирмами произвоителями и их объединяют в две группы:
которые изготавливают фирмы мирового уровня Claas , Deutz-Fahr и Fendt), они специализируются не только на производстве малогабаритных тракторов, но и производят много стандартных.
Которые выпускают мелкие фирмы такие как (Dexheimer, Hako, Hieble, Holder, Krieger, Lenar, Sauerburger, Tu..nnissen и Yagmur), их специализация включает в себя только малогабаритные трактора.
В Германии большой спрос на такие малогабаритные трактора, которые оснащены комплексом различных сельхозмашин-орудий колесные с полным приводом тракторы классической компоновки с передними и задними ведущими колесами 4К4а. Их отличием является устойчивость и высокое тягово-сцепное качество. Следующую строчку в этом рейтинге занимают малогабаритные тракторы, у которых задние ведущие колеса большего, чем неведущие передние, размера 4К2; с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими одинаковыми колесами 4К4б’, а также интегральной с передними и задними ведущими одинаковыми колесами и расположенной между ними на раме кабиной 4К4б.
Фирма Tu..nnissen производит малогабаритные тракторы с особой компоновкой самоходного шасси с кузовом , она расположена над ведущими передними колёсами.
Все фирмы, производящие малогабаритные трактора, выпускают номенклатуру, в ней 20 серий и 65 моделей. Диапазон мощности моделей колеблется от 16 до 101 л.с. Эксплуатационная масса от 580 до 3060 кг. Не смотря на свою большую мощность (т.е. 52-101 л.с.) такие трактора считаются малогабаритными из-за своих малых
Структура малогабаритных тракторов производства Германии на западноевропейском рынке
Фирма-производитель |
Компоновочная схема |
мощность, л.с. |
масса, кг |
Количество (наименование) |
Claas |
4К4а |
67–99 |
2640–3060 |
1 (Nectis)/ 9 |
Deutz-Fahr |
4К4а |
39–50 |
1200–1465 |
1 (Agrokid)/ 3 |
82–95 |
2490–2870 |
1 (Agroplus)/ 9 |
||
Dexheimer |
4К4а |
72–101 |
2350–2430 |
1 (500SI)/ 4 |
Fendt |
4К2 |
60–71 |
2580–2860 |
1 (200)/ 4 |
4К4а |
60–101 |
2580–2860 |
1 (200)/ 3 |
|
Hako |
4К2 |
17–37 |
650–1110 |
1 (Hakotrac)/ 5 |
4К4а |
45 |
1450 |
1 (Hakotrac-City)/ 1 |
|
Hieble |
4К4а |
72–101 |
2300–2600 |
1 (Bergmeister)/ 5 |
Holder |
4К4б |
27–42 |
1000–1400 |
2 (V и C)/ 3 |
4К4б’ |
62–92 |
1680–2510 |
4 (F, L, M и S)/ 6 |
|
Krieger |
4К4а |
50–77 |
2050 |
1 (K)/ 4 |
Lenar |
4К4а |
16–25 |
580–1200 |
1 (LE)/ 3 |
Sauerburger |
4К4а |
78 |
2200 |
1 (FXS)/ 1 |
Tu..nnissen |
4К4а |
46–80 |
1900 |
1 (TS-Compact)/ 3 |
Yagmur |
4К4а |
34–52 |
1460–1500 |
1 (Agrifarm)/ 2 |
Из всех фирм, занимающихся производством малогабаритных тракторов , выделяют номенклатуру из 6 производителей (Claas, Deutz-Fahr, Fendt, Hako, Hieble и Hоlder),так как они выпускают большее количество серий и моделей. Их отличают высокие технические характеристики и потребительские свойства, по которым оценивают уровень технико-экономических показателей немецких тракторов малых габаритов, которые поставляют на западноевропейский рынок. Именно трактора этих производителей пользуются особым спросом из-за технических параметров.
Из табличных данных наглядно видно, что технические параметры и характеристики тракторов у всех производителей примерно схожи и колеблются в определённых схожих критериях.
Например, значение распределения массы у малогабаритных тракторов на передние и задние мосты взяты по определённому госту, которые подходит им из-за небольших габаритов. Их значения для компоновочной схемы 4К4а в основном 43 или 44 и 57 или 56%, вот у тракторов 4К4б’ (фирма Holder) из-за массивного переднего ведущего моста распределение масс на эти мосты составляет 60 или 56 и 40 или 44%. Это обеспечивает большую догрузку переднего моста, что способствует увеличению тягово-сцепных качеств, это особенно актуальна при повороте на слабых почвах.
Из-за мощности малогабаритных тракторов их размеры могут иметь существенные отличия между собой. Длина моделей фирмы Hako небольшая (от 151 до 303 см), а вот у фирмы Claas уже больше (от 396 до 414 см). По ширине эти тракторы тоже отличаются: у моделей фирм Fendt и Deutz-Fahr она может быть 172 и 180 см, а у моделей фирм Holder и Hieble ширина 125 и 130 см. Высота таких тракторов может быть от 130–235 см (фирма Deutz-Fahr) до 238–252 см (фирма Fendt). Соответственно для малогабаритных тракторов существует определенный диапазон размеров: длиной от 151 до 414 см, шириной от 98 до 180 см, высотой от 196 до 252 см.
Если посмотреть на особенности узлов, агрегатов и систем тракторов с малыми габаритами, можно заметить, сто они оснащены высокооборотными (от 2100 до 3000 об/мин) дизелями фирм Deutz, John Deere, Mitsubishi, Iveco, Kubota, Sisu и Yanmar, которые имеют большой запас крутящего момента (от 13 до 35%); У них охлаждение идёт при помощи жидкости, но на двигателях тракторов фирмы Holder охлаждение осуществляется при помощи воздуха; из-за мощности они выполнены 2-, 3- или 4-цилиндровыми, это относится и к двигателям небольшой мощности, фирм Deutz и Holder, а все остальные оснащаются турбонадувом; несмотря на это продолжительность работы двигателей малогабаритных тракторов до замены масла составляет от 250 до 500 моточасов, эти показатели соизмеримы для стандартных тракторов.
Трансмиссия тракторов с малыми габаритами выполнена в штатной комплектации ступенчатыми синхронизированными реверсивными либо бесступенчатыми гидрообъёмными с переключением под нагрузкой (на тракторах фирм Fendt, Hako и Holder), либо (на заказ) на более мощных моделях с 2 или 3 ступенями, они переключаются под нагрузкой и без разрыва потока мощности. Хотя малогабаритные трактора фирм Lenar и Tu..nnissen делаются бесступенчатыми. Число передач вперед/ назад всех этих ступенчатых трансмиссий составляет 12/ 12 либо 24/ 24 (на тракторах фирмы Сlaas). Малогабаритные трактора этой фирмы на заказ могут иметь число передач-24/ 12, а фирмы Deutz-Fahr – 30/ 15. У таких тракторов максимальная транспортная скорость, не отличается от скорости стандартных тракторов такой же мощности и равна 40 км/ч, на моделях фирм Deutz-Fahr, Fendt и Holder имеется на моделях мощностью от 82, 60 и 77 л.с. Очень много малогабаритных тракторов в штатной комплектации имеют гусеницы, но некоторые модели фирм Deutz-Fahr и Hieble комплектуются, начиная с мощности 82–88 л.с., на малогабаритных тракторах фирмы Hako гусеницы не установлены совсем.
Малогабаритные тракторы комплектуются для привода навесных или прицепных машин с активными рабочими органами в основном включаемыми под нагрузкой двухскоростными (540/ 540Е об/мин) независимыми ВОМ с экономичными (Е) режимами вращения, либо трехскоростными (540/ 540Е/ 1000 об/мин) ВОМ (на тракторах фирмы Fendt) и ВОМ последнего типа на заказ делают более мощные модели малогабаритных тракторов фирмы Deutz-Fahr. Помимо независимых ВОМ на многие трактора устанавливают на заказ синхронный ВОМ (об/мин пути) для привода, их используют на рассадопосадочных машинах или пунктирных сеялках, вращение рабочих органов непосредственно связывается с низкой не более 8 км/ч) поступательной скоростью движения трактора. Но на малогабаритных тракторах фирмы Сlaas синхронный ВОМ установлен штатно.
Давление на малогабаритных тракторах в гидросистеме повышено до 18–20 МПа, поэтому грузоподъемность их задней навесной системы особенно на мощных моделях составляет до 2390–3130 кг, навесная система таких тракторов сделана по I и II категории (для более мощных моделей). Некоторые модели фирм Claas, Deutz-Fahr и Fendt, оборудованы силовыми, позиционными и смешанными регулированиями навесной системы, а ещё автоматическим электронно-гидравлическим регулятором глубины обработки почвы.
Управление рулевое малогабаритных тракторов - гидрообъёмное с гидроцилиндром в рулевой трапеции служит для поворота передних управляемых колес тракторов классической компоновки или используемым для поворота одной из полурам для моделей с шарнирно-сочлененной рамой (фирма Holder).
Из-за короткой поперечной базы радиус поворота входит в сравнительно небольшой диапазон от 2 до 4,2 м.
Чтобы обеспечить эффективное торможение небольших тракторов, их оснащают тормозами не только на задних колёсах, но и на передних. Такое торможение всеми колёсами у малогабаритных тракторов фирм Deutz-Fahr и Holder происходит только на более высоких уровнях мощности - при 82 и 63 л.с.
Клиренс малогабаритных тракторов на стандартных шинах колёс не превышает 165–345 мм, что способствует перемещению, как в междурядьях, так и по неровностям почвы, при этом нижние части картеров двигателя и ведущих мостов не соприкасаются с почвой.
Шины как передних, так и задних колёс, делают с радиальным кордом, так как диагональный корд обладает меньшей износостойкостью. Такой корд ставят на тракторы фирмы Hako.
На малогабаритных тракторах соблюдают современные требованию к комфортности и безопасности труда, такие критерии соответствуют и большим стандартным тракторам. Например требование по оснащенности их полнофункциональными безопасными кабинами, их особенность в низком уровне шума (не более 78–85 дБ(А)), тракторы оснащаются дугами безопасности, которые предназначены для защиты водителя при опрокидывании трактора, но их устанавливают только на заказ. Но и здесь есть исключения, такие как: модели с кабиной, расположенной над задним мостом, фирмы Holder и мощные модели фирм Dexheimer, Hako и Fendt (модификации для садов), на них штатно изготовляется кабина. тракторы фирм Krieger (модели К 502А, К 602А, К 70А и К 80А), Fendt (модели 207/ 208/ 209/ 210/ 211 F/ FA и V/ VA Vario), Dexheimer (модели 507Si и 510Si) и Hieble (модели 734, 824 и 856) на заказ оснащаются низкопрофильной кабиной, их используют в низких помещениях. Многие фирмы делают кабины с панорамным остеклением, в них открываются передние и задние окна, которые удобны и их можно регулировать по массе и росту водителя, сиденья подрессорными, выполненные посредством амортизаторов, органы управления расположены эргономично, также они оснащены отопителями, воздухонагнетателями, а на заказ кондиционерами (на наиболее мощных моделях).
Сервисное обслуживание малогабаритных тракторов стоит гораздо дешевле из-за их малых размеров.
Для таких небольших тракторов производится большое количество сменного навесного и прицепного оборудования для сельскохозяйственных, плантажных, погрузочных и других видов работ, его цепляют как на задней навесной системе, так и на передней. Это оборудование согласовано с мощностью малогабаритных тракторов и эксплутационной массой. Можно использовать плуги, культиваторы, шнековые снегоуборщики, ковшовые погрузчики, транспортные прицепы и другие машины и орудия.
В России малогабаритные трактора в сельском хозяйстве почти не используются, несмотря на их превосходство в сравнении с тракторами стандартных габаритов и преимуществ в работе на небольших земельных участках. Отечественные фирмы предоставляют достаточно скудный выбор таких тракторов, а их показатели в технической части очень сильно отстают от немецких аналогов.
Список литературы
https://www.deutz-fahr.com/ru-ru/
https://www.hako.com/group_en/index.php
http://holder.su/