РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Дроздов Н.А. 1, Марков Я.И. 2, Кадилин Н.Ю. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта связано с особенностями его политики в области модернизации отрасли и повышения экологической и энергетической безопасности транспорта. Данная политика определяется такими документами, как Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Экологическая стратегия ОАО «РЖД», Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2030 года, Энергетическая стратегия холдинга «РЖД»  на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «РЖД», Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, Программа мероприятий по повышению экологической ответственности ОАО «РЖД» и пр. Принятие перечисленных стратегических документов говорит о желании руководства повышать качество деятельности компании, то есть, увеличивать результаты деятельности предприятий железнодорожной отрасли, проводя масштабные управленческие изменения по многим направлениям. Соответственно, актуальной проблемой является разработка методических аспектов реализации целей этих документов.

Целью статьи является разработка методического обоснования реализации экологической стратегии железнодорожного транспорта. Достижение цели обеспечивается выполнением ряда задач:

анализ содержания стратегических документов железнодорожного транспорта;

детализация функции планирования по уровням: стратегическому, среднесрочному и текущему;

применение цикла Деминга к вопросу управления рисками.

Стратегия развития железнодорожной отрасли была введена в действие Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», и она является плановым документом всей железнодорожной отрасли, который предусматривает набор мероприятий по модернизации железнодорожного транспорта в России. Необходимость повышения эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта, улучшение распределения ресурсов, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны является целью Стратегии железнодорожного транспорта.

Приняты два варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный. Максимальный вариант ориентирован на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации.

Минимальный вариант основан на энергосырьевом сценарии развития экономики. В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в перевозках по энергосырьевому сценарию развития России. Максимальный вариант основан на инновационном сценарии развития России и характеризуется значительной концентрацией усилий на тех научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры валового внутреннего продукта в сторону производства высокотехнологичной продукции.

Экологизация железнодорожного транспорта Российской Федерации обеспечивается принятием Экологической стратегии. Она является основным документом природоохранной деятельности железнодорожного транспорта до 2030 года. Стратегия устанавливает природоохранную цель деятельности компании, формулирует задачи по выполнению этой цели. В ней проводится анализ природоохранной деятельности (ущербов), нанесенного железнодорожным транспортом окружающей среде. Также в ней приводятся данные о планируемых природоохранных и природосберегающих хозяйственных мероприятиях, о возможном сокращении ущерба окружающей среде. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» является первым документом, в котором четко прописано, что целью деятельности компании ОАО «РЖД» в области экологии является сохранение и устойчивое развитие окружающей среды. Согласно данному документу, экологические проблемы ОАО «РЖД» должны решаться посредством внедрения энергосберегающих технологий, ввода в эксплуатацию новых производственных фондов, замены устаревшего экологического оборудования на новое и т.д.

Стратегические показатели планирования представлены в стратегии целевыми ориентирами в области охраны атмосферного воздеха, водных объектов, загрязнения почв твердыми отходами, а также шума и вибрации Немалое внимание уделено в Стратегии анализу экологических рисков и индикаторам достижения природоохранных целей.

Стратегическая программа развития устанавливает набор мероприятий и показателей, рассчитанных на длительный период времени, иногда даже десять и более лет. На основании нее составляются среднесрочные планы, которые призваны детализировать стратегические. В среднесрочном планировании реализуются такие цели ОАО «РЖД», как:

обеспечение коммерческих интересов ОАО «РЖД»;

планирование и прогнозирование основных показателей развития ОАО «РЖД» на кратко- и среднесрочную перспективу;

обеспечение реализации целей, установленных стратегической программой развития ОАО «РЖД»;

обеспечение корректировки стратегических показателей планирования при изменении каких-либо входных параметров планирования: уровня рисков, ресурсообеспеченности и пр.

возможность нейтрализации неблагоприятных факторов, которые могут негативно повлиять на процесс планирования [1].

На рисунке 1 представлена детализированная схема планирования на железнодорожном транспорте по уровням управления холдингом.

В современной практике менеджмента стратегическое планирование рассматривается как инструмент распределения ресурсов, адаптации предприятия к внешней среде, внутренней координации и организационного стратегического предвидения. Предлагаемый автором подход к планированию предполагает изменение самой структуры плана, новую методику оценки эффективности планируемых производственно-хозяйственных мероприятий [2].

Риск оказывает существенное влияние на результаты планирования, особенно при планировании организационно-технических мероприятий на долгий срок. В связи с этим согласно принципам постепенного улучшения и цикла Деминга «plan-do-check-act» (планируй-действуй-контролируй-улучшай), необходима разработка инструментария корректировки планов с учетом рисков. Корректировка планов осуществляется при помощи отрицательной обратной связи в системе планирования: все проявляющие себя в процессе управления риски находят отражение в планов, изменяют их. На рисунке 2 представлен механизм осуществления корректировки планов повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта [3].

Рисунок 1 – Детализация планирования производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта по уровням управления

Рисунок 2 – Механизм осуществления корректировки планов повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта в условиях его экологизации

На уровне среднесрочного планирования стратегические ориентиры и цели реализуются в виде планов подразделений Дороги, структура которых отвечает требованиям экологической и социальной эффективности, чем обеспечивается качество и экономическая эффективность деятельности. На текущем уровне происходит реализация среднесрочных плановых программ, мониторинг результатов планирования по экономическим, экологическим и социальным показателям качества и эффективности [4]. Помимо этого обеспечивается обратная связь с вышестоящими планами, что позволяет вносить коррективы в планы, лучше управлять рисками, обеспечивая повышение эффективности в системе управления ОАО «РЖД».

Список литературы

Tagiltseva J.A., Kuzina E.L., Vasilenko M.A., Drozdov N.A. Evaluation of the effectiveness of environmental management decisions // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - 2018. - С. 1281-1285.

Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Обоснование необходимости исследования влияния транспортных факторов на экономику страны в условиях опережающего маркетинга // Качество. Инновации. Образование. - 2018. - № 5 (156). - С. 161-169.

Кузина Е.Л., Кузина М.А. Эколого-экономическая и социальная эффективность природопользования в масштабе мирового пространства // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 2-2 (36). - С. 88.

Кузина Е.Л. Разработка критерия оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 1 (19). - С. 405-410.

Просмотров работы: 10