ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ среднего школьного возраста с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ среднего школьного возраста с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Корельский А.А. 1, Сунгурова А.В. 1
1САФУ им.М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Умственная отсталость ­­­– состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков [1].

Для классификации степеней умственной отсталости по МКБ-10 используется специальный код: F70-F79.

F70 (умственная отсталость легкой степени): ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество. Включены: слабоумие, умственная субнормальность умеренной степени.

F71 (умственная отсталость умеренная): ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе. Включена: умственная субнормальность средней тяжести.

F72 (умственная отсталость тяжелая): ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки. Включена: резко выраженная умственная субнормальность.

F73 (умственная отсталость глубокая): ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность. Включена: глубокая умственная субнормальность.

F78 (другие формы умственной отсталости).

F79 (умственная отсталость неуточненная). Включены: умственная недостаточность БДУ, умственная субнормальность БДУ [2].

Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставится диагноз «умственная отсталость».
Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь — как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке [3].

Цель работы: оценить физическое развитие и дыхательную систему детей с интеллектуальными нарушениями.

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу и другие источники информации по данной теме.

2. Выявить гармоничность физического развития и соответствие возрастным нормам

3. Проверить физические качества у детей в динамике.

В эксперименте приняли участие ученики ГБОУ АО «С(К)ОШ №31» 7 «А» класса. Экспериментальную группу составили мальчики в возрасте 13-14 лет. Все дети в качестве основного диагноза имели умственную отсталость, также почти все дети имели сопутствующие заболевания.

Методы исследования:

Антропометрический метод (длина тела; масса тела; окружность грудной клетки; динамометрия).

Метод функциональных проб (проба Штанге; проба Генчи;).

Двигательное тестирование (Челночный бег, бег на 30 метров, шестиминутный бег, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье).

Анализ результатов исследования:

Антропометрический метод:

Для исследования оценки физического развития детей 13-14 лет с диагнозом – умственная отсталость (фактические величины) и нормативные значения для данной возрастной группы (должные величины), были взяты показатели: длина тела, масса тела, обхват грудной клетки и динамометрия. Результаты средних показателей антропометрических данных представлены ниже в таблицах.

Таблица 1 - Оценка физического развития детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью.

Показатели

(у.е.)

Исследуемые

Фактические

Должные

Длина тела (см)

160,4±2,66

150-167 центили

Масса тела (кг)

54,2±3,52

39,57-56,06

ОГК (см)

Пауза

83,5±2,98

69,72-81,88

Вдох

86,3±3,01

 

Выдох

83,2±2,83

 

Экскурсия

3,3±0,35

 

Динамометрия правой руки (кг)

13,75±2,23

21,6-37,6

Динамометрия левой руки (кг)

9,95±1,81

21,6-37,6

Полученные данные проанализированы по центильным таблицам. В результате проведенных измерений выяснили, что средняя длина тела детей составляет 160,4 см, массы тела 54,2 кг и окружности грудной клетки 83,5 см. По длине и массе тела дети имеют гармоничное развитие, так как попадают в интервал 25-75 центилей. По ОГК и динамометрии же, видно явное отставание от средневозрастных величин.

Метод функциональных проб (проба Штанге; проба Генчи;).

Для оценки деятельности дыхательной системы были проведены проба Штанге и проба Генчи, которые представлены на рисунках 1-2.

Рисунок 1- средние показатели пробы Штанге

Вывод: при проведении пробы Штанге выяснилось, что средние показатели ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Средний фактический показатель составляет 42,5 секунды, в то время как среднее должное значение равно 63 секундам.

Рисунок 2- Средние показатели пробы Генчи

Вывод: при проведении пробы Генчи выяснилось, что средние показатели ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Средний фактический результат равен 16,5 секунд, в то время как среднее должное значение равно 24,5 секунды.

Двигательное тестирование (Челночный бег, бег на 30 метров, шестиминутный бег, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье).

Вывод: из полученных данных видно, что средний фактический показатель ниже должного средневозрастного значения для челночного бега у мальчиков 13-14 лет. Средний фактический показатель составляет 10,2 секунды, в то время как среднее должное значение составляет 8,7 секунд

Вывод: из полученных данных видно, что средний фактический показатель ниже должного средневозрастного значения для бега на 30м у мальчиков 13-14 лет. Средний фактический показатель составляет 6,9 секунды, в то время как среднее должное значение составляет 5,3 секунды.

Вывод: из полученных данных видно, что средний фактический показатель ниже должного средневозрастного значения для наклона вперед на гимнастическойскамье у мальчиков 13-14 лет. Средний фактический показатель составляет 4,3 см, в то время как среднее должное значение составляет 2,5 см.

Вывод: из полученных данных видно, что средний фактический показатель ниже должного средневозрастного значения для шестиминутного бега у мальчиков 13-14 лет. Средний фактический показатель составляет 855,2м, в то время как среднее должное значение составляет 1225 метров.

На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

1. Дети с нарушениями интеллекта отличаются от своих здоровых сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. Их антропометрические данные и физические качества отстают от средневозрастных норм. Мы можем предположить, что это связано как с морфофунциональными особенностями, так и с их пониженной двигательной активностью, связанной, в частности, с вторичными диагнозами, которые присутствуют у большинства данных детей и ограничивают их двигательную сферу.

2. Дыхательная система детей с УО слаборазвита, имеются значительные отставания от сверстников. Для того, чтобы держать ее в тонусе и развивать, необходимо повышать двигательную активность данных детей с помощью различных средств АФК. Также следует уделять большее внимание дыхательным упражнениям, регулярно проводить их на уроках физической культуры, обучить детей выполнению таких упражнений для самотренировок.

Списоклитературы:

Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007 – 608 с. 

Международная классификация болезней 10-го пересмотра [электронный ресурс] режим доступа: http://mkb-10.com/. (Дата обращения: 20.05.2017) 

Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Лу-бовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.; под ред. В. И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с. 

Просмотров работы: 110