РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРИРОДООХРАННЫХ РЕШЕНИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРИРОДООХРАННЫХ РЕШЕНИЙ

Дроздов Н.А. 1, Зямзин Н.Н. 2, Позднякова И.С. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любые процессы в экономике, как и в любой сфере человеческой деятельности сложны и нелинейны. Это означает, что их реакции не всегда строго детерминированы и могут быть однозначно определены. Поведение сложной нелинейной системы можно предсказать лишь с определенной долей вероятности, рассматривая при этом возможности реализации альтернативных сценариев. Для того, чтобы сымитировать поведение сложной управленческой системы, коей является предприятие железнодорожного транспорта, взаимодействующее с окружающей средой, необходимо разработать математическую модель, что обуславливает актуальность темы научного исследования. Инструментом для разработки такой модели выступает теория игр.

Целью статьи является разработка экономико-математической модели, обосновывающей направления планирования повышения качества и эффективности деятельности предприятий железнодорожной отрасли. Достижение цели предполагает выполнение таких задач, как:

определение начальных данных модели;

выбор инструмента моделирования;

расчет экономико-статистических показателей деятельности Северо-Кавказской железной дороги;

построение модели обоснования на основе полученных экономико-статистических показателей;

выводы относительно результатов моделирования поведения экономической системы.

В рассматриваемой модели имеются две стороны: игрок и «природа». Под игроком понимается предприятие железнодорожного транспорта, под «природой» - внешняя и внутренняя среда, способная реагировать на поведение железнодорожного транспорта и оказывать своей реакцией воздействие на него. Под реакцией «природы» понимается некий произведенный эффект на игрока в зависимости от тех или иных обстоятельств. Например, игрок может статистически рассчитать возможный объемов выбросов в n-м году и, зная средний процент роста инфляции или прогноз по инфляции, рассчитать, насколько вырастут его затраты на природоохранную деятельность. Но с большой вероятностью можно утверждать, что в таком случае он ошибется в оценке по причине высокой неопределенности ситуации. В зависимости от количественной оценки его ошибки, модель будет давать разные результаты. И эффект «природы» тоже будет разным [1].

Задача игрока – выбор такой стратегии поведения, при которой в случае наступления любой из трех реакций «природы» он получал бы строго больший выигрыш (прибыль), чем при выборе другой стратегии. Для представления моделей подобных игр используется платежная матрица – таблица размера , куда заносится информация о стратегиях игроков и выигрышах. В таблице 1приведен пример такой платежной матрицы, которая используется в «играх с природой».

Таблица 1 – Платежная матрица игры с «Природой»

 

Q1

Q2

Q3

Qn

A1

a11

a12

a13

a1n

A2

a21

a22

a23

a2n

A3

a31

a32

a33

a3n

Am

am1

am2

am3

amn

Для того, чтобы составить адекватную модель взаимодействия интересов сложной системы «предприятие – государство», необходимо выяснить, какую долю составляют природоохранные платежи в природоохранной деятельности, а также текущие затраты на природоохранную деятельность. Затем, выяснив это отношение, посчитать выгоду железнодорожного транспорта в случае их сокращения. Это связано с тем, что в случае улучшения качества в результате планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта нивелируются сверхнормативные выбросы и сокращаются допустимые, наряду с этим сокращаются текущие затраты на природоохранную деятельность [2].

Исходя из эколого-экономических данных статистики по Северо-Кавказской железной дороге, подсчитаем среднее увеличение к 2020 году отношения объема платежей за сверхнормативные выбросы к прибыли в относительном значении при условии, что доходы предприятия и размер платежей в среднем останутся постоянными. Рассчитаем по формуле (1) суммарную долю сверхнормативных выбросов для ситуации увеличения ставок [3].

, (1)

где – отношение размера платежей за сверхнормативные выбросы к чистой прибыли в 2020 году при сохранении текущего подхода к планированию производственно-хозяйственной деятельности на предприятия и вступления в силу нового законодательства (%).

Рассчитаем среднее увеличение к 2020 году отношения суммы объема платежей за сверхнормативные и допустимые выбросы, а также текущих затрат на природопользование к налогооблагаемой прибыли Северо-Кавказской железной дороги при условии возрастания сверхнормативных платежей в 25 раз, текущих затрат, платежей за допустимые выбросы и налогооблагаемой прибыли – на процент среднегодового прироста. Используем формулу (2) для таких расчетов.

(2)

где: средний показатель размера природоохранных платежей за сверхнормативные выбросы СКЖД, скорректированный к уровню 2020 года с учетом средних значений прироста за период 2008-2015 годов и двадцатипятикратного повышающего коэффициента;

средние значения сверхнормативных выбросов СКЖД за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов;

показатель среднегодовой скорости роста значений сверхнормативных выбросов СКЖД за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов.

По формуле (3) рассчитывается средний показатель размера природоохранных платежей за допустимые выбросы, скорректированный к уровню 2020 года.

(3)

где: средний показатель размера природоохранных платежей за допустимые выбросы СКЖД, скорректированный к уровню 2020 года с учетом средних значений прироста за период 2008-2015 годов;

средние значения допустимых выбросов СКЖД за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов;

показатель среднегодовой скорости роста значений допустимых выбросов СКЖД за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов.

По формуле (4) производится расчет среднего показателя размера текущих затрат на природоохранную деятельность, скорректированный к уровню 2020 года.

(10)

где: средний показатель размера текущих затрат СКЖД на природоохранную деятельность, скорректированный к уровню 2020 года с учетом средних значений прироста за период 2008-2015 годов;

средние значения размера текущих затрат СКЖД на природоохранную деятельность за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов;

показатель среднегодовой скорости роста размера текущих затрат СКЖД на природоохранную деятельность за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов.

По формуле (5) рассчитывается средний показатель размера налогооблагаемой прибыли, скорректированный к уровню 2020 года с учетом средних значений прироста.

(5)

где: средний показатель размера налогооблагаемой прибыли СКЖД, скорректированный к уровню 2020 года с учетом средних значений прироста за период 2008-2015 годов;

средние значения размера налогооблагаемой прибыли СКЖД за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов;

показатель среднегодовой скорости роста размера налогооблагаемой прибыли СКЖД за год при анализе значений за период 2008 – 2015 годов.

Формула (6) позволяет рассчитать значение скорректированного показателя отношения суммы текущих затрат на природоохранную деятельность.

Для разработки теоретико-игровой модели необходимо составить платежную матрицу игры, в которую вносятся значения выигрышей для игрока – предприятия железнодорожного транспорта. В нее вносится значения показателей и с поправкой на вероятностный характер реакций «природы» [4].

Используем приведенные выше коэффициенты и критерии Вальда, максимакса, Лапласа и Гурвица для выбора предпочтительной стратегии игрока. Представим систематизированные данные в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка стратегий игрока критериями максимакса, Вальда, Лапласа и Гурвица

 

«Поведение природы»

Критерий Гурвица

Обобщенный критерий Гурвица

П1

П2

П3

Подход пессимиста

Подход оптимиста

Стратегии игрока

С1

0,9973

0,9980

0,9320

0,9894

0,9890

0,9890

С2

0,9992

0,9977

0,9992

0,9954

0,9950

0,9890

Предпочтительная стратегия

С2

С2

Таким образом, проанализировав полученную платежную матрицу четырьмя критериями: максимакса, Вальда, Лапласа и Гурвица, можно сделать вывод, что наиболее предпочтительной стратегией поведения предприятия будет стратегия С2, при которой предприятие-природопользователь, планируя производственно-хозяйственную деятельность, должен планировать только такие организационно-технические мероприятия, которые являются природоохранными [5].

Данная модель математически доказывает, что повышение качества и эффективности работы предприятия есть процесс изменений, в результате которого должны учитываться интересы общества и приниматься экологически безопасные управленческие решения [6]. Более того, в условиях сложившейся ситуации модель показывает, что никакие другие решения просто не принесут полезности – предприятие и общество будут находиться в проигрыше. Модель демонстрирует взаимосвязь интересов общества, предприятия и безопасной окружающей среды, представляет ее количественно. Следующим шагом является разработка подходов к достижению такого консенсуса в планировании качественной и экономически эффективной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Список литературы

Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. Моделирование системы природопользования на железных дорогах // Мир транспорта. - 2017. - Т. 15. - № 2 (69). - С. 188-195.

Кузина Е.Л. Обеспечение эколого-экономической безопасности под влиянием железнодорожного транспорта // Инженерный вестник Дона. - 2011. - № 4 (18). - С. 184-189.

Кузина Е.Л. Основы управления развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте // Инженерный вестник Дона. - 2011. - № 3 (17). - С. 348-356.

Drozdov N.A., Tagiltseva J.A., Kuzina E.L. The railway enterprises activity environmental and economic results planning // Proceedings of the 2017 IEEE Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, ElConRus 2017. - 2017. - С. 1321-1325.

Tagiltseva J.A., Drozdov N.A., Kuzina E.L. Monitoring socio-ecological-economic security of management environmental decisions // Proceedings of the 2017 IEEE Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, ElConRus 2017. - 2017. - С. 1366-1370.

Дроздов Н.А., Долженко А.М., Рыбалко К.К. Планирование эффективной финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.П. Мельникова. - 2018. - С. 577-581.

Просмотров работы: 7