Предмет изучения: цветовые решения засторойки городов СССР
Цель: изучение колористики городов СССР в формировании комфортной и эстетически полноценной среды
Задача: изучить влияние цвета на создание единого всесоюзного ансамбля городов СССР, выявить недостатки и достоинства колористических приѐмов советских архитекторов в сегодняшних реалиях.
Так как архитектура призвана создавать пространство вокруг нас, она так же влияет и на психику людей своей формой и цветом. « Советские» натуральные цвета были неким психологическим влиянием на граждан, создающие иллюзию стабильности и нерушимости Советского союза. Яркие «живые» цвета впоследствии имели лишь дореволюционные постройки.
Советские архитекторы создали свой уникальный вариант архиетктурно-стилистической вариации классического стиля. Полихромия выполняет художественно-экономическую миссию, объединяя города в составе страны в единое целое. В печати часто звучит мнение ведущих зодчих о том, что одним из существенных элементов оформления города является плановая окраска в определенных тонах, которые отражают энтузиазм и пафос социалистического строительства. Стилевая направленность строительства способствовала возврещению полихромии к регулярности , но в то же время , она увеличила количество серо-охристых оттенков в городах союза. Цветовой язык классицизма, проецируемый на новую советскую эпоху , не мог отразить социальные перемены бушующие в обществе того времени. Неужели яркие цвета не могли бы это все отобразить? Но высшее руководство рассудило по своему.
Некоторая активизация полихромии началась во времена массового жилого строительства в конце 50-х. Рождается несколько приемов цветовых решений построек: цветные торцы, попанельная раскраска в различном порядке, подчеркивание различных частей фасадов здания. Но и это не могло помочь создать единый цветовой образ города, поскольку данные цветы быстро выгорали на солнце , « линяли» и теряли свою привлекательность , тем самым создавая раздражение в среде народных масс.
В эволюции архитектурной полихромии мы обнаруживаем три этапа:
Первый этап. Пассивная полихромия. Цвет в архитектуре выступает как свойство материала, непреднамеренный результат строительства.
Второй этап. Зарождение активной полихромии. Задуманная архитектором постройка реализуется в основном с помощью локальных и легкодоступных естественных материалов.
Третий этап. Активная полихромия. Увеличение объемов строительства и недостаток естественных материалов приводят к доминированию материалов искусственных, требующей различной цветовой обратотки. Полихромия имитирует природный естественный материал, а затем порывает с ним, приобретает композиционную состоятельность и становится средством формирования архитектурно-пространственной среды.
Невероятно важны факторы, под воздействием которых, формировалось «цветовое лицо» города:
природное окружение
конфигурация города
цветовая культура
В общей сумме эти факторы « сыграли на руку» естественным природным цветам , так как полихромия природы СНГ является достаточно насыщенной и яркие цвета , примененные в обилии, могли бы вызвать депрессию и различные психологические заболевания, так как глаза человека практически не отдыхали в такой цветовой среде. Используя блеклые спокойные тона, власти СССР пытались создать максимально приемлемые условия для проживания и нормального ведения жизни различных слоев населения. Но в то же время, быстрое выгорание блеклых цветов в грязно-серые создавал в городах гнетущую атмосферу , что особенно тяжело было переносить в зимний период.
Так же важным фактором описания полихромии города является его влияние на психо-эмоциональное состояние человека. Многочисленные психологические и социологические исследования на эту тему дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др.), с другой стороны — влиянием культуры, и неважно, осознаем мы ее влияние или нет. Кроме того, что цвет имеет определенное значение в психологии, он наделен еще некоторыми способностями:
создает холодную или теплую среду;
вызывает психологическую реакцию;
подчеркивает настроение, качество, чувство;
отражает времена года;
обладает физиологическими последствиями в виде отрицательных или положительных оптических раздражителей;
взывает к чувствам: придает объемность предметам и среде;
прикасается к ощущениям, например через приятный внешний вид, приносит визуальное удовлетворение или отталкивает.
Таким образом , полихромия СССР была призвана создавать определѐнный психологический настрой жителям отечественных городов.
Отсутствие должной материальной базы, вызванное последствиями революции, разрушениями после войны , Постановлением № 1871 ЦК КПСССМ СССРот 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» минимизировало затраты на возведение различных архитектурных ансамблей. Таким образом, архитекторы использовали в своих произведениях большей частью натуральные краски кирпича, метала, бетона. Обилие «советского» светло-бежевого оттенка, который мы наблюдаем повсеместно в Днепре, все так же использовался с целью экономии. С начального курса физики всем известно, что чем светлее оттенок краски, наносимой на фасад здания, тем меньше она выгорает на солнце, то есть, это прямая экономия, которая связана с меньшим расходом материалов на строительство и последующую реконструкцию города.
Ярким примером может служить реконструкция проспекта Яворницкого в Днепре, где фасады зданий повторно окрасили в оттенки от светло-желтого до бежевого. Стоит ли говорить что смысл этой затеи теряется из-за пыли которая оседает на фасады и превращает светлые и легкие дома в серые и унылые.
Таким образом, советские зодчие нашли максимально выгодный для государства вариант типового окрашивания в натуральные цвета, которые одновременно были экономичными и создавали определенный психологический настрой.
На сегодняшний день архитектура развивается как отдельный живой организм, который подпитывается ежедневными научными открытиями в виде новых строительных материалов и покрытий. Должны ли мы слепо следовать традиции советских архитекторов и покрывать фасады построек все тем же дедовским светло-бежевым, либо вносить в города яркие цветовые акценты, которые создают вместе с новыми архитектурными конструкциями «лицо» города, превращая его из избитого советского прошлого в отдельный яркий и запоминающийся город?
Литература.
Человек. Цвет. Пространство. Прикладная цветопсихология. Фрилинг Г., Ауэр К. 1973
Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»
Ефимов А.В. Колористика города.-Москва,1990