ЗДОРОВЬЕСБЕРИГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЗДОРОВЬЕСБЕРИГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ

Абрамова М.А. 1, Деметрашвили В.И. 1
1ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сколиоз (от гр. scolios — «изогнутый, кривой») - стойкое деформирование позвоночника, характеризующееся его боковым искривлением в левую, правую или обе стороны. Другой особенностью сколиоза является торсионное (скручивающееся) вращение позвоночника вокруг своей оси, из-за чего данное заболевание опорно-двигательного аппаратаспособствует серьезным нарушениям строения и функционирования многих внутренних органов [1].

Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

К средствам реабилитации относятся психотерапевтичес­кое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК, физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правиль­ного построения медицинской реабилитации.

Цель работы: изучить, применить и про анализировать результат различных здоровьесберегающих технологии

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

Определить физическое развитие детей школьного возраста со сколиозом;

Изучение и применение здоровьесберегающих технологий

В эксперименте приняли участие ученики ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа - интернат № 1» 6 класса. Экспериментальную группу составили девочки в возрасте от 12 до 13 лет. Все дети в качестве основного диагноза имели сколиоз разной степени, различные по направленности: левосторонние и правосторонние, также почти все дети имели сопутствующие заболевания.

Методы исследования:

Оценка физического развития: измерение длины, массы тела, окружности грудной клетки (ОГК);

Оценка деятельности дыхательной системы

Анализ результатов исследования:

Оценка физического развития:

Оценка физического развития выполнялось по следующим показателям: антропометрические данные (длина и масса тела); окружность грудной клетки. Все полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка физического развития детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени

Показатели (у.е.)

Исследуемые

2018 год

Должное

Фактическое

Длина тела (см)

150,42±1,94

145,71±1,32

Масса тела (кг)

45,20±1,62

40,54±2,63

ОГК (см) Пауза

68,35±1,47

66,42±2,26

Динамометрия правой руки (кг)

20,53±0,42

16,25±0,54

Динамометрия левой руки (кг)

19,37±0,31

15,67±0,53

Жизненная емкость легких (л)

1900,14±55,08

1500,00±50,49

Полученные данные проанализированы по центильным таблицам.

Средняя длина тела детей фактической группы составляет 145,71 см, масса тела 40,54 кг, окружность грудной клетки 66,42 см. Значения полученных показателей длины тела попадают в центильный интервал от 10 до 75, массы тела от 25 до 75, и окружность грудной клетки детей экспериментальной группы попадает в центильный интервал от 25 до 75, что свидетельствует о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту. По данным динамометрии, правой и левой руки исследуемых, среднее значение ниже должных показателей, что говорит о плохом развитии силовых возможностей. Жизненная емкость легких ниже нормы, что говорит о низком развитии легких

2. Оценка деятельности дыхательной системы

Для оценки деятельности дыхательной системы были проведены проба Штанге и проба Генчи, которые представлены на рисунках 1 .

Рисунок 1 - средние показатели пробы Штанге

При проведении пробы Штанге выяснилось, что средние показатели ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Средний фактический показатель составляет 39,5 секунды, в то время как среднее должное значение равно 61 секундам.

Рисунок 2 - Средние показатели пробы Генчи

При проведении пробы Генчи выяснилось, что средние показатели ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Средний фактический результат равен 15,5 секунд, в то время как среднее должное значение равно 24 секунды.

Исходя из всех полученных данных, таких как: антропометрия и пробы на возможности дыхательной системы, мы можем сделать вывод, что дети со сколиозом отстают от здоровых сверстников по всем данным категориям.

Гимнастические упражнения представляют собой специаль­но подобранные сочетания естественных для человека движе­ний, разделенных на составные элементы. Применяя гимнас­тические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать об­щую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Физические упражнения клас­сифицируются по нескольким признакам: по анатомическому — упражнения для мышц головы, шеи, туловища, плечевого по­яса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей; по признаку активности — актив­ные (выполняемые самим больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного) и активно-пассивные упражнения (выполняемые самим больным с помо­щью инструктора ЛФК).

По видовому признаку и характеру выделяются дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Ста­тические дыхательные упражнения выполняют в различных ис­ходных положениях без движения ног, рук и туловища, дина­мические выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.

На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

Изучив здоровьесберегающие технологии можно сказать, что современность требует поиска новых более эффективных методик формирования правильной осанки у детей разного возраста, что и делает выбранное направление исследований актуальной проблемой современности. Обоснована комплексная методика формирования осанки у детей 10-12 лет, основанная на целенаправленном применении средств лечебной физической культуры для различных видов нарушения осанки и профилактике плоскостопия. Предлагается оздоровительных занятий детей 10-12 лет, имеющие сколиотическую осанку и плоскостопие привлекать специальные комплексы лечебной физической культуры соответственно степени и вида сколиоза и плоскостопия и специальные плавательные упражнения, предлагаемые использовать дифференцированно в зависимости от выше указанных факторов.

 Исходя из всех полученных данных мы можем сделать вывод, что дети со сколиозом имеют отставание в физическом развитии от здоровых сверстников.

Список литературы:

Красикова, И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. /И.С Красикова. - Спб.: Корона-принт, 2008. - 192с.

И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопие /И.Д. Ловейко. - Л.: Медицина, 1982. - С.57-61

Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ]; – Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2012. – 210 с.

Просмотров работы: 78