Сколиоз (от гр. scolios — «изогнутый, кривой») - стойкое деформирование позвоночника, характеризующееся его боковым искривлением в левую, правую или обе стороны. Другой особенностью сколиоза является торсионное (скручивающееся) вращение позвоночника вокруг своей оси, из-за чего данное заболевание опорно-двигательного аппаратаспособствует серьезным нарушениям строения и функционирования многих внутренних органов [1].
Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК, физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.
Цель работы: изучить, применить и про анализировать результат различных здоровьесберегающих технологии
Для определения цели были поставлены следующие задачи:
Определить физическое развитие детей школьного возраста со сколиозом;
Изучение и применение здоровьесберегающих технологий
В эксперименте приняли участие ученики ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа - интернат № 1» 6 класса. Экспериментальную группу составили девочки в возрасте от 12 до 13 лет. Все дети в качестве основного диагноза имели сколиоз разной степени, различные по направленности: левосторонние и правосторонние, также почти все дети имели сопутствующие заболевания.
Методы исследования:
Оценка физического развития: измерение длины, массы тела, окружности грудной клетки (ОГК);
Оценка деятельности дыхательной системы
Анализ результатов исследования:
Оценка физического развития:
Оценка физического развития выполнялось по следующим показателям: антропометрические данные (длина и масса тела); окружность грудной клетки. Все полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка физического развития детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени
Показатели (у.е.) |
Исследуемые |
|
2018 год |
||
Должное |
Фактическое |
|
Длина тела (см) |
150,42±1,94 |
145,71±1,32 |
Масса тела (кг) |
45,20±1,62 |
40,54±2,63 |
ОГК (см) Пауза |
68,35±1,47 |
66,42±2,26 |
Динамометрия правой руки (кг) |
20,53±0,42 |
16,25±0,54 |
Динамометрия левой руки (кг) |
19,37±0,31 |
15,67±0,53 |
Жизненная емкость легких (л) |
1900,14±55,08 |
1500,00±50,49 |
Полученные данные проанализированы по центильным таблицам.
Средняя длина тела детей фактической группы составляет 145,71 см, масса тела 40,54 кг, окружность грудной клетки 66,42 см. Значения полученных показателей длины тела попадают в центильный интервал от 10 до 75, массы тела от 25 до 75, и окружность грудной клетки детей экспериментальной группы попадает в центильный интервал от 25 до 75, что свидетельствует о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту. По данным динамометрии, правой и левой руки исследуемых, среднее значение ниже должных показателей, что говорит о плохом развитии силовых возможностей. Жизненная емкость легких ниже нормы, что говорит о низком развитии легких
2. Оценка деятельности дыхательной системы
Для оценки деятельности дыхательной системы были проведены проба Штанге и проба Генчи, которые представлены на рисунках 1 .
Рисунок 1 - средние показатели пробы Штанге
При проведении пробы Штанге выяснилось, что средние показатели ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Средний фактический показатель составляет 39,5 секунды, в то время как среднее должное значение равно 61 секундам.
Рисунок 2 - Средние показатели пробы Генчи
При проведении пробы Генчи выяснилось, что средние показатели ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Средний фактический результат равен 15,5 секунд, в то время как среднее должное значение равно 24 секунды.
Исходя из всех полученных данных, таких как: антропометрия и пробы на возможности дыхательной системы, мы можем сделать вывод, что дети со сколиозом отстают от здоровых сверстников по всем данным категориям.
Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Физические упражнения классифицируются по нескольким признакам: по анатомическому — упражнения для мышц головы, шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей; по признаку активности — активные (выполняемые самим больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного) и активно-пассивные упражнения (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК).
По видовому признаку и характеру выделяются дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях без движения ног, рук и туловища, динамические выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.
На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
Изучив здоровьесберегающие технологии можно сказать, что современность требует поиска новых более эффективных методик формирования правильной осанки у детей разного возраста, что и делает выбранное направление исследований актуальной проблемой современности. Обоснована комплексная методика формирования осанки у детей 10-12 лет, основанная на целенаправленном применении средств лечебной физической культуры для различных видов нарушения осанки и профилактике плоскостопия. Предлагается оздоровительных занятий детей 10-12 лет, имеющие сколиотическую осанку и плоскостопие привлекать специальные комплексы лечебной физической культуры соответственно степени и вида сколиоза и плоскостопия и специальные плавательные упражнения, предлагаемые использовать дифференцированно в зависимости от выше указанных факторов.
Исходя из всех полученных данных мы можем сделать вывод, что дети со сколиозом имеют отставание в физическом развитии от здоровых сверстников.
Список литературы:
Красикова, И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. /И.С Красикова. - Спб.: Корона-принт, 2008. - 192с.
И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопие /И.Д. Ловейко. - Л.: Медицина, 1982. - С.57-61
Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ]; – Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2012. – 210 с.