В постиндустриальном обществе остро встает вопрос здорового образа жизни молодежи, в частности подросткового и юношеского периода. В данном контексте будем опираться на педагогическую возрастную периодизацию детства по И.В. Ульяновой [3, С. 103], в период от средний школьный (9-15 лет) до студенческий (16-17 лет).
На основании Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации (Далее – ГИАЦ МВД России) за употребление алкогольных и спиртосодержащих напитков в подразделения по делам несовершеннолетних У(О) МВД России в 2017 году поставлено на учет 171080 несовершеннолетних [6].
В настоящее время пропаганде «ЗОЖ» среди молодежи не уделяется должного внимания. Возникает необходимость в разграничении понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
По мнению Генри Сигериста «Здоровым может считаться человек, который отмечается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирована к окружающему ее физической и социальной среды. Она полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспособиться к изменениям окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и делает свой посильный взнос в благополучие общества, соизмеримый с его способностями. Здоровье потому не означает просто отсутствие заболеваний: это что-то позитивное, это жизнерадостное и желающее выполнение обязанностей, что их жизнь возлагает на человека». [2, С. 47].
Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя «правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно – гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание». [4]
«ЗОЖ» утрачивает свою значимость в среде школьного и студенческого возраста, основная причина данного недостатка в системе образования. Отсутствие «физической минутки» во время уроков сказывается на скелетной мускулатуре молодежи. Недостаток света и частота взаимодействия с «гаджетами» во время занятий зачастую приводит к резкому ухудшению зрения. Дефицит свежего воздуха, в связи с отступлением от правил СанПиНа часто приводит к мигреням и вирусным заболеваниям несовершеннолетних (например, по графику СанПиНа следует проветривать помещения не менее одного раза в 1 час, при условии, что в помещении отсутствуют обучающиеся). На основании проведенного социологического исследования в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Минздравмедпром РФ) и отчета заместителя главного нарколога г. Москвы Е.А. Брюна [1] в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов, количество несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные и спиртосодержащие напитки и вещества указано в Таблице 1.
Таблица 1. Потребление наркотических, токсических, алкогольных и спиртосодержащих веществ несовершеннолетними.
В настоящее время |
В возрасте от 14 до 18 |
Употребляли хоть раз в жизни |
|
Алкогольные и спиртосодержащие вещества |
69% мальчиков и 52% девочек |
88% мальчиков и 93% девочек |
68% мальчиков и 44% девочек |
Наркотические и токсические вещества |
39% мальчиков и 23% девочек |
39% мальчиков и 28% девочек |
56% мальчиков и 20% девочек |
Для решения сложившихся проблем, необходим комплекс мероприятий, направленных на сохранение и пропаганду «ЗОЖ» среди молодежи, как одним из направлений профилактики заболеваний у детей школьного возраста.
Здоровое поколение – залог будущего нашей страны. В соответствии с указом резидента РФ «О Десятилетии детства» [7] образ жизни детей – является главной задачей государства, а, следовательно, требует разработки технологий по реализации и внедрению данного направления со стороны социума в целом, и подразделений по делам несовершеннолетних – в частности.
Широкомасштабной проблемой для подразделений по делам несовершеннолетних (и других субъектов взаимодействия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) выступает профилактика потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и алкогольных веществ.
В данном случае выступают волевые качества несовершеннолетнего по отношению к алкогольным и наркотическим веществам. Первые посылы в данном направлении подростки получают в семье, а также посредством массовых телекоммуникаций. При просмотре фильмов (видеорекламы) несовершеннолетний обращает внимание на «образ», что зачастую связано с сигаретой или алкоголем. Взрослея, ребенок берет пример и пытается быть похожим на этот атрибут «благополучной личности». Путем употребления алкоголя, навязывается идея расслабления человека от неких проблем его состояния души.
На основе изучения педагогической и медицинской литературы, и аккумулирования материалы считаем, что алкоголь — это винный или этиловый спирт, который разрушает клетки человека в секунды после его употребления, быстрее обычного он сжигает все полезные вещества, органы и ткани, затрудняет деятельность клеток и кровяных сосудов. Умственная и физическая способность снижается на 2 суток.
На основе педагогического опроса инспекторов по делам несовершеннолетних УМВД России по району Свиблово г. Москвы, в количестве 10 человек мы выяснили «причины потребления алкогольных напитков несовершеннолетними»:
1)доступность алкоголя и сигарет;
2) потеря нравственных ценностей и смысла жизни;
4) родители не интересуются воспитанием своих детей;
5)влияние компании;
Большое внимание уделяется воспитанию и пропаганде «ЗОЖ» в семье. Курение матери и/или отца вызывает интерес у подростка и чувство дозволенности. Семья – это важный социальный институт в жизни ребенка, в которой он получает первые азы своего обучения, воспитания и развития. Именно в семье формируется понимание о внешнем мире и правилах поведения в социуме.
Основная задача инспектора по делам несовершеннолетних – проведение профилактических мероприятий в школах, в частности о не целесообразности и вреде потребления алкогольных, наркотических и токсических веществ. данные профилактические мероприятия являются одним из ключевых звеньев в цепочке пропаганды «ЗОЖ» у молодежи.
Список использованной литературы:
Брюн Е.А., Сорокин В.С. Профилактика наркомании: стратегии и методы [Текст] / Е.А. Брюн, В.С. Сорокин // 2-я международная научно-практическая конференция «ВИЧ/СПИД в развитых странах», 4-5 декабря 2018 г. Москва (Электронный доступ: http://www.ecad.ru/moskow/g- moskow_06.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Пискунов В.А. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына // М.: МПГУ, 2012. – 86 с.
Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография / И.В. Ульянова. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 296 с.
Электронный ресурс / URL:
https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Электронный ресурс:
https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Электронный ресурс / URL: МВД России (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Электронный ресурс / URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=rvref&page=1&nd=102433739&rdk=&intelsearch=%E4%E5%F1%FF%F2%E8%EB%E5%F2%E8%E5+%E4%E5%F2%F1%F2%E2%E0 (дата обращения: 27.02.2019 г.)