ОЦЕНКА ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЦЕНКА ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Дроздов Н.А. 1, Михайлова И.В. 2, Назаров Е.А. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Направления совершенствования планирования на предприятиях железнодорожного транспорта в условиях его экологизации задаются теми проблемами, которые существуют. Для детального анализа проблем необходим анализ экологических и экономических показателей деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Это обуславливает актуальность темы исследования.

Целью статьи является исследование экономических и эколого-экономических показателей деятельности железнодорожного транспорта и его филиала – Северо-Кавказской железной дороги. Данная цель предполагает реализацию следующих задач:

провести анализ экономических показателей деятельности железнодорожного транспорта в разрезе последних 10 лет;

провести анализ экологических и эколого-экономических показателей деятельности Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в разрезе последних 10 лет.

Железнодорожный транспорт является важнейшим звеном национальной экономики. Несмотря на экономический кризис, с 2008 года по 2015 наблюдается рост грузооборота более чем на 500 млрд. т-км., что свидетельствует о бурном развитии отрасли даже в сложный для экономики страны период. График, представленный на рисунке 1, отражает эти показатели.

Рисунок 1 – Грузо- и пассажирооборот ОАО «РЖД» в 2008 – 2015 г.г.

Отметим, что даже при снижении роста пассажирооборота, показатель в 120 млрд. пасс.-км. очень значителен с точки зрения масштабов предприятия и его места в экономике страны [1].

Представим на рисунке 2 структуру доходов и расходов по перевозкам, а также чистой прибыли за период 2008-2015 годов.

Рисунок 2 – Финансовые показатели деятельности ОАО «РЖД» в 2008 – 2015 годах

Инфраструктура железнодорожного транспорта включает в себя железнодорожные пути как таковые, железнодорожные станции, сортировочные станции, линии электроснабжения и пр. Историческое развитие инфраструктуры железнодорожной отрасли в России сделало ее как самой мощной по своей экономической составляющей, так и самой весомой в плане социального доверия. Услуги железнодорожного транспорта пользуются таким спросом в России благодаря исторически обусловленной репутации железнодорожного сообщения как наиболее комфортного и безопасного вида сообщения в сравнении с автомобильным и авиатранспортом. То есть, проблема конкурентоспособности есть стратегическая проблема данной отрасли.

Проведем анализ инвестиционной активности железнодорожного транспорта Российской Федерации. На рисунке 3 представлены данные об инвестициях ОАО «РЖД» в 2013-2017 годах.

Рисунок 3 – Инвестиции ОАО «РЖД» в 2013-2017 годах

Таким образом, из представленных рисунков видно, что имеется отрицательный рост инвестиций в обновление подвижного состава, который снижался с уровня в 118, 68 млрд. руб. в 2013 году и в конечном итоге в 2017 году составил 76,96 млрд. руб. Это негативная тенденция, так как обновление подвижного состава является одним из важнейших путей снижения выбросов в атмосферный воздух. Наряду с этим нельзя не отметить, что инвестиции в повышение транспортной доступности для населения продемонстрировали незначительное снижение от 2013 к 2017 году. Это также является негативным фактором [2].

Рассмотрим показатели экономической статистики деятельности Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», а также проведем анализ ее природоохранной деятельности. На рисунке 4 приведены показатели загрязнений воздушной среды предприятием «Северо-Кавказская железная дорога» - филиалом ОАО «РЖД».

Рисунок 4 – Загрязнения воздушной среды на Северо-Кавказской железной дороге в 2004 – 2015 годах (млн. тонн)

На рисунке 5 приводится статистическая диаграмма водоотведения, а именно, сколько каких типов вод было отведено.

Рисунок 5 – Водоотведение на Северо-Кавказской железной дороге в 2004 – 2015 годах (тыс. куб. м.).

На рисунке 6 представлен график использования и передачи отходов СКЖД - филиала ОАО «РЖД» за период 2004 – 2015 годов [3].

Рисунок 6 – Использование и передача отходов на Северо-кавказской железной дороге за период 2004 – 2015 годов (тонн)

Сравним данные о плате за сверхнормативные выбросы с аналогичными данными о платежах за допустимые выбросы в том же временном периоде, отразим приведенные статистические данные на графике, изображенном на рисунке 7 [4].

Рисунок 7 – Данные о платежах Северо-Кавказской железной дороги за сверхнормативные выбросы по видам загрязнений в период 2008 – 2015 годов (тыс. руб.)

Таким образом, в процессе детального анализа показателей природоохранной деятельности Северо-Кавказской железной дороги, выяснено, что присутствуют признаки неэффективности, среди которых можно выделить такие, как:

Наличие сверхнормативных загрязнений, которые не только создают неблагоприятную экологическую ситуацию на Дороге в целом, но и отнимают огромную долю прибыли предприятия.

Снижение показателей текущих затрат на природоохранную деятельность, что является свидетельством того, что на уровне предприятий отсутствует целостное понимание проблемы важности мониторинга и контроля эколого-экономических показателей деятельности.

Отсутствие должного уровня экологического контроля со стороны ОАО «РЖД» и недостаточный экологический мониторинг.

Отсутствие должного уровня корпоративной экологической культуры, обеспечивающей снижение загрязнения.

Неблагоприятная экологическая обстановка и наличие профессиональных заболеваний у групп населения, находящихся в ситуации повышенного риска, нанося таким образом сопряженный ущерб.

Среди перечисленных факторов имеются факторы экономического и экологического риска, которые подрывают процесс повышения качества и эффективности работы компании, создавая почву для непроизводительных потерь, уменьшения прибыли компании, разрушения экологической среды и нарушения интересов общественной безопасности. Приведенные в настоящем параграфе данные позволят составить экономико-математическую модель оценки полезности планирования на железнодорожном транспорте, на основании которой можно будет сделать организационные выводы.

Список литературы

Tagiltseva J.A., Kuzina E.L., Vasilenko M.A., Drozdov N.A. Evaluation of the effectiveness of environmental management decisions // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - 2018. - С. 1281-1285.

Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Обоснование необходимости исследования влияния транспортных факторов на экономику страны в условиях опережающего маркетинга // Качество. Инновации. Образование. - 2018. - № 5 (156). - С. 161-169.

Кузина Е.Л., Кузина М.А. Эколого-экономическая и социальная эффективность природопользования в масштабе мирового пространства // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 2-2 (36). - С. 88.

Кузина Е.Л. Разработка критерия оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 1 (19). - С. 405-410.

Просмотров работы: 96