РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Иванова В.Д. 1, Власова С.С. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В спортивной деятельности и в системе образования ведущей ценностью является личность человека, его индивидуальность, способность создавать, преобразовывать мир вокруг себя. Особое значение приобретает проблема творческой самореализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии современного будущего. Именно поэтому проблема использования человеческого потенциала является одним из факторов человеческого прогресса, развития личности и общества в целом.

Профессионализм человека предполагает достижение высокого результата. Ориентация на него неизбежно ставит вопрос: наличие каких сторон личности и форм деятельности может обеспечить успех? Чем раньше найдет для себя ответ на этот вопрос тот, кто выбрал профессию и начал подготовку к самореализации в ней, тем осознаннее будет продвижение к вершинам профессионализма.

Л.Н. Коган рассматривает самореализацию как «сознательный целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многогранной деятельности» [2, с. 77].

Педагогическая деятельность является одной из самых творческих областей. В ней очень много общего с другими творческими областями человеческой деятельности, но имеются и своеобразные черты, присуще только ей. Педагогическая деятельность учителя отражает единство репродуктивного и творческого, общего и различного, объективных и субъективных сторон. В ней фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности [3, с. 9-10].

В.И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- наличие субъективных (личностных качеств – знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность, либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой [1, с. 140].

К основным чертам личности тренера-творца относится его способность гибко реагировать на вопросы практики. Ему свойственны черты исследователя, стремление к обобщениям, способность критически оценивать работу, видеть неполноту своих знаний, умений управлять познавательной деятельностью. Кроме того немаловажным в работе тренера является умение развивать творческое мышление своих воспитанников. Высокий уровень их спортивного мастерства может быть достигнут при условии проявления творчества самим спортсменом. Умение его самостоятельно формулировать двигательные задачи и владеть двигательным действием на высшем уровне может рассматриваться, как нравственная готовность осознать необходимость творческого труда. Создание оптимальных условий для творческого развития учеников возможно лишь при творческой работе самого тренера, его творческом саморазвитии. Системообразующими компонентами саморазвития выступают самопознание, самоуправление и творческая самореализация личности тренера в его профессиональном становлении.

К личностным качествам, которые реализуют творческую индивидуальность можно отнести глубокую эмоциональную погружённость в ход событий, наличие педагогических способностей, артистичность, экспрессивные способности, обаяние, воля и целеустремлённость в реализации своих идей в достижении желаемых результатов, а также открытость и искренность. Совокупность качеств личности характеризуют его творческую культуру. На эмоциональном уровне это интуитивные процессы, вдохновение, творческий подход, творческий поиск, азарт педагога.

К факторам, способствующим педагогическому творчеству относятся: хорошее знание материала деятельности; бодрое самочувствие; продуманный план урока или мероприятия; чувство физической раскованности, свободы; правильный выбор методов обучения, воспитания; продуктивное общение и взаимопонимание педагога и воспитуемых; разнообразие методов воздействия; занимательности изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение к изучаемому материалу; выразительность мимики; образная жестикуляция. [4, с. 198].

Таким образом, к чертам педагогического творчества относятся высшая активность духовной жизни педагога, чувства нового, вкус к инновациям, поиск нестандартного решения педагогических проблем, непрерывное профессиональное самосовершенствование на основе изучения и внедрения в практику достижений спортивно-педагогической науки.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

2. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. М.: Мысль, 1984. – 252 с.

3. Пидкасистый П.И. Подготовка студента к творческой педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие // Начальная школа. П.И. Пидкасистый. Москва: Пед. изд-во, 2011. – 192 с.

4. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта. Курс лекций / Г.А. Ямалетдинова. – Екатеринбург: УрФУ, 2014. – 244 с.

Просмотров работы: 130