Диагностика сформированности пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Диагностика сформированности пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важных задач современной начальной школы является формирование общей языковой культуры младших школьников, которая предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности. Важным условием развития письменной речевой деятельности учащихся является овладение пунктуационными нормами русского языка, которые обеспечивают точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Пунктуационная грамотность, по мнению ученых-методистов, является одним из аспектов общей культуры, которой человек овладевает с детства. [6: с. 4]. Кроме того, целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания создает основу для последующего формирования у обучающихся пунктуационных знаний и умений, а также способствует осознанию роли знаков препинания в процессе письменного общения [5: с. 43]

В трудах Л. С. Трегубовой указывается на необходимость изменения традиционного подхода к обучению пунктуации в начальных классах. Она высказывает мысль о целесообразности организации работы над знаками препинания с первых дней обучения в школе (в процессе обучения чтению и письму). Ученый выделяет следующие методические условия, способствующие повышению эффективности формирования пунктуационных умений первоклассников:

- ознакомление младших школьников с коммуникативной функцией знаков препинания как средства оформления письменной речи;

- развитие у первоклассников зрительного внимания к знакам препинания как средству коммуникации и слухового внимания к интонации пунктуационно оформленной единицы;

- проведение специальной работы над интонацией как средством передачи смысла высказывания и фактора выбора знака препинания [6: с. 11].

М.М. Алексеева рассматривает пунктуационное умение как речевое. В связи с этим она считает, что в процессе работы над правилами пунктуации необходимо учить детей не технике расстановки знаков препинания, а обращать особое внимание на содержательную сторону письменной речи. Обучение пунктуации, по мнению ученого, должно быть подчинено общеязыковому развитию ребенка, развитию его мышления и речи [1: с. 54].

По определению М.Т.Баранова, пунктуационное умение является интеллектуально-мыслительным действием, суть которого заключается в правильной расстановке знаков препинания в коммуникативных единицах (в тексте или в предложениях). Оно воспроизводит речемыслительную деятельность пишущего по нахождению и реализации средств языкового выражения [3: с. 207].

Традиционно в период обучения грамоте осуществляется ознакомление первоклассников с тремя знаками завершения (точкой, вопросительным и восклицательным знаками). Однако при чтении текстов, которые представлены в Азбуке, и при выполнении различного рода заданий в прописях дети встречаются и с другими знаками препинания (многоточием, запятой, тире, двоеточием, кавычками). В связи с этим Л. С. Трегубова рекомендует проводить пропедевтическую работу, направленную на постепенное ознакомление первоклассников с такими знаками препинания, которые имеют место в учебном материале Азбуки и в прописях. Ученый считает, что на данном этапе «важно помочь детям осознать роль знаков препинания в процессе общения; сформировать у школьников умение видеть, опознавать знаки препинания; научить соблюдать при чтении соответствующую каждому знаку препинания интонацию, опираясь при этом на смысл высказывания» [2: с. 122].

Однако в современном обучении грамоте первоклассников основной акцент направлен на умение правильно ставить знаки препинания, при этом игнорируется умение «читать» их, соотносить со смыслом высказывания.

В связи с этим было проведено исследование, целью которого являлась диагностика сформированности пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1) определить степень сформированности у учащихся 1 класса представления о перечне знаков препинания;

2) определить особенности усвоения и осмысления учащимися 1 класса функций знаков препинания, изучение которых не предусмотрено программой;

3) установить особенности понимания учащимися коммуникативной роли знаков препинания;

4) определить особенности развития внимания первоклассников к знакам препинания.

В рамках научного исследования учащимися выполнялись различные диагностические задания. Анализ результатов проведённых диагностических заданий позволяет сделать следующие выводы.

Задание № 1. Индивидуальное собеседование.

Цель: выявить, знакомы ли учащиеся с термином «знаки препинания».

В ходе собеседования учащимся было показано графическое изображение девяти знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков, запятой, двоеточия, многоточия, кавычек, тире и точки с запятой. Далее предлагалось ответить на вопрос: «Что это такое? (.) (?) (!) (, ) (: ) (...) (« ») (-) (;)».

Анализ ответов учащихся позволил сделать следующие выводы. 11 учеников дали верный ответ на поставленный вопрос. 5 учеников ответили – «знаки». 4 ученика дали другие ответы («Знаки, которые употребляются в речи», «Знаки речи», «Символы»). А 5 учеников не смогли ответить на поставленный вопрос. Таким образом, данные, полученные в задании № 1, позволяют сделать вывод о низком уровне знания учащимися самого термина «знаки препинания».

Задание № 2. Учащимся было предложено ответить на вопросы специально составленной анкеты.

Цель: выявить, какие знаки препинания известны младшим школьникам, а также, какие знаки завершения и знаки, используемые в середине предложения, знают ученики.

Данные, полученные в результате анкетирования, свидетельствуют о том, что учащиеся достаточно хорошо знают такие знаки препинания, как: точка (24 ученика), вопросительный знак (24), восклицательный знак (24), запятая (20). Такие знаки препинания, как: двоеточие, многоточие, кавычки, тире и точка с запятой были опознаны меньшим количеством учащихся.

Результаты анализа представлений младших школьников о знаках завершения показали, что правильно назвали все знаки завершения предложения – 3 ученика. Назвали 3 знака завершения предложения – 9 учеников, назвали 2 знака препинания завершения предложений – 2 ученика, а 5 учеников назвали один знак препинания. 6 учеников отнесли к знакам завершения предложения другие знаки препинания, например: запятую, двоеточие.

Результаты анализа представлений младших школьников о пунктуационных знаках, которые встречаются в середине предложения, показали, что 11 учеников отнесли к данной группе знаков запятые. 7 учеников помимо запятых отнесли к данным знакам препинания другие верные знаки, например: двоеточие, тире, кавычки, точку с запятой, 7 учеников указали неверный ответ, отнесли к знакам препинания в середине предложения: точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

Результаты проведённого анкетирования позволяют говорить о том, что первоклассники хорошо знают названия лишь тех пунктуационных знаков, изучение которых предусмотрено программой, несмотря на то, что встречают остальные знаки препинания в текстах учебников.

Задание №3. Индивидуальное собеседование.

Цель: определить, знакомы ли дети с назначением знаков препинания.

В ходе собеседования учащимся поочерёдно было показано графическое изображение одного из девяти знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой, двоеточия, многоточия, кавычек, тире и точки с запятой. Младшие школьники отвечали на вопросы по каждому знаку препинания: «Как называется этот знак и для чего он нужен?»

Анализ ответов учащихся показал, что знаки завершения предложения и запятая знакомы большинству учащихся. Назвать такие знаки препинания, как двоеточие, многоточие, кавычки, тире, точка с запятой смогли 50% учащихся из опрошенной группы, а значение данных знаков в письменной речи младшие школьники объяснить не смогли. Таким образом, ответы учащихся показали, что ученики осознают далеко не все функции знаков препинания.

Результаты проведённых диагностических заданий наглядно демонстрируют сужение понятия пунктуационной грамотности и подчёркивают особую значимость работы по формированию пунктуационных умений младших школьников при обучении грамоте, так как пунктуация является частью графической системы русского языка. Ее усвоение необходимо младшим школьникам для того, чтобы письмо максимально точно выражало содержание высказывания.

Литература

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 255 с.

3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М. Т. Бара­нова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 368 с.

4. Трегубова Л.С. Использование технологии учебного сотрудничества и игровой технологии в процессе обучения младших школьников пунктуации // Нижегородское образование. – 2018. - № 2. – С. 157-162.

5. Трегубова, Л.С. Обучение пунктуации в начальных классах // Начальная школа. 2014. №7. С. 43-48.

6. Трегубова Л.С. Теоретические основы методики формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте: Монография. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 183 с.

Просмотров работы: 194