Формирование изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных средств - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных средств

Дедюкина М.И. 1, Местникова Л.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. определил требования к структуре и объему образовательной программы дошкольного образования. Одним из направлений развития и образования детей определено художественно – эстетическое, которое предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [1].

Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно. «Мультимедиа» – сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» – много и «медиа» – носитель, то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и так далее).

Существующие компьютерные программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений свидетельствует о том, что педагогами ДОО реализуются далеко не все возможности средств, методов и приемов обучения, заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в дошкольном образовательном организации может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников рисованию является использование мультимедийных средств.

Методика и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах Т. Г. Казаковой, Е. А. Дубровской,
Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской, Н. Б. Халезовой,
Н. П. Саккулиной, Н. Г. Третьяковой, Р. М. Чумичевой.

В работах перечисленных авторов отражены теоретические основы, данные о некоторых закономерностях изобразительной деятельности развития детей дошкольного возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы использования мультимедийных средств, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе ДОО.

Начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Для определения уровня развития рисованию детей старшего дошкольного возраста, мы использовали диагностику, исследование проводилось на базе МБДОУ № 21, «Кэнчээри» г. Якутска, РС (Я). Для исследования были взяты старшие дошкольники. В исследовании участвовало 28 детей.

Для диагностики уровня сформированности умения у детей подготовительной группы умения создавать изображения, использовали методику Т.С. Комаровой. В качестве стимульного материала стало следующее задание: нарисовать сказочного героя. Для определения уровня сформированности умения создавать изображения были выделены следующие критерии: форма (передача формы, форма передана точно, есть незначительные искажения, искажения значительные, форма не удалась); строение предмета (части расположены верно, есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно); передача пропорций предмета в изображении (пропорции предмета соблюдаются, есть незначительные искажения, пропорции предмета переданы неверно); композиция (расположение изображений на листе, по всей плоскости листа, на полосе листа, не продумано, носит случайный характер); соотношение по величине разных изображений, составляющих картину; передача движения; цвет.

В результате было установлено, что уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения фрагментарные, неполные. Дети знают способы изображения некоторых предметов, правильно пользуются карандашом, пользуются верно выразительными средствами (линия, форма), но при этом неточно соотносят пропорции, размеры частей изображения, соотносят правильно цвет
с предметом, но форма немного искажена, в изображении преобладают пастельные и бледные тона, частично прибегая к помощи педагога.

В формирующей части исследования нами раскрыты следующие условия: разработать авторские игровые компьютерные упражнения, которые рассматриваются в контексте структуры и содержания области «Художественное творчество» (рисование) с учётом реализации задач психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста; игровые упражнения сгруппированы по следующим темам: «Знакомство с художественными материалами», «Смешение и сочетание цвета», «Составление узоров», «Составление композиций», «Формирование технических умений и навыков в рисовании», «Нетрадиционные техники в рисовании», «Изображение перспективы», «Создание предметных и сюжетных композиций».

Разработали перспективный план по обучению детей рисованию с использованием мультимедийных средств для старшей группы детского сада.

Таким образом, у ребенка формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация мультимедийные средства повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно - действенные операции мышления.

Мультимедийные средства могут служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N155.]. – Москва, 2013.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

Балдин, К.В. Информатика для ВУЗов: Учебник / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и К, 2016. - 395 c.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.: ил.

Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребёнок / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1992.– 285 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 378 с.

Дорот, В. Л. Толковый словарь современной компьютерной лексики / В. Л. Дорот , Ф. А. Новиков . - 2-е изд.,перераб.и доп. – СПб. : БХВ-Петербург, 2001г. - 512 с. : ил. - ISBN 5-94157-052-Х.

Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2013. - 208 с., ил., 16 л. вкл.

Просмотров работы: 22