РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Дроздов Н.А. 1, Дорохова А.А. 2, Белоус Н.А. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью статьи является апробация разработанной автором методики планирования повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Данная цель предполагает выполнение таких задач, как:

определение значений относительного показателя оценки эффективности планируемых организационно-технических мероприятий при различных эколого-экономических параметрах;

определение критериев профилей риска планируемых организационно-технических мероприятий;

построение части производственного плана повышения качества и эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта [1].

Планируемое решение будет эффективным, если . Это означает, что вред окружающей среде, наносимый действиями предприятия ниже, чем доход компании. В таком случае должно соблюдаться условие из формулы (1):

(1)

Данное неравенство является условием эффективности планирования организационно-технических мероприятий. Очевидно, что в том случае, когда разность ущербов до и после реализации планируемого мероприятия превышает затраты на него, в выигрыше останутся как предприятие, так и общество (государство). Предприятие будет освобождено от необходимости покрывать ущерб, наносимый окружающей природной среде своими действиями, ликвидирует сверхнормативные выбросы, тем самым, высвобожденные средства пойдут на инвестиции в новые производственные мощности, строительство инфраструктуры и т.д., что обеспечит компании дополнительную прибыль. Общество и государство, как институт, представляющий его интересы, получит благоприятную окружающую среду, безопасную для здоровья и жизни людей, на которую будет существенно сокращено воздействие со стороны предприятия [2].

При использовании критерия эффективности необходимо проводить пропорциональную оценку между снижением ущерба и затратами предприятия. Дело в том, что критерий оценки экономической эффективности может показывать ложноотрицательный результат эффективности. Это распространяется на случаи, при которых затраты на планируемое организационно-техническое мероприятие существенно выше, чем размер снижения ущерба окружающей среде, но сама разность между ущербами при этом неотрицательна. Помимо этого есть еще оно условие, которое позволяет проверить, является ли планируемое организационно-техническое мероприятие природоохранным или нет. Размер природоохранных платежей, уплаченных по мероприятию, должен быть намного выше суммы капитальных и эксплуатационных затрат не его реализацию. Таким образом, выполняются три следующих условия:

;

;

.

В таком случае необходимо проводить дополнительный анализ мероприятия: измерять снижение значений сопряженного ущерба, причиняемого окружающей среде, оценивать социальный эффект и т.д. В случае если будет подтверждено, что планируемое мероприятие экологически безопасно и социально полезно, оно должно быть принято и включаться в план [3].

Количественная оценка эффективности планируемого организационно-технического мероприятия соответствует тому или иному уровню социо-экологической безопасности. Определение уровня социо-экологической безопасности является важной частью качественной оценки результатов планирования. Значения Кэк заносятся в план по каждому мероприятию. В таблице 1 отражены значения уровней социо-экологической безопасности планируемых мероприятий и описание этих уровней [4].

Таблица 1 – Уровни социо-экологической безопасности планируемых организационно-технических мероприятий

n/n

Значение Кэк

Уровень социо-экологической безопасности планирования

Описание уровня

Рекомендации

1

2

3

4

5

1

Кэк<0

Отрицательный

Планируемое организационно-техническое мероприятие уничтожает окружающую среду. Оно не может быть включено в план

Не может быть включено в план. Должно быть заменено на альтернативное

2

0<Кэк<=0,25

Крайне низкий

Планируемое организационно-техническое мероприятие имеет крайне низкую степень эффективности

Необходим кардинальный пересмотр состава планируемого организационно-технического мероприятия, его финансирования. Возможен отказ от мероприятия и его замена.

3

0,25<Кэк<=0,5

Низкий

Планируемое организационно-техническое мероприятие имеет низкую степень эффективности

Необходим пересмотр этапов реализации планируемого организационно-технического мероприятия и глубокий анализ альтернатив. Возможно изменения финансирования мероприятия или его замена

4

0,5<Кэк<=0,75

Средний

Планируемое организационно-техническое мероприятие имеет среднюю степень эффективности

По результатам консультаций с экспертами необходимо принятие решений касательно экологических и экономических аспектов планируемого организационно-технического мероприятия

5

Кэк>0,75

Высокий

Планируемое организационно-техническое мероприятие имеет высокую степень эффективности

В планируемое мероприятие не вносится существенных изменений, возможна незначительная корректировка системы финансирования или этапов реализации

На основании разработанной модели планирования и показателей оценки была разработана «Форма плана-1», которая является частью методических рекомендаций по планированию повышения качества и эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Это обобщенная форма представления рассчитанных показателей и вывода управленческой информации о планируемых организационно-технических мероприятиях. На основании такой формы была проведена апробация методики на примере Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Такая форма представлена в таблице 2 [4].

Таблица 2 – Форма информационного обеспечения планирования повышения качества и эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта (на примере СКЖД-филиала ОАО «РЖД»)

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Объем

Затраты (тыс. руб.)

S1-S2

(тыс. руб.)

Кэк

Цу>0

Уровень социо-экологической базопасности

Результат планирования

1

Внедрение контейнеров для отходов любых видов опасности

2025г

60шт

5120,7

7537,8

0,47

да

низкий

доработка в связи с низким уровнем СОБ

2

Использование биологической посуды в поездах ОАО «РЖД»

2025г

40%

1722.1

2974,6

0,73

да

средний

утверждено

3

Внедрение экологически безопасных видов масел для колесных пар

2025г

30%

12711,2

24731,3

0,94

да

высокий

утверждено

4

Приобретение масел II категории для обслуживания рельсов

2025г

500 шт

8217,4

14716,5

-0,79

нет

отрицательный

отклонено. выбор альтернативного варианта

Последнее организационно-техническое мероприятие разрушает природную среду, следовательно отклоняется и заменяется другим, более экологически и социально безопасным и эффективным. В первом мероприятии достаточно низкий уровень показателя социо-эколого-экономической безопасности планирования, поэтому должны быть приняты меры по доработке.

Таким образом, была разработана методика планирования качества и эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта, то есть цель статьи достигнута. В процессе достижения цели был проведен анализ подходов к планированию, проведена методическая работа по формированию показателей оценки и мероприятий плана, а также проведена апробация методики.

Список литературы

Tagiltseva J.A., Kuzina E.L., Vasilenko M.A., Drozdov N.A. Evaluation of the effectiveness of environmental management decisions // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - 2018. - С. 1281-1285.

Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Обоснование необходимости исследования влияния транспортных факторов на экономику страны в условиях опережающего маркетинга // Качество. Инновации. Образование. - 2018. - № 5 (156). - С. 161-169.

Кузина Е.Л., Кузина М.А. Эколого-экономическая и социальная эффективность природопользования в масштабе мирового пространства // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 2-2 (36). - С. 88.

Кузина Е.Л. Разработка критерия оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 1 (19). - С. 405-410.

Просмотров работы: 7