ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Поляков А.В. 1
1ГАПОУ ТО "Тобольский многопрофильный техникум"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По данным рейтингового агентства «Эксперт» Тюменская область наряду с Москвой, Московской областью, Санкт Петербургом и др. городами, вошла в ТОП-50 регионов Российской Федерации, имеющих рейтинг инвестиционной привлекательности. Кадровая составляющая является одним из ключевых критериев рейтинга. Дуальное образование признано в области наиболее перспективной формой обучения рабочих и специалистов среднего звена. Качественные характеристики экономики России не позволяют ей в полной мере соответствовать требованиям конъюнктуры мирового рынка в условиях глобальной конкуренции. Зависимость себестоимости российских товаров от колебания цен на сырье может быть преодолена только за счет развития высокотехнологичных производств, которые предъявляют высокие требования к уровню профессионализма кадров, к примеру, тому, строительная площадка ЗапСибНефтехим. Кадровая составляющая развития сегодня является проблемой для страны, в том числе и для нашего города Тобольска, с очень высоким общим уровнем образования. Парадокс этот легко объясним. Характерная особенность России – ведомственная разобщенность. Различные отрасли, часто смежные по роду деятельности, создают свои подзаконные нормативные базы, которые плохо корреспондируются с нормативной базой другой отрасли. Именно ведомственная разобщенность лежит в основе проблем взаимодействия тех, кто учит, и тех, для кого учат. Педагоги учат по стандартам, а работодатели требуют актуальных компетенций, которые нужны для освоения новых технологий. Решение возможно, если изучить лучший опыт. Германия с ее системой дуального образования - признанный лидер по качеству подготовки кадров. При проведении мониторинга Агентством стратегических инициатив «Немецкие компании, которые принимают решение, в каком из регионов России открывать своѐ производство, далеко не в последнюю очередь рассматривают возможность быстро создать систему подготовки кадров под нужды конкретных предприятий. Как правило, к окончанию строительства завода регион уже должен обеспечить набор первых групп студентов для обучения под конкретные специальности на конкретном производстве».

Кадровая политика региона является одной из ключевых составляющих при принятии инвестиционных решений иностранными компаниями. В Тюменской области интерес к дуальному образованию возник давно, но особенно усилился в последнее пятилетие, когда началось активное строительство новых, и реконструкция действующих предприятий в нефтегазохимической отрасли. Разработка Президентской программы развития нефтегазохимического комплекса позволила увидеть «узкие» места в общей системе модернизации, многие из которых корнями исходили из дефицита современных специалистов среднего звена. Отличительной особенностью дуальной образовательной системы является то, что в учебном плане базовые общеобразовательные дисциплины интегрированы в профессиональные модули. Использование междисциплинарных модулей позволяет достигать лучших образовательных результатов по профессиональным дисциплинам. Во исполнении Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы»[. Внедрение практико - ориентированной (дуальной) модели обучения в СПО, дуальная система образования внедрена и в нашем техникуме, в частности, при разработке рабочей программы профессиональных модулей по специальности «Оснащение средствами автоматизации», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Электромонтаж», «Промышленная автоматика», «Аппаратчик - оператор нефтехимического производства» преподавателями Тобольского многопрофильного техникума. Данная практика позволяет студентам ознакомиться и изучить техническую документацию, руководящие документы химико-технологических процессов, и при прохождении производственной практики уметь применять свои знания. Проведение занятий по формированию коммуникативных навыков, изучению специального оборудования способствует лучшей адаптации в производственной сфере.

Основными направлениями взаимодействия предприятии и образовательного учреждения является: организация стажировки педагогических работников, учебной и производственной практики, в этом году запланировано участие представителей производства в работе аттестационных комиссий, демонстрационного экзамена в ряде направлении подготовки. Все мероприятия нацелены на овладение профессиональной компетенцией или группой профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности. Это означает, что обучающиеся в рамках освоения программы профессиональных модулей смогут получить те компетенции, которые востребованы для ликвидации квалификационного дефицита на предприятии, освоив необходимую совокупность профессиональных модулей. Дуальное обучение предполагает согласованное взаимодействие предприятия и учреждения СПО: студент должен овладеть основами профессиональной деятельности в учебном заведении, на предприятии – закрепить полученные навыки. До вступления на производственную практику студентам организуются выездные экскурсии на предприятия. Программа производственной практики, темы индивидуальных заданий по модулям составлена с учетом специфики организации производства и проводятся выездные (вне стен ПОО) ЛПЗ (лекционно-практические занятия): знакомства с организацией ремонтной службы, планированием и управлением по ремонту и узловому обслуживанию и др. Во время прохождения практики за группами обучающихся закреплены наставники из числа опытных работников – все это способствует адаптации будущих специалистов к производственной среде. Во–первых, это позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО. Во-вторых, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций. В-третьих, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов, а именно: соответствие содержания образования современному уровню производства; знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями; сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе; использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок. Технологии дуального образования решают задачи профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Качественно меняется отношение предприятий к проблеме подготовки кадров. Возрастает социальная ответственность работодателей. Несмотря на отсутствие финансовой мотивации, бизнес стал вкладывать деньги в образование, обновляя материально-техническую базу профильных техникумов и колледжей, что способствует повышению качества среднего профессионального образования.

Список использованной литературы:

1. http://raexpert.ru

2. http://russland.ahk.de

3. https://www.kcadeutag.com/Pages/default.aspx

4. http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/fgos_2/otvety_na_vopro.html

5. https://lektsii.org/7-25317.html

6. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы»

Просмотров работы: 4