Актуальность. Архитектура – это не просто место удовлетворения потребностей в пространстве, но и объект формирования духовно-эмоционального состояния.
Проблема. Проблемы игры света
Цель исследования. Рассмотреть различные подходы мировых специалистов.
Объект исследования. Архитектура естественного света
Задания работы. Проанализировать задачи и решения естественного освещения.
В основе восприятия объемно-пространственных форм лежат такие понятия, которые оказывают большое влияние на чувства и эмоции человека. Это пространство, величина, масса, фактура, цвет. А также важную роль в возникновении того или иного настроения играют свет и тень.
«Самое важное в архитектуре — это не создание формы, а совсем другие вещи: свет, структура, игра теней, запахи и так далее», — утверждает Петер Цумтор.
Считается, что тьма может расслабить разум и стимулировать воображение. Отсюда можно сделать вывод, что для таких помещений, где важна работоспособность, естественный свет является неотъемлемой частью, например, для офисов. Также достаточное естественное освещение обеспечивает прилив сил, бодрость, приподнятое настроение, при этом сохраняет спокойствие и умиротворенность, что идеально для гостиной и кухни.
Луис Кан рассуждал: «Архитекторы в планировке помещений сегодня забыли свою веру в естественное освещение. В зависимости от прикосновения пальца к выключателю они удовлетворяются статическим светом и забывают о бесконечно меняющихся качествах естественного света, в котором комната - это другая комната каждую секунду дня». Действительно, архитекторы и строители используют свои лучшие решения при выборе материалов, а затем ломают голову над тем, как эти материалы можно объединить, чтобы создать не просто крепкое здание, но и полезное, приятное, вдохновляющее сооружение. Затем здание часто становится богаче и динамичнее оригинальной концепции. Преображается не только фасад, но и внутренняя часть. Это связано с игрой света и тени в течение всего дня и сезона. Таким образом, можно заметить закономерность естественного света в контролировании фасада и психо-эмоционального состояния людей.
К примеру, в книге «Атмосферы» Петер Цумтор рассуждает о том, что архитектура – это не только пространственное, но и временное искусство. При этом свет является компонентом, который устанавливает взаимосвязь между пространством и течением времени, имея возможность управлять последним.
В некоторых своих работах архитектор использует свет как нить, проникающую в помещение сквозь отверстия, через которые увидеть среду не представляется возможным ввиду их пропорций или местоположения. В архитектуре Петера Цумтора свет является неким мощным потоком, который в некотором смысле представляет собой толчок, направляющий человека. Такой прием был использован в Термальных Банях (Вальс, Швейцария, 1996год). Движение по комплексу происходит практически в темноте. Однако посетителя сопровождают узкие полоски струящегося света, которые ведут в сторону бассейна с прекрасным видом на горы, где посетитель отдыхает телом и душой.
Часто некоторые части здания заливаются дневным светом, в то время как другие части заполнены тенями. Кристофер Александер в одном из своих «шаблонов» говорит, что при правильном выборе помещений, которые должны выходить на юг, дом кажется светлым, солнечными жизнерадостным; если выбор сделан неправильно, то дом кажется темным и мрачным. Александер считает, что естественное освещение является самым основным фактором для комфортного пребывания в помещении. Архитектор предлагает простую схему своей мысли (рис. 1)
Рисунок 1 Сущность комфортной ориентации помещения
Благоприятное расположение может играть важную роль не только в жилых помещениях. Так, в Церкви Света архитектор Тадао Андо точно определил место для строительства протестантского храма относительно остальных зданий, а также для максимального использования солнечного света. Естественный свет для Тадао Андо – источник всего сущего, который каждый момент дает новую форму существования и новые взаимосвязи вещей. Архитектурная форма Церкви света довольно проста, но Андо считает, что архитектура — это процесс выделения и очищения силы света. Поэтому расположение церкви выполнено с тем учетом, чтобы в утренние часы крестообразная прорезь улавливала солнечный свет, что обеспечивает благоприятное время для молитвы и проведения службы. И, конечно же, когда рассеянный свет заполняет пустой интерьер, он создает приглушенную атмосферу тишины и умиротворения.
Архитекторы используют естественный свет, чтобы тенью скрывать или минимизировать элементы здания, которые менее привлекательны, но необходимы. Например, из-за условий на некотором участке может быть только один способ размещения гаража. Это может означать, что гаражные ворота станут частью презентации конструкции. Если двери гаража окрашены в темный цвет и будут затенены, они будут «читаться» как простой перерыв в стене, воздействие будет минимальным. Если части структуры глубоко затенены, возникает чувство таинственности и интриги, которые привлекают нас для более пристального взгляда.
Атмосфера пространства зависит от качества света и теней. Четкие драматичные тени возникают благодаря дневному свету, проникающему в пространство сверху или сбоку.В пространстве Национальной портретной галереи Вашингтона, Норманн Фостер удивляет нас манипуляцией света. Крыша, выполненная из стекла и стали, будто накрывает волной открытый двор галереи. С каждым движением солнца свет показывает удивительные преображения здания. В первую половину дня свет бросает четкую решетку теней на стены здания, в пасмурную погоду потолок кажется непрозрачным, а на закате двойное стекло фильтрует свет в атмосферное и несколько потустороннее свечение.
Вывод. Естественный свет – это один из важнейших факторов для обеспечения более выгодного проживания людей, улучшения психоэмоционального состояния и работоспособности. Также свет и тень важны для формирования эстетического восприятия зданий, являются концептом или одной из основных составляющих проекта.
Литература:
1.Цумтор П. «Атмосферы»2006г.
2. Масао Ф. «Андо» // Церковь света/ 2016г., с. 37-38
3.Александер К. «Язык шаблонов» // Шаблон №128 «Естественное внутреннее освещение», шаблон №135 «Чередование света и тени», шаблон №252 «Рассеянный свет»/ 1977г.
4. Вильям М. С. Лам «Солнечный свет как дизайнер архитектуры» //Принципы//Восхитительная, здоровая, светящаяся среда/1986г.